Первые статьи этого справочного труда увидели свет в середине 80-х годов ХХ
века на центральных разворотах журнала "Ровесник". Интересно, что содержавшие
сведения о сменах составов описываемых групп, эти статьи еще не включали
дискографии - зато содержали довольно забавные с точки зрения сегодняшнего дня
сведения вроде "сингл Боуи и Джаггера "Танцы На Улице" был
показан в передаче "Утренняя Почта". К началу 90-х шрифт был уменьшен, а
половину разворота стали занимать цветные фотопортреты музыкантов. Следующие по
алфавиту статьи дополнялись оперативными "врезками" статей о новых музыкантах и
коллективах в правом нижнем углу. При желании врезки эти можно было вырезать и
использовать в качестве вкладок в магнитофонные кассеты.
Наконец, в 1995 году была предпринята первая попытка свести накопившиеся и
постоянно дополняющие друг друга материалы журнальных статей в единое издание.
Правда тогда по ряду причин дальше первого тома (от А до L плюс ряд избранных
статей и интервью из архива "Ровесника") дело не пошло. Забавно, что в качестве
некоторых иллюстрирующих статьи фотографий тогда частично были использованы
несколько уменьшенные журнальные постеры Полностью обнародовать материалы
рок-энциклопедии удалось лишь в 1997 году. Так что теоретически нынешнее
издание - даже не второе, а второе с половиной.
Так уж повелось, что до какого-то момента большая часть изданных у нас
рок-энциклопедий с удручающим однообразием игнорировала примерно один и тот же
набор не самых последних в своем роде артистов. До того же 1995 года в подобных
изданиях было немыслимо отыскать статью о Нине Хаген, Faith No More,
Sparks или даже всенародно любимых Manowar. В настоящим издании с
этим все в полном порядке - более того, из него наконец-то можно подчерпнуть
начальные сведения о таких явлениях рок-сцены 90-х, как Red Hot Chilly
Peppers, Extreme, Nirvana и Fear Factory, ознакомиться с чудовищной
по своему объему дискографией официальных концертных бутлегов Pearl Jam
или полностью прочесть не менее чудовищное по своей длине название второго
альбома Фионы Эппл.
Несомненный плюс нового издания - просто-таки невероятно полные для момента
издания дискографии. "Самое правильное с точки зрения энциклопедии -
старательно перечислять все", пишет Сергей Кастальский в авторском
вступлении. Приятно, что в этом вопросе его слово не расходится с делом.
По-крайней мере, до середины 2002 года за полноту подавляющего большинства
приведенных в книге дискографий можно ручаться.
Не обошлось в новом издании, однако, и без ряда существенных недочетов.
Разумеется, нельзя объять необъятное, и отсутствие в энциклопедии ряда знаковых
для последних лет имен - в диапазоне от No Doubt до Nightwish -
можно было бы легко закрыть глаза, если бы не ощущение, что законные места этих
коллективов заняты странноватыми в контексте рок-энциклопедии статьями о
бой-бэндах и рэп-бригадах. Странное дело, стоявшие у истоков последней волны
серф-панка Green Day в списках имеются, а добившиеся на этом поприще
гораздо большего Offspring - напрочь отсутствуют. Точно так же обстоят
дела с наличием в энциклопедии скороспелых индустриальщиков Rammstein и
отсутствием куда более основательных Die Krupps, роль которых в
становлении индастриела сравнима по значимости со вкладом Einsturzende
Neubauten.
Кроме того, о факте "исправленности" статей в ряде случаев можно поспорить -
несколько досадных фактических неточностей перекочевали в новые статьи прямиком
из изданий 1995 и 1997 годов. К примеру, Морис Гибб, покойный басист
Bee Gees так и остался гитаристом по фамилиии Джибб. А в статье про
Bonzo Dog Doo-Dah Band по-прежнему упоминается The World,
мифическая группа Нила Инеза, с которой якобы некоторое время выступал
Джордж Харрисон. Не совсем ляп, но было все немного по-другому. (Группа
действительно была, только называлась The Rutles, а Харрисон выступал в роли
сопродюсера "монтипайтоновского" фильма "All You Need Is Cash" с ее участием.)
Наконец, статьи об Oasis, R.E.M. и Rolling Stones явно "добиты"
публиковавшимися некогда на страницах "Ровесника" абзацами из рецензий на
альбомы, несколько ломающими "энциклопедическую" стилистику изложения
материала. Правда, справедливости ради следует отметить, что в некоторых
случаях подобная ломка изложения не просто уместна, но и просто необходима.
Статья о Beatles, к примеру, вообще выполнена в виде развернутого эссе,
но писать иначе о культурном феномене второй половины ХХ века, раз и навсегда
смешавшем всяческие табели о рангах, было бы просто глупо - есть на свете
явления, которым позволено стоять выше всяких стандартов.
Ну да ладно. Необъятное действительно объять нельзя. По-крайней мере, начальные
сведения об искомом предмете какой-нибудь "юноша, обдумывающий житие" перед
обычным сейчас погружением в зловонные глубины Интернета из этого труда
подчерпнет. А следовательно, его дальнейший поиск сведений будет носить гораздо
более целевой характер. КПД новой рок-энциклопедии в области спасения
человечества от информационного потопа, как ни крути, существенно выше, нежели
у предыдущих изданий подобного плана. А это уже немало.
Остается выразить надежду, что в дальнейшем рок-энциклопедия "Ровесника" будет
переиздаваться регулярно - так, как происходит это с подобными изданиями во
всем цивилизованном мире. Ибо в целом эта первая попытка сделать "некустарное"
справочное издание - более чем удачна. Такому почину просто необходимо
дальнейшее развитие.
1972 – Родился Майк Дёрнт, бас-гитарист и бэк-вокалист группы Green Day. Хоть основным лириком в группе является Билли Джо Армстронг, Майк написал тексты к песням «Emenius Sleepus», «J.A.R.», «Scumbag» и «Ha Ha You’re Dead» »»
Maynard FERGUSON (1928)
Ron CARTER (1937)
Nickolas ASHFORD (1943)
Mick MARS (1951)
Jackie JACKSON (1951)
Joseph BURTON (1952)
Сергей Викторович ОВСЯННИКОВ (1959)
LITTLE BOOTS (1984)
Леонид НАРУШЕВИЧ (2001)