Оказывается, можно много лет любить кого-то - и не знать
об этом; и лишь
прощаясь, попытаться удержать в памяти то чудное, золотое и прекрасное, что
случилось с тобой, и что ты даже
не успел понять. Так пел
польский автор Grzegorz Turnau, но сейчас речь пойдет не о нем. 12
февраля 2003 года в
клубе "Б2" прошел последний концерт группы Вежливый Отказ.
Они, кажется, всегда были на сцене. Их ломаные ритмы, их странные голоса и
нервные абстрактные тексты - были всегда. Теперь они останутся лишь на
пластинках. Многие из бывших на этом концерте знатоков не хотят в это верить,
убеждая (меня? себя?): что ты, этого не может быть, сейчас они дадут прощальный
тур, потом пропадут на несколько лет, а потом - вуаля! - появятся с
какой-нибудь концептуально новой программой или назовут состав иначе. Они
обязательно вернутся. Как Мамонов или Наумов. Или как Карлсон,
который живет на крыше.
Но я вообще-то предпочитаю верить людям, когда они прощаются.
Вечер открыл поэт Гор - автор большинства известных текстов
ВО. Чудовищно, гипертрофированно заикаясь, он сказал так: "Я хотел
поздравить группу с концом ее существования и началом настоящей жизни. Все
участники группы обрели свой статус в этой жизни, и я рад за них. В принципе,
мне жаль, что у вас не будет больше такой группы, но..." (дальше гласные и
согласные стали тянуться с такой ужасающей медлительностью, что кто-то в
публике не выдержал и закричал "Спасибо!". Гор улыбнулся и облегченно
сказал "Правильно!".)
Резкий удар по струнам - Роман Суслов с ходу декларирует:
"Я хочу сегодня просто петь,
Чтобы мне стало легче..."
("Портрет")
Но легче ни ему, ни нам не будет: расставание тем тяжелее, что играет состав,
как ему это свойственно, безупречно. Их
сыгранность, их тонкое чувство ритма, их потрясающая музыкальность - почему это
вдруг стало не нужно? Слушая эти вещи, ловлю себя на том, что могу пропеть
примерно 2/3 песен - рядом стоят люди и шевелят губами... Где мы были все эти
годы, почему сейчас клуб набит народом под завязку, а еще год назад такой
концерт ВО был в Москве рядовым событием?..
Программа составлена из материала практически со всех альбомов группы - от
"Пыли на ботинках" до "Косы на камень". Следом за
иронично-бытовым "Помощником" ("Ведь поэт - безвредное существо, раз
употребляет вещество") идет целая обойма песен, назвать которые хитами не
повернется язык. Под них никогда не тянуло ни танцевать, ни подпевать. Да и
рефлексировать не тянуло. Просто - немо восхищаться. Раздумчивая "Несу я
украдкой", артистичная "Жаль" - вызывают массу воспоминаний и эмоций,
но все еще впереди. Темп увеличивается. Разнузданное, слегка экстатическое
веселье песен "Рок Энд Ролль" и "Родной язык" сменяет почти
панический ужас, скрытый в суматошном "Городе":
Глупые люди!
Бегите! Бегите на волю!
Скрывайтесь в лесах!"
Вот скроется Суслов в лесах Тульской губернии - что мы делать-то будем...
Оставив нас размышлять над этим вопросом, группа удаляется на перерыв.
Второе отделение - медленнее, медитативнее. Начав с изобретательно-воздушного
Икара" и
несказанной красоты "Вальса", ВО плетут волшебную паутину слов и
междометий, струнных переборов и легких касаний клавиш. Горько-любимое
Встречное движение ("Игра
в мяч"), "Марина", менее известные песни-рассказки "Лев Николаич
Толстой" и знаменитые рэгги... На сусловское "Скажи мне нет, скажи мне
да - сейчас, или никогда" нет и не может быть ответа.
Они прощаются.
Благодарят тех, кто был с ними все эти годы. Благодарят своих музыкантов и
авторов - сколько прекрасных людей и великолепных музыкантов попало в разное
время в орбиту этой группы... Они благодарят нас. За что, спрашивается, нас благодарить?...
Звучит "Летаргический сон": "Вечный рассвет - нет-нет-нет, побудь со мной!".
Без пафоса, без траурных маршей, без выспренных речей на сцене Б2 завершилось нечто
несоразмерно большее, чем концерт.
1947 – Родился Марвин Ли Эдей - американский рокер, известный во всем мире под псевдонимом Meat Loaf ("Мясной рулет") »»
1984 – Родилась канадская поп-роковая певица, дизайнер и актриса Аврил Лавинь. Её дебютный альбом "Let Go" вышел в 2002 году и был продан тиражом 16 млн копий. Последующие работы — Under My Skin (2004) и The Best Damn Thing (2007) — возглавляли мировые чарты. Помимо музыки, Аврил выпускает… »»
Bud POWELL (1924)
Randy BACHMAN (1943)
Barbara DICKSON (1947)
Robbie SHAKESPEARE (1953)
Gwyneth PALTROW (1972)
Ани ЛОРАК (1978)
Lil WAYNE (1982)
Avril LAVIGNE (1984)