Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
Wet Leg "moisturizer"
Три "Грэмми", две Brit Awards, премия Айвора Новелло в категории "Сонграйтер(ы) года" - еще до того, как Wet Leg сместили воссоединившихся Oasis с вершины британского альбомного чарта, было понятно: их второй альбом - это, что называется, big deal. К тому же, группа официально перестала быть дуэтом Риан Тисдейл (Rhian Teasdale) и Хестер Чемберс (Hester Chambers), расширившись до квинтета. К тому же, сиквелом их блестящего дебютного альбома Wet Leg занимались довольно давно - хороших неизданных песен у них хватало и три года назад, во время тура в его поддержку. До "moisturizer" не дожила примерно ни одна из них, поэтому новые песни волей-неволей сравниваешь с тогдашними "I Want to be Abducted (by a UFO)" или "Obvious" (порой - не в пользу новых песен), но если пластинка обманывает чьи-то ожидания, то это в основном из-за их обилия. В целом же "moisturizer" - хрестоматийный второй альбом группы с обоснованной претензией на величие: верный ее MO (секс, дерзкие рифмы, рок-н-ролл), но расширяющий пространство гульбы (в финальном треке отчетливо слышны My Bloody Valentine), не забывая при этом ни о хитах ("CPR", "catch these fists"), ни о обязательном для любой уважающей себя большой британской артистки подражании Кейт Буш ("11-21"). Это не тотальный триумф, но ценнее то, что это и не шаг на месте.
Alex G "Headlights"
Алекс Джи записывается так регулярно, что в паузах между его релизами элементарно неоткуда взяться тектоническим сдвигам. Однако его десятый студийный альбом "Headlights" - записанный по следам выступлений на разогреве у Foo Fighters, коллаборации с Холзи (Halsey), работы над саундтреком к инди-хиту "Я видел свечение телевизора" и перехода на мейджор-лейбл - производит впечатление переломного: не столько эстетикой (она у Алекса такая узнаваемая, что уже давно стала бенчмарком), сколько источаемой музыкантом уверенностью в себе. Его песни (самый яркий пример - лид-сингл "Afterlife") прибавляют в весе, но не теряют ни шарма, ни шероховатостей, и хотя иногда его начитанный слэкер-рок - как если бы в Курта Вайла (Kurt Vile) вселился дух Эллиотта Смита (Elliott Smith) - кажется немного слишком монотонным, на дистанции 40-минутного альбома это не проблема.
The Swell Season "Forward"
Первый за 16 лет альбом оскароносного дуэта Глена Хансарда (Glen Hansard) и Маркеты Иргловой (Markéta Irglová) вряд ли заинтересует кого-то, кроме их целевой аудитории - поклонников прославившего обоих фильма "Однажды" и звучавшего в нем сентиментального инди-фолка. История отношений Глена и Маркеты (познакомившихся, когда Иргловой было 16, ставших парой на съемках фильма и расставшихся во время работы над предыдущей пластинкой группы) всегда диктовала содержание их записей, и похоже, что этой не хватает нерва: и Хансард, и Ирглова женились, воспитывают детей и переехали в Скандинавию, оставив свои личные драмы в далеком прошлом. Их итоги красиво подвел позапрошлогодний сингл "The Answer Is Yes", а вот здешние песни заставляют зевать одними названиями ("Pretty Stories", "A Little Sugar") и оставляют впечатление двух играющих в шаффл-режиме сольных EP: молодцеватый паб-фолк "Great Weight" Маркете, думается, близок настолько же, насколько стерильная благодать баллад вроде "I Leave Everything to You" - Глену.
Billie Marten "Dog Eared"
26-летняя англичанка Билли Мартен на виду уже целую декаду и недавно угодила в новости, заявив в интервью, что зарабатывать на музыке артистам ее калибра более-менее невозможно, потому что "мы все платим Тейлор Свифт". Жаль, если так: пятая полнометражная пластинка Мартен, возможно, не производит эффекта дебютной (помимо прочего, включавшей прекрасную кавер-версию "Out of the Black" Royal Blood), но это гармонически затейливый, деликатно аранжированный инди-фолк, которому всегда есть что сказать. В сдержанном исполнении Билли даже отчаяние ("I sing my songs / And I climb the walls") звучит грациозно, а ключевым продюсерским вкладом Филипа Вайнроуба (Philip Weinrobe), работавшего с артистами в диапазоне от Аланис Мориссетт (Alanis Morissette) до Kings of Convenience, оказалось решение нанять для Мартен полноценную группу: ее голос от этого засиял еще более ярким цветом.
Lord Huron "The Cosmic Selector Vol. 1"
Тему вездесущего в эти недели инди-фолка закрывает пятая пластинка калифорнийского квартета, когда-то записывавшегося с Фиби Бриджерс (Phoebe Bridgers) и выпускавшего платиновые альбомы (да, это не их первое родео), а теперь пытающихся выделиться коллаборациями с Казу (Kazu) из Blonde Redhead и непредвиденной мастерицей spoken word Кристен Стюарт (!), которой достался, возможно, лучший из здешних треков, нервный и ершистый "Who Laughs Last". Все остальное попроще - тут альт-кантри с доминирующим педал-стилом, там фолк-баллада с солирующим банджо, от которой не отказался бы Ноа Кан (Noah Kahan), - но слышно, что люди продолжают искать себя: и определение cosmic (явно), и порядковый номер (предположительно) в названии пластинки фигурируют по делу.
Gwenno "Utopia"
Предыдущий альбом экс-солистки The Pipettes - и звезды американской постановки танцевального шоу Lord of the Dance! - получил заслуженную номинацию на Mercury Prize и послужил лучшей рекламой корнского языка, на котором, помимо Гвенно, говорят всего несколько тысяч человек (а поет - мало кто еще). На "Utopia", которую сама Гвенно считает ее первой "взрослой" записью, она поет в основном на английском, заново осмысливая последние 25 лет своей жизни - работу в Вегасе, жизнь в Лондоне, замужество, материнство - и осваивая новый сочинительский метод: большинство здешних песен артистка начала писать, сидя за пианино. Результат - больше не сражающий эффектом новизны, но ловкий инди-поп с легким уклоном в неопсиходелию (мелочь, а приятно: титульный трек немного напоминает одноименный шедевр Goldfrapp).
Disiniblud "Disiniblud"
Выпустив во время пандемии пару сольных альбомов, примирявших с действительностью удивительно органичной электроникой, базирующаяся в Бруклине Рачика Наяр (Rachika Nayar) не изменяет себе и под новой вывеской Disiniblud - коллаборации с классически подкованной мультиинструменталисткой Ниной Кит (Nina Keith). Пригласив на огонек еще десяток родственных душ вроде Джулианны Барвик (Julianna Barwick) и Тудзико Норико (Tujuko Noriko), Наяр и Кит играют что-то смутно знакомое и давно забытое - не то фолктронику, не то построк, не то глитч-эмбиент, где регулярно слышатся отголоски хороших пластинок 20-летней давности - то Parsley Sound, то Manitoba, то ранних M83, а то и ранних múm. Это подчеркнуто ненавязчивая музыка, которая может фоном, но впечатляет гораздо больше, если к ней внимательно прислушаться.
Ólafur Arnalds & Talos "A Dawning"
Очень красивая и отчаянно минорная коллаборация исландского композитора Олавюра Арнальдса, чья предыдущая пластинка принесла ему пару номинаций на "Грэмми", и ирландского музыканта Оина Френча (Eoin French), умершего прошлым летом после непродолжительной болезни - в возрасте 36 лет, в разгар работы над этим альбомом. В общем, немудрено, что звучит как он музыкальный эквивалент "Ваканды навсегда": каким бы ни был оригинальный замысел пары, его подмяла под себя горечь утраты. Было время, когда Арнальдс обходился вовсе без вокала - тут же он явно выходит на передний план (помимо последних слов Талоса, на "A Dawning" звучат голоса Алекси Мердока, Ye Vagabonds и Sandrayati), обогащая привычную для исландца систему координат - неоклассика meets эмбиент - еще более пронзительными нотками: где-то дрим-попа, а где-то совершеннейшего альт-R&B в духе Джеймса Блейка (James Blake).
Madonna "Veronica Electronica"
"Ray of Light" Мадонны остается самой впечатляющей - и бесконечно влиятельной - отдельно взятой эрой какой угодно поп-звезды, поэтому "Veronica Electronica" - альбом-компаньон "Ray of Light", спекуляции на тему которого велись с прошлого века, - язык не поворачивается назвать рядовой компиляцией ремиксов. Заметно подрастеряв свою когда-то легендарную сноровку, этим релизом королева попа вновь попробовала угодить в цайтгайст: судя по звучанию недавних пластинок FKA twigs и Эддисон Рей (Addison Rae), "Ray of Light" снова в моде (как и - стараниями Charli XCX - альбомы ремиксов). Деля имя с просветленным и "средневековым" альтер-эго Мадонны той поры, "Veronica Electronica" не тянет на откровение, но это солидная и довольно цельная коллекция, где выделяются исполненный своими - Мадонны и Уильяма Орбита (William Orbit) - силами ремикс "Frozen" и хорошо знакомая фанатам, но ранее не издававшаяся песня "Gone Gone Gone".
Альбом месяца
Go Kurosawa "soft shakes"
Постоянные читатели этой колонки знают, как высоко в ней ценилась японская группа Kikagaku Moyo, три года назад ушедшая на покой на абсолютном пике студийной (их прощальный альбом "Kumoyo Island" угодил в топ-3 итоговой "Прослушки") и концертной формы. С тех пор Kikagaku Moyo получалось вспомнить только в связи с очередным релизом основанного группой лейбла Guruguru Brain, и вот еще один такой, но есть нюанс: это сольный дебют мультиинструменталиста, вокалиста и, судя по всему, неформального фронтмена Kikagaku Moyo. "soft shakes" вернувшийся из Европы в Японию Куросава записал в гордом одиночестве, сыграв на двух десятках инструментов, включая - ура! - каубелл и луп-плейер, известный как Buddha Machine. Как следствие, тут больше умиротворенной фолктроники, но и олдскульный психоделический рок, на котором сделали карьеру Kikagaku Moyo, Куросаве все еще не наскучил. Лаконичный (всего 30 минут), но изобретательный и пестрый альбом, пока что доступный только на Bandcamp.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1958 – Родился британский рокер Брюс Дикинсон - участник Iron Maiden, вокалист и фанат самолетов. За мощные вокальные данные он получил от поклонников прозвище "Air Raid Siren" ("Сирена противовоздушной обороны") »»
George BOHANNON (1937)
Howard JOHNSON (1941)
Garrison KEILLOR (1942)
София РОТАРУ (1947)
Neil LARSEN (1948)
Tim RENWICK (1949)
Rodney CROWELL (1950)
Keith THOMPSON (1951)