Cahl Sel "Traces" (Reflective)
Лейбл Reflective был основан в 1995 году Джоной Шарпом (Jonah Sharp) aka Spacetime Continuum и, несмотря на довольно скромную дискографию в полтора десятка релизов, успел занять важное место среди издателей эмбиент-техно, IDM, арткора и тому подобной умной и красивой электроники. Среди тех, кто издавался на Reflective помимо самого босса, были Velocette, MLO, Single Cell Orchestra, Subtropic и даже Майк Парадинас (Mike Paradinas) с проектом Kid Spatula. В нулевые и десятые лейбл практически бездействовал, а в 2022-м возродился со свежим релизом от Spacetime Continuum и парой пластинок нового артиста, работающего под именем Cahl Sel. Стилистически это был скорее дип-хаус, но явно наделенный в том числе и чертами эмбиента девяностых. Спустя три года после дебюта Cahl Sel выпускает долгожданный лонг-плей, и это уже та самая "умная электроника" во всей красе – замысловатые и будто бы не создающие грува ритмические рисунки для TR-808, эмбиент-текстуры и сюрреалистические синтезаторные секвенции – тот самый "ДНК старого Reflective", сделавший лейбл культовым. И тут стоит обратить внимание на одну важную деталь – под именем Cahl Sel скрывается не кто иной, как Джаспер Шарп (Jasper Sharp), приходящийся основателю лейбла и корифею эмбиент-техно сыном. Более явную преемственность трудно себе представить – музыка Джаспера на треки Джоны похожа порой до неотличимости, и это стоит рассматривать исключительно как комплимент. Конфликт поколений? Нет, не слышали. И ведь случай это далеко не единичный, например Анжело Репетто (Angelo Repetto), сын Марко Репетто (Marco Repetto) тоже прекрасный музыкант и играет в сходных с отцом жанрах от IDM до краут-рока.
The Orb "Buddhist Hipsters" (Cooking Vinyl)
Очередной, 18-й по счету альбом The Orb сопровождался такой мощной промо-кампанией, что поклонники группы волей-неволей настроились услышать какое-то программное высказывание. При этом выходившие перед альбомом пилотные синглы будто преследовали цель сбить всех с толку и замести все возможные следы. "Arabebonics" оказался натуральным хип-хопом, где рэппер Rrome Alone смачно тянет слово "Swaaag", 10-минутная "Under The Bed" – классическим для Orb симфо-эмбиент коллажем в духе "Oxbow Lakes", а совсем уж неожиданная "It's Coming Soon" – танцевальной электроникой с соул-вокалом. Как это ни удивительно, три эти точки вполне неплохо описывают общую геометрию альбома. В начале – довольно типичный коллажный Orb с нагромождением сэмплов и неторопливым битом (в "P-1" вспоминается чуть ли не "Orblivion"), в конце – 23 минуты нереальной эмбиент-красоты (тот самый "Under The Bed" плюс не менее эффектная пьеса "Khàron"). Но самое загадочное происходит в середине альбома – звучит она так, словно эту часть Алекс Паттерсон (Alex Patterson) и его нынешний постоянный соавтор Майкл Рендалл (Michael Rendall) внезапно отдали группе Leftfield, причем не нынешней, а той, что во второй половине 1990-х клепала хит за хитом. Даб, хип-хоп, прогрессив-хаус с вокалом – всё это Orb уже пытались делать в последние годы, но без особого успеха. Теперь вот, кажется, наконец получилось, но ценой полного отказа от собственного стиля. По итогу впечатления от альбома смешанные – каждый трек в отдельности хорош, но целостной картинки не складывается. При этом если собрать вместе все эмбиент-треки с последних трех-четырех дисков, получился прямо-таки шедевр.
HOLOVR "Dream Tides" (Indole Recordings)
С музыкой Джимми Биллингема (Jimmy Billingham) aka HOLOVR я познакомился не так давно, но с тех пор он успел стать одним из моих теневых героев. Его карьера стартовала в начале 2010-х – тогда Джимми под разными именами издавал по несколько (порой до десяти) альбомов в год (как правило на кассетах), и звучала его музыка как смесь эмбиента, нью-эйджа, берлиншуле и несколько бесформенного лоуфая – короче говоря, типичное "кассетное подполье" в лучшем виде. Тогда же Беллингем успел отметиться релизами сразу на нескольких важных для сцены лейблах, включая Opal Tapes и Constellation Tatsu, а в 2016-м даже выпустил пластинку на шотландском Firecracker Recordings. К 2020-м его творчество несколько "образмерилось" – писать он стал меньше, а спонтанность в его треках сменилась продуманностью и тщательно прописанными аранжировками. "Dream Tides" – это неторопливо журчащее и пульсирующее эмбиент-техно по заветам чиллаутного саунда первой половины девяностых (на ум приходят сравнения с тогдашней продукцией лейблов Recycle Or Die, Rising High и Instinct Ambient), но если музыка тридцатилетней давности, даром что принадлежала к рейв-континууму, звучала чаще всего задумчиво и порой даже тревожно, то у HOLOVR среди космических пейзажей нет-нет да и проскочит наивный рейверский оптимизм.
Steve Hauschildt "Aeropsia" (Simul Records)
Экс-участник трио Emeralds и – уже в сольной ипостаси – один из ярчайших эмбиент-музыкантов 2010-х молчал целых шесть лет, его предыдущая пластинка "Nonlin" вышла еще до пандемии. С тех пор Стив успел переехать из Штатов в Тбилиси и даже открыть там собственный лейбл. Альбом "Aeropsia" (так еще называют неврологический синдром – напоминающие снег помехи при зрительном восприятии) с одной стороны логически продолжает линию пластинок 2010-х (то есть выдерживает очень высокий стандарт), с другой – звучит настолько разнообразно, насколько разнообразно может звучать эмбиент. Тут есть и эпические пьесы с живыми струнными в духе "An Ending (Ascend)" Брайана Ино (Brian Eno) ("Inertia & Refugia"), и неотранс по заветам Сэма Баркера (Sam Barker) ("Your Call Is Important"), и нечто на грани нью-эйджа и неоклассики ("Aeropsia"), и типично хошильдовский "уютный berlinschule в мажоре" ("Dividua", "Slipping"), а закрывает альбом монументальная и почти неподвижная 21-минутная пьеса "Amongst Automata". И если обычно эмбиент – это музыка холодная и отстраненная, то у Хошильда как ни у кого другого получается делать его эмоциональным и эмпатическим.
Dubree "Ratio et Сaritas" (Местность)
Уроженец подмосковного наукограда Черноголовка Виталий Дабри занимается музыкой уже более 10 лет, однако 2025-й стал для него своеобразной "точкой прорыва". Весной на лейпцигском Insectorama Records увидел свет альбом "Kosmische Edits by Dubree", где Виталий представил свои версии композиций резидентов лейбла, а теперь московский лейбл Местность выпустил и его соло-релиз. "Ratio et Сaritas" (что значит "Разум и любовь") располагается где-то в центре треугольника между дабом (или даже слегка диссоциировавшим даб-техно), эмбиентом и чиллаутным электро. Лет двадцать назад такой саунд продвигал немецкий лейбл Electrolux и его резиденты в диапазоне от JFC до Алекса Азари (Alex Azary) и Габриэля Ле Мара (Gabriel Le Mar). "Родным языком" Dubree остается даб (жители Черноголовки знают его еще и как организатора регулярных городских мероприятий "Саунд-система для всех"), но атмосфера наукограда волей-неволей настраивает на волну научной фантастики и ретрофутуризма, которые и определяют дух альбома. Здесь мы слышим мечтательные арпеджио в духе berlinschule 1970-х и многочисленные сэмплы из советских фильмов – и кажется, это лучший пример работы с "советским материалом" чуть ли не со времен Новых Композиторов.
Cravagoide "Hidden Sanctuary" (Pulse State)
Итальянский дуэт Cravagoide в 2010-е выпустил два самиздатных альбома, но за пределы довольно узкой тусовки их известность распространилась только в 2020-м, после того, как их дебютный альбом "Arborea" был переиздан на CD американским лейблом Carpe Sonum. Принимая во внимание то, что Carpe Sonum изрядно пересекается (как артистами, так и слушателями) с европейским IDM-континуумом (Touched, Pulse State, Moatun 7, Mighty Force, Neo Ouija, Mindcolormusic и так далее), появление итальянцев на одном из этих лейблов было вопросом времени. Их третий по счету диск "Hidden Sanctuary" – это очень симпатичный микс из эмбиента (эмоционального, кстравертного и ностальгического), энергичного IDM на базе электро-бита и пьес, идущих от стартовой точки где-то в сфере влияния Boards Of Canada, но развивающихся не в сторону хонтологии, лоу-фая и плывущих синтезаторов, а скорее в сторону раннего Tycho, к музыке задумчивой и порой даже грустной, но всё равно светлой.
Eusebeia "The Wyrding Way" (Livity Sound Recordings)
Британец Себ Анклз (Seb Uncles) известен как драм-н-бейс и джангл-ревайвал продюсер, но среди его ранних релизов был и эмбиент, и вот теперь Себ возвращается к спокойной музыке почти без ударных. К "The Wyrding Way" идеально подходит слово "хонтология" – это довольно миниматистичные аналоговые этюды на два-три синтезатора, полные той самой фантомной ностальгии, что характерна для записей Boards of Canada, лейбла Ghost Box, а в последнее время еще и для берлинского музыканта MPU101. Слегка плывущий звук, километры реверберации, мелодика, с которой как будто что-то не так и чуточку лоуфайных битов в середине пластинки – формула стара как мир, но, чёрт возьми, работает.
Wagon Christ "Planet Roll" (De:Tuned)
Из всей первой IDM-волны Люк Вайберт (Luke Vibert), пожалуй, наиболее активен и продуктивен. Под разными именами у него стабильно выходит по несколько пластинок в год в самых разных жанрах от диско до брейнденса и IDM. Однако появление его на бельгийском лейбле De:tuned (где очень тщательно работает quality control и все релизы варьируются от "очень хорошо" до "гениально"), да еще и с проектом Wagon Christ – это, конечно, событие. В какой бы жанр Вайберта ни занесло (а “Planet Roll” можно описать как смесь даунтемпо, диско и броукен-бита), музыка его узнается буквально по трем нотам, и главная её черта – очень своеобразное, эксцентрическое (это роднит Вайберта с его давним приятелем Aphex Twin) чувство юмора. Здесь Люк выдает максимум веселой и дурашливой, несколько абсурдной сэмпладелики. Есть в этом коллаже из голосов и эстрадных ретро-лупов что-то глубоко питерское: вспоминается буквально весь канон от Ножа для Фрау Мюллер и Новых Композиторов до Чугунного Скорохода и чуть ли не группы 2ва Самолета. Лучшая пластинка чтобы поднять настроение хмурым осенним вечером.
µ-ziq "1979" (Balmat)
Еще один живой классик и подопечный Rephlex Records середины 1990-х, переживающий в последние годы фазу творческой активности. Еще три года назад Майк Парадинас (Mike Paradinas) и эмбиент были сущностями почти несовместимыми. Джангл, габбер, электрофанк или даже хип-хоп, но только не абстрактные саундскейпы без ярко выраженных ударных. Однако два года назад Майк внезапно материализовался на нишевом испанском лейбле Balmat с первой в своей дискографии эмбиент-пластинкой "1977". Новый альбом, навеянный поездкой Парадинаса в испанские города Авила и Махадаонда (откуда родом одна из ветвей его семьи), стал прямым продолжением этой истории. Часто треки с "1979" звучат как u-Ziq разных периодов, у которого вдруг отключились барабаны – то жизнерадостно-рейвовый, как в последние годы, то тревожно-диссонансный, каким он порой бывал в середине 1990-х. Но есть и рейды на территорию ранее не освоенных Парадинасом абстракций со звуками ранних цифровых синтезаторов – в "Holmbush" в пору вспоминать уже чуть ли не позднего Лопатина (Daniel Lopatin). Ну и чтобы слушатель уж совсем не расслабился, Майк добавляет в этот микс пару ритмичных вещей – "Floatation" и особенно "Houzz 14" вполне тянут на статус танцевальных хитов.
Ex-Colorado "Ex Colorado 3" (Not On Label)
Поток модного некогда неокраута в последнее время чуть ослаб, тем приятнее видеть яркие новые пластинки в этом жанре. Ex-Colorado – соло проект аргентинского музыканта Хосе Марии д'Агостино (Jose Maria d'Agostino), в нулевые заработавшего себя репутацию одной из ключевых фигур аргентинской инди-сцены (в качестве гитариста и клавишника он принимал участие в группе Go-Neko!, а также руководил собственной студией и продюсировал другие коллективы). Если на более ранних пластинках Ex-Colorado он ходил где-то между краут-роком, дрим-попом и лоуфаем, то третий безымянный диск – это уже стопроцентный краут-рок по заветам Harmonia, La Dusseldorf, Rheingold и прочих групп второй немецкой волны. Электроника здесь доминирует над рок-инструментарием (хотя без гитар дело, разумеется, не обходится), а монотонный минимализм уступает место возвышенным, если не сказать восторженным мотивам. Это музыка о том, что нас ждет прекрасное будущее, а если точнее – о том, что так нам казалось в 1970-е.
Dictaphone "Unstable" (Denovali Records)
Немецкий коллектив Dictaphone (не путать с одноименной российской рок-группой) сделал себе имя в первой половине 2000-х на волне популярности электронно-акустических гибридов – индитроники, фолктроники и в данном случае джазтроники (пусть термин этот и употреблялся редко). В период с 2002-го по 2006-й они выпустили на лейбле City Center Offices два отличных альбома и ЕР, затем надолго исчезли с радаров, а во второй половине 2010-х материализовались на другом статусном лейбле Denovali, где издают уже третий диск. Их творческие методы остаются прежними – свою музыку они будто бы собирают из обрывков – лоуфайных электронные лупов, предельно лаконичных партий клавиш и живых инструментов (в первую очередь контрабаса и кларнета), шумов, полевых записей и обрывков голосовых сэмплов. Сегодня Dictaphone принято записывать в дарк-джаз, что технически верно (это довольно хмурая, "нуарная" музыка джазовой природы), но если канонический дарк-джаз – музыка разреженная и почти бессобытийная, то "Unstable" – это скорее череда быстро происходящих и мало связанных друг с другом микрособытий, которые, если не вслушиваться, можно воспринять как гомогенную массу. В этом смысле их идейные соратники – это скорее The Orb и FSOL, которые вполне могли бы прийти в эту точку, если бы любили джаз и играли на живых инструментах.
Lapalux "On The Grid" (Not On Label)
Стюарт Ховард (Stuart Howard), многолетний резидент лейбла Brainfeeder и корифей абстрактного хип-хопа, вонки, пост-бейса и тому подобной музыки, после почти пятилетнего молчания решил вернуться к корням и выпустил короткую ЕР, звучащую как канонический IDM рубежа девяностых-нулевых: хрустящие и чавкающие биты с металлическим призвуком, замысловатая перкуссия, на две трети состоящая из шума и на контрасте с этим – ностальгические и максимально простые синтезаторные мелодии. Похоже сразу на всё от Autechre времен "LP5" до Funckarma и Phonem, но в 2025-м звучит как совершенная музыка сфер. 16 минут чистого кайфа.
While "Chisei" (Neo Ouija)
Американца Криса Мура (Chris Moore) можно причислить к первой волне IDM – его дебютный релиз датирован 1998-м, то есть до полноценного прихода в музыку компьютеров. На рубеже тысячелетий он выпустил целую серию пластинок на знаковых для того времени лейблах Chocolate Industries и Musik Aus Strom и даже засветился на одном из выпусков легендарной компиляции "MASK" лейбла SKAM. После 2000-го Крис замолчал, сменив музыкальную карьеру на работу студийным звукоинженером со статусными инди-группами вроде Yeah Yeah Yeahs, Foals, TV On The Radio, Au Revoir Simone, Thee Oh Sees и так далее, а в 2021-м вернулся и выпустил целую серию самиздатных цифровых альбомов. Неудивительно что в конце концов он привлек внимание классического IDM-лейбла Neo Ouija, находящегося примерно в такой же фазе возвращения к активной деятельности после долгой паузы. Удивительно другое – возродившись, While полностью изменил звучание. Если раньше музыка Криса звучала рыхло и тяжеловесно – это был очаровательный в своей угловатой неповоротливости хрустящий IDM, родственный ранним Funkstorung (и совсем не случайно выходивший на их лейбле), то While нынешний – это мягкая и хорошо спродюсированная музыка на грани IDM, электро и интеллигентного эмбиент-техно, идеально подошедшая бы, скажем, лейблу Firescope. Если раньше Крис работал на контрасте ритмических и мелодических партий, то сейчас они скорее живут в мире и гармонии, вместе создавая задумчивые и меланхоличные ландшафты.
DJ Slon "Северо-западный слон" (Underground Experience)
Легенда питерского техно-подполья Олег Азелицкий, чья диджейская карьера продолжается уже более 30 лет, в последнее время активизировался как музыкант и выпускает уже второй альбом за два года. Если предыдущий его лонг-плей, изданный лейблом Resonance, звучал подчеркнуто эклектично, то "Северо-западный слон", выпущенной под маркой его собственного Underground Experience – работа целостная и концептуальная. Не то, чтобы все треки были выдержаны в одном жанре – тут можно услышать и традиционное для Слона абсурдистское техно, и шумовой эмбиент, и электро, и что-то вроде ретро электроники под 1960-е, и нечто "кислотное" с неторопливым ломаным ритмом. Но все 15 композиций объединяет общее звучание (звуковая палитра и подход к композиции), и общее настроение – напряженное и тревожное.
Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.
1960 – Родился Томми Тэйер, соло-гитарист легендарной группы KISS »»
Dame Joan SUTHERLAND (1926)
Джо ДАССЕН (1938)
Johnny RIVERS (1942)
Joni MITCHELL (1943)
Kevin Scott MACMICHAEL (1951)
Tommy THAYER (1960)
David GUETTA (1967)
Наталия ПЛАТИЦЫНА (1973)