MONTREUX JAZZ FESTIVAL  MJF-2025: дни 12-15

Finneas, Block Party, Бенсон Бун, Pulp, Hermanos Gutiérrez, Black Keys и новые имена - в новой порции репортажа из Монтрё

Звуки продолжают репортаж с Montreux Jazz Festival-2025 - и в который раз мы убеждаемся, что нынешнее расположение сцен позволяет увидеть лишь небольшую часть того, что предлагает своим слушателям фестиваль.
Во-первых, потрясающе развиваются сцены молодых артистов: жанровое разнообразие просто невероятное - от традиционного диксиленда до рэпа. На Super Rock Stage наибольшее признание получают инди-группы со всей Европы, для которых выступление на фестивале - отличная строка в резюме. Некоторое недоумение вызывает драг-сцена, которая, при всей ее карнавальности, совершенно не соответствует стилю и духу Монтре. Это, скорее, формат Евровидения: секс, драг-квинз, диско.
Программа Spotlight подарила нам знакомство с убойным афробитом Elio Lamacchia, потрясающим польским гитаристом Marcin и инди-исполнительницей PVRIS. Но все эти открытия совершаются по окончании основного действа на главных сценах. Туда мы сейчас и направимся.

14 июля: Круглые даты

Сегодня на поле перед главной сценой развиваются британские флаги, ведь вечер повящен двум группам из UK. Вечер открывают культовые инди-рокеры Bloc Party - знаковое имя для всех, кто интересуется британской волной 2000-х. В этом году Келе Окереке (Kele Okereke) и его банда отмечают 20-летие своего дебютного LP "Silent Alarm" и презентуют программу с новой пластинки - "Alpha Games". Это второе выступление Bloc Party в Монтрё, только в этот раз аудитория больше, наверно, раз в десять.
Команда выходит на сцену под амбиентное интро "Every Time Is the Last Time" и сходу заряжает программу 2005-го года: "So Here We Are"/"She's Hearing Voices". А дальше развивает ретроспективу и наращивает темп, чтобы заставить все поле бесноваться под "Banquet". Это звездный час барабанщицы Луиз Бартл (Louise Bartle), позже на ее долю придется еще несколько мощных соло.
- Поскольку на фестивале в Монтрё играешь не каждый день, мы решили сделать что-то особенное и сыграть что-то, чего обычно не играем, — говорит Окереке, предваряя сюрприз - "Only He Can Heal Me".
Накал растет, но пора прощаться. BP возвращаются к старым проверенным хитам: "Helicopter", "Flux" и, наконец, "This Modern Love" с "Silent Alarm". Это были отличные 20 лет, и мы надеемся провести следующие десятилетия вместе.

Но настает время тяжеловесов, и это, конечно же, Pulp, участники которой явно знают секрет вечной молодости. Группа Джарвиса Кокера (Jarvis Cocker) отмечает в этом году 30-летие "Different Class", легендарного альбома, вошедшего в десятку лучших альбомов всех времён и растащенного на цитаты последующими поколениями.

Столько энергии, драйва, мелодизма и брызжущей радости главная сцена Монтре в этом году еще не видела! Вечно выглядящий как британский учитель старших классов в своем вельветовом костюме и очках с тяжелой оправой, Джарвис здоровается с публикой на французском и сходу начинает заводить толпу, стремительно перемещаясь по сцене и вытянув вперед руку с микрофоном. И о новых вещах только что вышедшего альбома "More" не забывает! Час, начавшийся со свежих "Spike Island" и "Grown Ups", пролетает со скоростью локомотива, - только и успеваешь отмечать, что в "Sorted for E's & Wizz" поля Хэмпшира заменили на "at Lake Geneva", в "Just a Feeling" группа выступает на фоне огромной луны, а в "Disco 2000" и "Do You Remember the First Time?" Джарвис прыгает по комбикам, в то время как группа выстраивает плотную "стену звука" ему в поддержку.

А вот и долгожданный хит всех времен и народов - "Common People"! Тут уже самозабвенно поет вся публика, включая телеоператоров. Джарвис продлевает припев несколько раз, представляя всех участников команды, и заканчивает умиротворенным "Sunset". Идеальный фестивальный сет.
А уже после окончания своего сета Кокер и его группа в полном составе зажигают на бесплатной сцене The Memphis, фактически, повторив ударные номера своего выступления для всех желающих.

Тем временем в Казино завершает свой сет братец Билли Айлиш - Finneas, и здесь царит совершенно иная атмосфера: романтичная и нежная.


15 июля: Разбежавшись, прыгну со скалы

- Это самое красивое место, которое я когда-либо видел, - восклицает Бенсон Бун (Benson Boone), американский бродяга в майке-алкоголичке и спущенных штанах, вылетая на сцену под знаменитый рифф из собственного хита "Beautiful Things" и делая шикарное сальто с комбика. Сегодня у Бенсона сложная задача: накануне было объявлено, что его коллега Сэм Фердер (Sam Fender) не сможет выступить в Монтре из-за кровоизлияния в голосовые связки. Врач посоветовал певцу отдохнуть две недели, чтобы предотвратить необратимые повреждения связок, и MJF, к сожалению, остался без хедлайнера. Так что Бенсон рубится полтора отделения, разделив сцену с романтиком марком Амбором (Mark Ambor).

И Бенсон не подводит! Программа его альбома "Fireworks & Rollerblades" - это бездна юмора, болещненных рефлексий и знакомых гармоний. При этом Бун еще и невероятно харизматичный исполнитель, и он искренне обожает общаться с публикой.

- Ненавидели ли вы когда-нибудь кого-нибудь?, - интересуется Бенсон у публики. - Иногда люди появляются в вашей жизни, они говорят ли делают вещи, которые вам не нравятся - и вы начинаете их не любить. Бывает. Однажды такой человек появился в моей жизни - и я написал об этом песню. И теперь это одна из моих самых любимых песен, она называется "Drunk in My Mind". Так что устраивайтесь поудобнее и слушайте!

Бун не чужд самоиронии: он смешно передразнивает сам себя, представляя свой новый альбом*American Heart ", и изображает, как ставит на нем невидимые автографы. Посвещает песню "Mr Electric Blue" своему отцу и радостно импровизитрует с залом, предлагая публике спеть вместе: "I'm in Montreux and I'm doing alright!". Словом, мастер театральных пауз и сальто через голову прекрасно проводит время.

Один из трогательных моментов вечера - Бун посвящает несколько теплых слов Сэму Фендеру и исполняет его хит "Seventeen Going Under".

- Так много людей, которых можно любить, так много вещей, которые можно ощутить, и мы теряем людей, но этого невозможно избежать, - говорит певец. - Но я написал эту песню, чтобы вы помнили о том, что значат люди в вашей жизни. Так что я прошу вас - положите свои мобильник в карманы, будьте со мной и я буду с вами. Давайте проживем это мгновение вместе!

И вот - большой финал! Бенсон Бун исполняет "Beautiful Things" - песню, которая преодолела 2 миллиарда прослушиваний и сделала его звездой. И сразу после исполнения песни, сделав очередную серию сальто, он прыгает со сцены в озеро! А следом за ним отправляется и вся группа!
Кажется, этот финал с ошеломляющим успехом невозможно перебить ничем.

Мы берем тайм-аут 16 июля: в этот день на lake Stage рубятся американские блюз-рокеры Kenny Wayne Shepherd Band и Joe Bonamassa, а есть ли на свете что-либо более далекое от джаза, солнца и радости? К тому же, Бонамасса со своей коллекцией гитар играет в Монтре чуть ли не каждый год, а программа его меняется не так уж часто.
Вернемся с новыми силами!


17 июля: Покажи мне класс

Hermanos Gutiérrez - гитарный дуэт, образованный эквадорцами Алехандро и Эстеваном Гутьеррес в Цюрихе. Начиная свой сет, братья трогательно представляют родителей: где-то в толпе сидит их мама. Они играют романтичные инструментальные мелодии, представляя их как "микс из спагетти-вестернов, которые писал Эннио Морриконе, с сальсой из Перу".
В этот раз организаторы убрали задник главной сцены, так что само Женевское озеро выступает декорацией для дуэта, как бы подчеркивая его "природность", близость к фолку.

Перед исполнением песни "Sonido Cosmico" Алехандро рассказывает:
- Мы не хотели повторять это "ощущение пустыни", которое уже было на первом альбоме. Но мы внезапно ощутили, как от пустыни исходит звук, который мы услышали как космический. И эта песня - первая песня с нашего второго, нового альбома. Он был записан под руководством Дэна Ауэрбаха (Dan Auerbach ) из The Black Keys и входит в наш альбом "El Bueno y el Malo". Мы счастливы выступать сегодня вместе с нашими коллегами!

А вот Black Keys особенно пафоса не нагоняют. Они просто весело рубятся! В Монтре команда презентует материал с альбома "No Rain, No Flowers".
"Мы 15 лет не выступали, и вот теперь заперлись в подвале в Огайо, чтобы записать этот материал, - рассказывает Дэн Ауэрбах, - так что надеемся, что вам понравится!

Для команды этот год - попытка взять реванш после провального альбома. увольнения менеджера Ирвинга Азова (Irving Azoff) и, по сути, полного переосмысления себя как группы.

Костяк команды - по-прежнему гитарист Дэн Ауэрбах и барабанщик Патрик Карни (Patrick Carney), и эти двое умудряются непостижимым образом сохранять во всех своих работах тот сырой lo-fi, за который их так полюбили в начале 2000-х. Они снова вместе, они выстояли - и это обстоятельство придает их музыке новый драйв. Начав со сплита "Thickfreakness / The Breaks / I'll Be Your Man", они целый час радуют народ боевиками c "Brothers" и "El Camino", а под конец вдруг грустнеют и выдают печальную "Little Black Submarines".
Радость преходяща. Меланхолия всегда востребована. Но в жизни всегда есть место радостному ору под "Lonely Boy".

Продолжение следует!

16.07.2025, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - MJF-2025: Финал, 21.07.2025
    Финальные шоу Монтре: щедрость Аланис Морисетт, красота Авишая Коэна, новые имена и прекрасное будущее »»
  • Фестиваль - MJF-2025: дни 8-11, 14.07.2025
    Дайана Росс, Грейс Джонс, I Am Roze, Yseult, Jamie xx и FKA twigs - в новом репортаже Звуков из Монтре »»
  • Фестиваль - MJF-2025: дни 5-7, 08.07.2025
    London Grammar, Raye, Бет Гиббонс, Rüfüs Du Sol, Jade, Celeste и многие другие - в нашем новом репортаже с Montreux Jazz festival »»