Звуки продолжают репортаж с Montreux Jazz Festival-2025 - и в который раз мы убеждаемся, что нынешнее расположение сцен позволяет увидеть лишь небольшую часть того, что предлагает своим слушателям фестиваль.
Во-первых, потрясающе развиваются сцены молодых артистов: жанровое разнообразие просто невероятное - от традиционного диксиленда до рэпа. На Super Rock Stage наибольшее признание получают инди-группы со всей Европы, для которых выступление на фестивале - отличная строка в резюме. Некоторое недоумение вызывает драг-сцена, которая, при всей ее карнавальности, совершенно не соответствует стилю и духу Монтре. Это, скорее, формат Евровидения: секс, драг-квинз, диско.
Программа Spotlight подарила нам знакомство с убойным афробитом Elio Lamacchia, потрясающим польским гитаристом Marcin и инди-исполнительницей PVRIS. Но все эти открытия совершаются по окончании основного действа на главных сценах. Туда мы сейчас и направимся.
14 июля: Круглые даты
Сегодня на поле перед главной сценой развиваются британские флаги, ведь вечер повящен двум группам из UK. Вечер открывают культовые инди-рокеры Bloc Party - знаковое имя для всех, кто интересуется британской волной 2000-х. В этом году Келе Окереке (Kele Okereke) и его банда отмечают 20-летие своего дебютного LP "Silent Alarm" и презентуют программу с новой пластинки - "Alpha Games". Это второе выступление Bloc Party в Монтрё, только в этот раз аудитория больше, наверно, раз в десять.
Команда выходит на сцену под амбиентное интро "Every Time Is the Last Time" и сходу заряжает программу 2005-го года: "So Here We Are"/"She's Hearing Voices". А дальше развивает ретроспективу и наращивает темп, чтобы заставить все поле бесноваться под "Banquet". Это звездный час барабанщицы Луиз Бартл (Louise Bartle), позже на ее долю придется еще несколько мощных соло.
- Поскольку на фестивале в Монтрё играешь не каждый день, мы решили сделать что-то особенное и сыграть что-то, чего обычно не играем, — говорит Окереке, предваряя сюрприз - "Only He Can Heal Me".
Накал растет, но пора прощаться. BP возвращаются к старым проверенным хитам: "Helicopter", "Flux" и, наконец, "This Modern Love" с "Silent Alarm". Это были отличные 20 лет, и мы надеемся провести следующие десятилетия вместе.
Но настает время тяжеловесов, и это, конечно же, Pulp, участники которой явно знают секрет вечной молодости. Группа Джарвиса Кокера (Jarvis Cocker) отмечает в этом году 30-летие "Different Class", легендарного альбома, вошедшего в десятку лучших альбомов всех времён и растащенного на цитаты последующими поколениями.
Столько энергии, драйва, мелодизма и брызжущей радости главная сцена Монтре в этом году еще не видела! Вечно выглядящий как британский учитель старших классов в своем вельветовом костюме и очках с тяжелой оправой, Джарвис здоровается с публикой на французском и сходу начинает заводить толпу, стремительно перемещаясь по сцене и вытянув вперед руку с микрофоном. И о новых вещах только что вышедшего альбома "More" не забывает! Час, начавшийся со свежих "Spike Island" и "Grown Ups", пролетает со скоростью локомотива, - только и успеваешь отмечать, что в "Sorted for E's & Wizz" поля Хэмпшира заменили на "at Lake Geneva", в "Just a Feeling" группа выступает на фоне огромной луны, а в "Disco 2000" и "Do You Remember the First Time?" Джарвис прыгает по комбикам, в то время как группа выстраивает плотную "стену звука" ему в поддержку.
А вот и долгожданный хит всех времен и народов - "Common People"! Тут уже самозабвенно поет вся публика, включая телеоператоров. Джарвис продлевает припев несколько раз, представляя всех участников команды, и заканчивает умиротворенным "Sunset". Идеальный фестивальный сет.
А уже после окончания своего сета Кокер и его группа в полном составе зажигают на бесплатной сцене The Memphis, фактически, повторив ударные номера своего выступления для всех желающих.
Тем временем в Казино завершает свой сет братец Билли Айлиш - Finneas, и здесь царит совершенно иная атмосфера: романтичная и нежная.
15 июля: Разбежавшись, прыгну со скалы
- Это самое красивое место, которое я когда-либо видел, - восклицает Бенсон Бун (Benson Boone), американский бродяга в майке-алкоголичке и спущенных штанах, вылетая на сцену под знаменитый рифф из собственного хита "Beautiful Things" и делая шикарное сальто с комбика. Сегодня у Бенсона сложная задача: накануне было объявлено, что его коллега Сэм Фердер (Sam Fender) не сможет выступить в Монтре из-за кровоизлияния в голосовые связки. Врач посоветовал певцу отдохнуть две недели, чтобы предотвратить необратимые повреждения связок, и MJF, к сожалению, остался без хедлайнера. Так что Бенсон рубится полтора отделения, разделив сцену с романтиком марком Амбором (Mark Ambor).
И Бенсон не подводит! Программа его альбома "Fireworks & Rollerblades" - это бездна юмора, болещненных рефлексий и знакомых гармоний. При этом Бун еще и невероятно харизматичный исполнитель, и он искренне обожает общаться с публикой.
- Ненавидели ли вы когда-нибудь кого-нибудь?, - интересуется Бенсон у публики. - Иногда люди появляются в вашей жизни, они говорят ли делают вещи, которые вам не нравятся - и вы начинаете их не любить. Бывает. Однажды такой человек появился в моей жизни - и я написал об этом песню. И теперь это одна из моих самых любимых песен, она называется "Drunk in My Mind". Так что устраивайтесь поудобнее и слушайте!
Бун не чужд самоиронии: он смешно передразнивает сам себя, представляя свой новый альбом*American Heart ", и изображает, как ставит на нем невидимые автографы. Посвещает песню "Mr Electric Blue" своему отцу и радостно импровизитрует с залом, предлагая публике спеть вместе: "I'm in Montreux and I'm doing alright!". Словом, мастер театральных пауз и сальто через голову прекрасно проводит время.
Один из трогательных моментов вечера - Бун посвящает несколько теплых слов Сэму Фендеру и исполняет его хит "Seventeen Going Under".
- Так много людей, которых можно любить, так много вещей, которые можно ощутить, и мы теряем людей, но этого невозможно избежать, - говорит певец. - Но я написал эту песню, чтобы вы помнили о том, что значат люди в вашей жизни. Так что я прошу вас - положите свои мобильник в карманы, будьте со мной и я буду с вами. Давайте проживем это мгновение вместе!
И вот - большой финал! Бенсон Бун исполняет "Beautiful Things" - песню, которая преодолела 2 миллиарда прослушиваний и сделала его звездой. И сразу после исполнения песни, сделав очередную серию сальто, он прыгает со сцены в озеро! А следом за ним отправляется и вся группа!
Кажется, этот финал с ошеломляющим успехом невозможно перебить ничем.
Мы берем тайм-аут 16 июля: в этот день на lake Stage рубятся американские блюз-рокеры Kenny Wayne Shepherd Band и Joe Bonamassa, а есть ли на свете что-либо более далекое от джаза, солнца и радости? К тому же, Бонамасса со своей коллекцией гитар играет в Монтре чуть ли не каждый год, а программа его меняется не так уж часто.
Вернемся с новыми силами!
17 июля: Покажи мне класс
Hermanos Gutiérrez - гитарный дуэт, образованный эквадорцами Алехандро и Эстеваном Гутьеррес в Цюрихе. Начиная свой сет, братья трогательно представляют родителей: где-то в толпе сидит их мама. Они играют романтичные инструментальные мелодии, представляя их как "микс из спагетти-вестернов, которые писал Эннио Морриконе, с сальсой из Перу".
В этот раз организаторы убрали задник главной сцены, так что само Женевское озеро выступает декорацией для дуэта, как бы подчеркивая его "природность", близость к фолку.
Перед исполнением песни "Sonido Cosmico" Алехандро рассказывает:
- Мы не хотели повторять это "ощущение пустыни", которое уже было на первом альбоме. Но мы внезапно ощутили, как от пустыни исходит звук, который мы услышали как космический. И эта песня - первая песня с нашего второго, нового альбома. Он был записан под руководством Дэна Ауэрбаха (Dan Auerbach ) из The Black Keys и входит в наш альбом "El Bueno y el Malo". Мы счастливы выступать сегодня вместе с нашими коллегами!
А вот Black Keys особенно пафоса не нагоняют. Они просто весело рубятся! В Монтре команда презентует материал с альбома "No Rain, No Flowers".
"Мы 15 лет не выступали, и вот теперь заперлись в подвале в Огайо, чтобы записать этот материал, - рассказывает Дэн Ауэрбах, - так что надеемся, что вам понравится!
Для команды этот год - попытка взять реванш после провального альбома. увольнения менеджера Ирвинга Азова (Irving Azoff) и, по сути, полного переосмысления себя как группы.
Костяк команды - по-прежнему гитарист Дэн Ауэрбах и барабанщик Патрик Карни (Patrick Carney), и эти двое умудряются непостижимым образом сохранять во всех своих работах тот сырой lo-fi, за который их так полюбили в начале 2000-х. Они снова вместе, они выстояли - и это обстоятельство придает их музыке новый драйв. Начав со сплита "Thickfreakness / The Breaks / I'll Be Your Man", они целый час радуют народ боевиками c "Brothers" и "El Camino", а под конец вдруг грустнеют и выдают печальную "Little Black Submarines".
Радость преходяща. Меланхолия всегда востребована. Но в жизни всегда есть место радостному ору под "Lonely Boy".
Продолжение следует!
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)