Сегодня в гостях у "Звуков" бывший вокалист Iron Maiden, настоящий мужик и одно из главных действующих лиц на мировой "металлической" сцене последних лет Блейз Бэйли (Blaze Baley), отмечающий в эти дни выход нового концертного альбома. О том, "как складывается жизнь" у людей в "металле", и что они обо всем этом думают читайте в интервью с самим Блейзом.
Звуки.ru: - Давай начнем с разговора о вашем новом альбоме. Расскажи,
пожалуйста, о нем вкратце. Ты доволен результатом?
Блейз Бэйли: - Новый альбом называется "As Live As It Gets".
Запись была сделана на двух выступлениях во время последнего турне: одно
состоялось в Швейцарии, другое - в Англии. Большую часть альбома составили
песни, записанные во время английского концерта - это был специальный
предновогодний концерт для наших фэнов. Поэтому и программа была "подарочная" -
по просьбам многих наших поклонников мы сыграли собственные версии "Sign Of
The Cross" и "Virus" и, конечно же, избранное с наших первых двух
альбомов, "Silicon Messiah" и "10th Dimension".
Звуки.ru: - Несколько неожиданным выбором для меня стал кавер "Dazed &
Confused" - ведь это песня явно не твоего диапазона голоса...
Блейз: - Все, в общем-то, просто. Нас попросили записать эту песню для
"трибьюта" Led Zeppelin, и мы остались довольны результатом. Мы сыграли
ее на том самом предновогоднем концерте - это был "зеленый" концерт, надо же
было сделать что-то необычное! Нам понравилось, как звучала песня, и мы решили
поместить ее на альбом. Только и всего!
Звуки.ru: - Это второй концертный альбом в твоей карьере. Какие
параллели и различия ты бы провел между "As Live As It Gets" и
"Massive Noise Injection"?
Блейз: - Между этим альбомом и "Injection" нет ничего общего. Когда мы
записывали "Injection" у нас почти-что не было времени для настройки
оборудования. Это была аналоговая запись, сделанная не самую лучшую пленку;
альбом получился очень, очень громким, настолько, что развести звук по разным
каналам было практически невозможно! По-другому дело обстояло с записью "As
Live As It Gets": у нас было два дня для установки и настройки, мы
записывали альбом с помощью небольшой передвижной студии, и запись была сделана
на этот раз цифровая.
Звуки.ru: - Какие у вас ближайшие планы на будущее? Не думаете
записывать новый студийный альбом?
Блейз: - Покамест мы закончили работу над сведением концертного
альбома... Но кое-какие идеи уже есть. У нас будет перерыв летом, скорее всего
мы используем его, чтобы поработать в студии.
Звуки.ru: - Со времен Wolfsbane твоя манера пения разительно
изменилась и, я бы сказал, улучшилась. Как ты думаешь, сейчас ты нашел свой
голос?
Блейз: - Я думаю, да. Поиграв в разных коллективах, поработав с разными
людьми, я думаю, сейчас я нашел собственную манеру исполнения. Большим
прогрессом в этом отношении для меня явились 2 альбома, которые я записал с
Iron Maiden. Сейчас, как мне кажется, мой голос полностью отражает те
чувства, которые я хочу вложить в песню. C "Messiah" и "Dimension" мой голос
значительно улучшился, чему во многом способствовала наша совместная работа с
Энди Снипом (Бывший гитарист Sabbat, ныне модный продюсер,
работающий с Blaze, Nevermore, Napalm Death, Machine
Head и др. - прим. автора), над вокальными партиями, в частности.
Звуки.ru: - На протяжении всей твоей карьеры ты был то подвергаем
остракизму прессой, то ею же был превозносим чуть ли не до небес.
"Kerrang!", помнится тебя короновал как "Темного лорда рока" в свое
время... Что ты думаешь о музыкальной прессе и ее так называемой
"объективности", а если называть вещи своими именами, о потугах разного толка
авторов, претендующих на некую "объективность"?
Блейз: - Я скорее поверю тем, кто пишет хорошо. Мнения людей предвзятых
меня не интересуют, и прислушиваться к ним я не собираюсь. Если люди приходят
на наши концерты, покупают пластинки или майки - это и есть первейший критерий
и вернейшее доказательство, которому я скорее поверю. Это люди, для которых я
играю, и которые поддерживают меня. Их мнение для меня важней. Скажем, было бы
глупо с нашей стороны убрать крики публики с записи - ведь, в конце концов,
именно публика, именно ее реакция делает концерт удачным или нет. Мнение
зрителей - вот что имеет для меня значение.
Звуки.ru: - Пара вопросов о сегодняшней хэви-метал сцене в Англии. В
августе вы выступаете на фестивале Bloodstock, единственном крупном
"металлическом" событии в Британии. Если посмотреть
на состав участников в прошлые годы, то видно, что новых больших имен
попросту нет: все те же старые герои: Saxon, Мартин Уолкиер со
своим Return to Sabbat и так далее. На твой взгляд, heavy metal,
когда-нибудь вернет, хоть частично, свои позиции в Англии? И как бы ты описал
современное состояние heavy metal сцены?
Блейз: - Сцена меняется в последние годы. Есть "традиционный" heavy
metal, есть nu-metal. Ближайшие два - три года, я думаю, покажут, что придет, а
что останется. Nu-metal был популярен в последнее время, но, мне кажется, это
просто веяние моды.
Звуки.ru: - Когда ты создавал свою собственную группу, трудно было найти
в сегодняшней Англии талантливых музыкантов? И что для тебя было важнее: иметь
в группе единомышленников или же главный критерий - сугубо технические
навыки?
Блейз: - Для меня самое важное - это их отношение к нашей музыке. Если
ты хороший музыкант и ты любишь эту музыку, ты можешь многому научиться.
Главное - ты должен любить музыку, которую играешь. Если это только работа -
значит ты напрасно тратишь свое время. Я искал людей, которые любили бы то же,
что и я, единомышленников. Вокруг, на самом деле, много хороших музыкантов,
просто не у всех сейчас есть возможность записать альбом - ныне в Англии
музыканту, играющему heavy metal, очень непросто.
Звуки.ru: - Кажется, что независимо от твоей воли, до конца своих дней
ты навсегда останешься "бывшим вокалистом Iron Maiden". Как ты относишься к
этому? Философски? Или как Пол Ди'Анно (в своих интервью) ты попытаешься
дистанцироваться от мэйденовского прошлого?
Блейз: - Разумеется, я горжусь тем, что был в Maiden. Я думаю, мы
записали два очень хороших альбома. У нас был один сингл, попавший в Top10 в
Англии, "Man On The Edge". Я ездил с группой в два мировых турне - о чем
раньше я не мог и мечтать, я побывал во многих странах - мне грех на что-то
жаловаться. Я с полным правом могу гордиться тем, что я сделал в Maiden.
Благодаря Maiden я смог собрать свою собственную группу.
Блейз: - Очень тривиальный вопрос, однако ж мне доводилось его слышать
от разных людей: почему ты вновь не собрал Wolfsbane после ухода из
Maiden, и что сейчас делают Джейс, Джефф и Стив?
Блейз: - Я многому научился за годы, проведенные в Maiden, и я хотел
идти дальше, а не возвращаться к прошлому. Wolfsbane были рок-н-ролльной, по
сути, группой, группой игравшей тяжелый рок-н-ролл, это, наверно, правильное
определение. Я же хотел играть heavy metal, с более жестким и низким гитарным
звуком. У меня были некоторые новые идеи, я хотел попробовать воплотить их.
Воскрешение Wolfsbane даже не стояло на повестке дня.
Блейз: - Вопрос для коллекционеров. После себя Wolfsbane оставил очень
много редких записей, как, например, EP "Wasted but dangerous", никогда
не выходившую на CD, которую я лично считаю одним из самых ярких моментов
Wolfsbane. Есть какая-то возможность переиздать старый материал, или о каких-бы
то ни было контактах с Def American (Фирма, выпустившая большинство альбомов
Wolfsbane - Прим. автора) для тебя не может быть и речи?
Блейз: - Я думаю, что-то из "бэк-каталога" может быть переиздано в
будущем. Действительно, я не общался ни с кем из Def American уже целую
вечность, но я не буду возражать, если они обратятся ко мне с подобным
предложением. Кроме того, как ты знаешь, недавно были переизданы 2 последних
альбома Wolfsbane на двойном компакт-диске.
Звуки.ru: - Вопрос, навеянный такими песнями, как "Futureal" или
"Silicon Messiah". Что ты думаешь о все большем вторжении компьютера в
человеческую жизнь? Не кажется ли тебе, что главная опасность заключается не в
этой научно-фантастической идее о порабощении углеродной формы жизни
искусственным интеллектом и машинами, а в том, что компьютеры непоправимо
изменяют человеческую психику?
Блейз: - Чрезмерное увлечение компьютером может сыграть с человеком злую
шутку. Компьютер стал многим заменять естественное общение с другими людьми. В
первую очередь это касается детей, которым Интернет заменяет общение со
сверстниками. Компьютер - опасная штука. Человек в каком-то смысле доверяет
компьютеру. И он может столь сильно войти в твою жизнь, стать частью тебя
самого, что, в некотором роде, решения за тебя отчасти будет принимать кто-то
другой, или, точнее, что-то другое.
Звуки.ru: - Я всегда считал тебя очень хорошим поэтом, может быть даже
больше поэтом, нежели певцом или фронтменом. И меня всегда занимало, почему
такие люди как ты или Мартин Уолкиер не удостаиваются такого же общественного
внимания, как "обладатели пары хороших труб", не говоря уже о всяких вертлявых
трясогузках. Но если подумать, сегодня поэт вовсе не оказывает влияния на
общество, или, по крайней мере, ты не найдешь ни одного поэта, у которого была
бы хоть крупица популярности эстрадных певцов или голливудских примадонн. А
теперь собственно вопрос: не думаешь ли ты, что люди ныне не обращают особого
внимания на такую важную составляющую песни, как стихи? Согласен ли ты с тем,
что поэзия потеряла свой вес в современном мире?
Блейз: - Да, согласен с тобой. В том жанре, в котором играю я, одни люди
обычно не уделяют большого внимания текстам песен, а другие - не особо
задумываются над тем, что они слышат. Что касается меня, то я всегда старался
найти какой-нибудь интересный сюжет или тему для песни. Стихи в песне, на мой
взгляд, должны быть такими, чтобы тебе доставляло удовольствие петь эти слова
со сцены. Стихи - это личное, их надо писать на небезразличные тебе вопросы.
Звуки.ru: - С каждым новым альбомом ты все больше и больше погружался в
тему взаимоотношений личности и общества, самоутверждения и становления
человека как личности. И, на мой взгляд, это наиболее удачные и впечатляющие
вещи - они очень личные, продуманные, пропущенные через себя, и каждая новая
песня служит тому лишь подтверждением, потому что уходит еще глубже своей
предшественницы. Ты продолжишь разрабатывать эту тему, и можем ли мы ждать
целого "концептуального" альбома с этого направления?
Блейз: - Да, личного действительно много. В первую очередь это связано с
тем, что в моей жизни в последнее время было очень много перемен. В такие
периоды всякий человек задается вопросами "Кто я?", "Откуда?", "Кто я в этом
мире?". И я задавался такими вопросами, вопросами о том, что представляет из
себя моя жизнь. Такие песни были у меня на протяжение всей карьеры, потому что
это вопросы, которые не дают тебе покоя. Отвечая же на твой вопрос о
"направленности" песен на следующем альбоме - я думаю, да, на нем будет еще
больше песен, затрагивающих проблему личности.
Звуки.ru: - Тогда самый углубленный вопрос. Во время какого-то 198-го
прослушивания песни "Tenth Dimension" после слов "their holy trinity
traps you in their beliefs" посетило меня вот такое занятное наблюдение.
Если говорить о пространствах и измерениях в свете концепции "Dimension", то ту
самую святую троицу следовало бы изобразить в виде трех стереометрических осей.
Чтобы случилось бы с представлениями масс, в том числе и религиозными, будь
открыто такое новое измерение? И следует ли понимать посыл "Tenth
Dimension" следующим образом: общественные институты и стереотипные
верования - это то, что лишает человека свободы, превращая его жизнь в существование?
Блейз: - В основе сюжета альбома "10th Dimension" лежит мысль о
том, что кто-то контролирует человеческую действительность. Ученый-физик
открывает новое измерение, и его открытие, которое может изменить жизнь людей,
пытаются замолчать и скрыть власть предержащие. Они пытаются остановить его,
остановить открытие, которое может лишить их возможности править. На мой
взгляд, эта фантастическая история во многом весьма реалистична: экономической,
политической, религиозной, духовной жизнью людей пытаются манипулировать
разного толка организации и образования, ограничивающие различные измерения
человеческой жизни. В числе прочих, легших в основу "10th Dimension"
была мысль о том, что существуют невидимые глазу правители, тайно управляющие
нашей жизнью.
Звуки.ru: - В твои планы не входит написание т.н. "эпической" песни, в
духе "Sign of the cross" или "Clansman"?
Блейз: - Да, у нас есть кое-какие мысли на этот счет, я бы даже сказал,
заготовки. На нашем первом альбоме есть "Stare At The Sun", довольно
продолжительная композиция, которая, кстати, попала даже в наш фестивальный
концертный сет. Я думаю, на нашем новом альбоме, который мы начнем записывать
летом, будет пара "эпических" композиций.
Блейз: - Ты неоднократно говорил о том, что не мыслишь
себя без группы, без возможности петь. Что бы ты стал делать на следующий день
после того, как ты решишь, что написал песню своей жизни?
Блейз: - Не думаю, что это произойдет. Когда записываешь альбом - каждый
альбом, это повторяется всякий раз - не со всякой, конечно, песней, но очень
часто думаешь: вот, наконец-то, я написал вещь, которая сперва станет
классикой, а после будет жить в веках. Но с каждым разом все повторяется снова
и снова, и вновь приходят мысли, что сейчас-то я и должен написать
совершеннейшую нетленку. И я нахожу это весьма воодушевляющим.
Блейз Бэйли (Blaze BAYLEY) появлялся на свет дважды.
Дата рождения:
29 мая 1963
Подробности из жизни:
Блейз Бэйли (Blaze BAYLEY) появлялся на свет дважды. Первый раз - 19 мая 1963 года в одной из больниц Бирмингема, с помощью мамы и, не в последнюю очередь, папы. Второй раз - в январе 1994-го, с помощью Стива Харриса и его Iron Maiden.
Блейз Бэйли: "Я не люблю выражение "разрушенные семьи", но многие выходцы из неполных или "ненормальных" семей (хотя, что такое "нормальность"?) в итоге делают что-то творческое, по моим наблюдениям. Это накладывает некоторый отпечаток на них, как-то меняет их взгляды на жизнь. ...В детстве я чувствовал себя настоящим аутсайдером. На этой почве выросли все мои амбиции, - как, впрочем, и все мои бесы".
Детство Бэйли Александра Кука прошло в обстановке каждодневной конфронтации с жизнью. Отец (которому ко дню рождения Бэйли стукнуло без малого 21), безденежный актер захолустного театра, прожил с женой и с сыном несколько лет, вслед за чем обнулился. В 9 в принадлежавшем дедушке Бэйли фургоне, располагавшимся на обочине большого Бирмингема, посреди…
Connie KAY (1927)
Jon GIBSON (1940)
Pete HAM (1947)
Kate PIERSON (1948)
Clive TAYLOR (1949)
Стас МИХАЙЛОВ (1969)
Patrick STUMP (1984)
Eva SIMONS (1985)