"Целевая аудитория" этого двойного компакт-диска с внушительным оглавлением (32
песни) - не фанатичные, углубленные "фолкеры", а простые зажиточные труженики
жизни, забредшие в субботу на "новую "Горбушку" прикупить "чего-нибудь для
релаксации", или внезапно по выходе из кинотеатра вдохновившиеся творчеством
Толкиена. Основную часть компиляции составили, увы, песни, не имеющие к
кельтской традиционной и шотландской или ирландской народной музыке 18-20 вв.
никакого отношения вовсе, или имеющие отношение весьма опосредованное: en masse
это типичные "муви саундтрекс" стилизованные под кельтскую традицию. Стилизация
тоже проходит с большей (Лорена МакКеннит "The Mystic's Dream" и
"Skellig", Майре Бреннан "Eirigh Suas A Storin", Шонед
О'Конор и The Chieftains "Factory Girl") или меньшей степенью
удачливости и аутентичности. Из всех возможностей кельтских свирелей, дудочек,
бодранов и т.д. создатели пластинки предпочли изданную синтезатором протяжную
ноту волынки, аккомпанирующую не менее протяжному женскому голосу в
трогательном лиричном миноре. Кстати, львиная доля вокальных партий на "The
Celtic Circle" отдана на откуп слабому полу.
Некоторые имена и вовсе притянуты в "кельтский круг" за уши. Единственным
приходящим на ум объяснением их появления в этом кругу может служить их
ангажированность вкупе с известной долей романтизма в музыке. Видно у
составителей совершенно не нашлось возможностей включить в "сборник кельтской
народной музыки" ни группу Cruachan, ни пьяного "главного ирландца всех времен"
Шейна МакГована, ни гуру The Dubliners, ни даже каких-нибудь завалящих The
Pogues. (С миру, в пределах лейбла, так сказать по нитке.) Мы уж умолчим о
героях ЦДХ Slua Si, а то как бы настоящие русские ирландцы с досады не плюнули
в экран.
Все сказанное, однако ж, вовсе не разумеет некачественность выставленного
товара. Классная группа Nightwish, спору нет, и композиция "Sleeping
Sun" из тех, что берут за душу темными ненастными вечерами, когда люди от
Ольстера до Мунстера собираются вместе посидеть, попить "Гиннеса". Единственное
- не имеет никакого отношения к теме собрания. С таким же успехом Мария Кац
могла бы представлять традиционный русский фольклор на конкурсе "Евровидение".
То же самое относится к Within Temptation и совсем уж
нежданной-негаданной "Who Wants To Live Forever".
В еще большей степени наш спорный необъективный тезис следует
распространить на тексты песен, в лучшем случае относящим слушателя к
голливудски-средневековым аллюзиям на артуровские темы. Но в семье народов не
без ирландца. Есть же, например, "Последняя битва Кухулина" Джефа
Джонсона и Брайана Даннинга, в которой коварные сыновья Калатина,
возможно, все-таки отрубили голову свирепому уладскому герою. Возможно -
потому-что это инструментальная композиция, кстати, одна из самых подвижных на
первом диске, с тонкими, уладскими, конечно же, свирелями и намеками на
компьютерный вариант бодрана.
В список "исключений" (читай, собственно "кельтских" песен) следует также
добавить Алана Стивела с песней на больную ирландскую тему "Brian
Boru", под банджо и с ритмом перкуссии, как раз характерной для "клубной"
(сиречь "пабной") ирландской музыки. И Анне Эбрел с Гилем Лебигом
("Ar Galon Digorr") к нему в компанию.
Резюме: амбиентная музыка для людей, чья молодость состоялась тогда, когда
словечко "амбиентность" еще не натекло в словари отечественной прессы из
западных журнальчиков.
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)