MONTREUX JAZZ FESTIVAL  MJF-2025: дни 5-7

London Grammar, Raye, Бет Гиббонс, Rüfüs Du Sol, Jade, Celeste и многие другие - в нашем новом репортаже с Montreux Jazz festival

Montreux Jazz Festival незаметно перевалил за половину - самое время рассказать вам о бесплатных сценах и прочих приятных развлечениях, которые предлагает фестиваль. Концерты, dj-сеты, джем-сейшны, silent disco, кинопоказы, мастер-классы и бурлеск - бесплатная программа Монтре, как и прежде, составляет 90% от общего числа сетов. Некоторая сложность заключается в том, что попасть на все нужные события сложно, поскольку площадки в основном рассредоточены вдоль променада, на котором расположен фудкорт. Так что передвигаться в час пик здесь довольно затруднительно. Ситуация несколько улучшается к ночи, когда фудкорт прекращает работу, а на больших площадках заканчиваются концерты, но к этому моменту все маленькие сцены уже упакованы так, что яблоку негде упасть. Очень классные локации - Porsche Lakeside Lounge и The Memphis: и атмосфера, и музыка там на высоте.
На фестивале можно найти площадки и шоу на любой вкус, от веселой латиноамериканской Ipanema до камерного прослушивания старого винила. Но если вы задержались здесь до ночи, загляните в Palace Hotel или в Казино: здесь играют джем многие звёзды.

8 июля: сложность отношений и рукотворное торнадо

Над Женевским озером плывут мечтательные звуки - какой прекрасный саундтрек для заката! London Grammar начинают выступление с нежной баллады "Hey Now", гипнотический голос Ханны Рид (Hannah Reid) плывет над толпой, создавая психоделическую атмосферу. Правда, у самой сцены его заглушает ритм-секция, но звукорежиссер быстро поправил баланс и мы можем наслаждаться коктейлем из музыки и солнца - вместе с Ханной барабанщик и мультиинструменталист Доминик "Дот" Мейджор (Dominic "Dot" Major,) и гитарист Дэн Ротман. Программа турне The Greatest Love посвящена сложности и многообразии человеческих отношений, и песни сет-листа подобраны таким образом, чтобы заставить слушателя не только танцевать, но и задуматься.
"Californian Soil", "Kind of Man" - и удивительно красивый кавер на "Nightcall" Kavinsky, нежнее нежного.

- Я помню наше первое выступление в Монтре в небольшом зале. - говорит Ханна. - Это был очень короткий сет, и нам тогда все говорили "это очень важное выступление, оно имеет огромное значение. Я тогда впервые ощутила атмосферу Монтре, и она действительно была совершенно особенной. Я спою для вас песню, которая много значит для меня".

Звучит прекрасная "H" - для любой другой группы это было бы прекрасной финальной точкой концерта, но LG только разогреваются: дальше следует сет из "Hell to the Liars", "Wasting My Young Years" и "Lord It's a Feeling". А затем Ханна предлагает немного "поломать" атмосферу - и переключается на ироничную "Fakest Bitch".

Три финальных хита - "Metal & Dust" c ее гранжевыми гитарами, мощными битами и вокалом, переходящим в отчаянный крик, "Strong" и "Lose Your Head" c пульсирующими тяжелыми синтезаторами - ставят убедительную точку в споре "способны ли London Grammar дать концерт стадионного уровня и сохранить доверительную, почти интимную атмосферу". Это группа мирового уровня.

Австралийское электронное трио Rüfüs Du Sol - музыка совершенно другого типа: она изначально масштабная, рассчитана на стадионный звук и огромное количество спецэффектов. Что-то подобное делали The Chemical Brothers и Röyksopp, но им для покорения мира потребовалось куда больше времени.

Это группа на стероидах: дебютный альбом и стремительный взлет в чарты в 2021-м, премия Grammy в 2022-м, альбом ремиксов "Inhale / Exhale" - и огромный мировой тур на лучших площадках мира в 2025-м.

Концерт тоже невероятно интенсивный. Команда стартует со своего звездного хита "Inhale / Brighter", которая динамично перетекает в "Lately". Происходящее далее больше всего напоминает торнадо, раскрученное Джоном Джорджем (Jon George), Джеймсом Хантом (James Hunt) и Тайроном Линдквистом (Tyrone Lindqvist) над головами слушателей: грозовые раскаты ударных, пульсирующий бит и молнии стробоскопов. Толпу просто сметает тим напором, часовое шоу проносится как один миг. Вот уже и бисы - и, конечно же, это "Break My Love" и "No Place", хорошо знакомые нам по топовым ротациям.
"Ok, Монтрё, мы сделаем это ещё раз, в последний раз!", - кричит Тайрон и запевает "Music Is Better", растягивая припев на добрых 10 минут. Публика неистовствует.

9 июля: Girl Power

Сегодняшний день посвящен женской взаимовыручке. Вечер на главной сцене открывает молодая поп-звезда Jade - мы уже видели ее в составе поп-группы Little Mix. Сегодня ее первое сольное выступление за пределами Великобритании, и певица абсолютно ошеломлена теплым приемом. Она пробует на вкус название места: Монтре, Монтре... Я обещаю, я улучшу свое произношение!"

Джейд, несмотря на ее очень юный возраст, очень быстро завоевала расположение публики и коллег. Её дебютный сингл "Angel of My Dreams", выпущенный прошлым летом, принес ей премию Brit Award в номинации "Поп-артист года" и сотрудничество с хедлайнером дня - Raye, которая записала с ней знаменитый сингл "FUFN (Fuck You For Now)". И он, конечно же, становится центральной частью выступления Джейд.

Бодрая, танцевальная музыка без особых реверансов сама по себе довольно стандартна, но артистка очень харизматична, ловко заимствует вокальные приемы у всех певиц мира и отчетливо равняется на лучшие акты Motown Records. Поэтому неудивительно, что она подчеркивает эту преемственность, исполняя трибьют Motown и Дайане Росс - "певице, которая не устает меня вдохновлять".
И, конечно, не может не вызвать уважение ее блестящий кавере Мадонны "Frozen".

Прощаясь с публикой, Джейд чуть не плачет. Она посвящает свой финальный сплит "Fantasy" и "Angel of My Dreams" всем артистам Motown и, конечно же, публике. И это - самая красивая песня и сложная в арсенале певицы.

Главным актом вечера, безусловно, стала великолепная Raye (ее настоящее имя - Rachel Agatha Keen и она тоже из Лондона, хотя родилась в Швейцарии). Это певица совершенно другого уровня и класса: новое поколение "Большого r'n'b". Она всего за пару лет прошла стремительный путь от звезды TikTok до победительницы Brit Awards, шестикратного номинанта Grammy и хедлайнера главных фестивалей мира, покорила Монтре в прошлом году, но ее нынешнее шоу на голову выше.
Рей стартует с красивейшей "Oscar Winning Tears", сходу демонстрируя весь спектр своих талантов - уникальный микс из соула, поп-музыки и R'n'B, мощный вокал, мелодичные песни с долей черного юмора и головокружительными мелизмами.

- Вы не представляете, как много эта площадка значит для меня, - говорит певица, открывая концерт. - И я действительно имею это в виду! Монтре - самая важная сцена в моей жизни, я невероятно польщена и благодарна за возможность выступать здесь.

Что делает выступления Рэй особенными? - Класс. Он чувствуется во всем: в неукоснительном следовании канонам жанра, изобретательных композициях, безукоризненных оркестровых аранжировках и шикарных платьях. Певица словно сошла на сцену со страниц афиши 50-х годов или с плакатов pin up. Но это обман - ее песни в стиле ретро-нуар куда сложнее и интереснее, в них всегда есть "двойное дно".

Оркестр, с которым в этот раз работает звезда, усилен за счет духовой секции и ударных, и, по сути, воспроизводит канонический состав джаз-бэндов конца 50-х. Тем интереснее наблюдать, как этот оркестр "решает" задачу деликатно оформить скэт или кусочки рэпа.

И, конечно же, Рэй - уникальный сонграйтер. Ее песни не просто автобиографичны, она буквально проживает их сюжет на сцене каждвй раз - будь то ироничная "Where The Hell Is My Husband?" или "Ice Cream Man" - "самая тяжёлая песня, которую она когда-либо писала", в которой певица переосмыслила собственный опыт сексуального насилия.
Даже когда знаешь, что все эти мелодрамы артистка проживает в туре по десять раз за неделю - ей веришь безоговорочно.

Но и когда Рэй исполняет кавер-версии чужих композиций, она мгновенно делает их "своими". Песня Джонса "You Don't Know Me" становится в ее устах мрачной исповедью, "Cry Me a River" Джули Лондон - сожалением о несбывшемся, а "It's a Man's Man's Man's World" Джеймса Брауна - феминистским гимном.

Рэй завершает выступление, трогательно представив солирующих музыкантов и исполняя обожаемый всеми хит "Escapism". Будем надеяться, это не последнее ее выступление в Монтре. Она этого достойна.

10 июля: Королевы драмы

Вечер начинается с сета Celeste - британскоц звезды, чей узнаваемый, чувственный вокал с хрипотцой сопровождает тяжелый, почти металлический, блюзовый бэнд. Селеста - мастер заламывания рук и трагических фраз; на голове у нее убор из вороньих перьев, а ее черно-белый синхронный видеоряд невольно наводит на мысли о трагических актрисах эпохи зарождения синематографа.
В перерывах между песнями Селеста произносит пламенные речи о становлении личности и роли женщин, и все это великолепие служит созданию драматической атмосферы.

Но есть певица, которой совершенно не требуется никакой антураж, чтобы с первых нот погрузить слушателя в свой мрачный драматический мир.
Бет Гиббонс (Beth Gibbons) была и остаётся ключевой фигурой альтернативной музыкальной сцены с 90-х годов. Знаменитая британская певица вернулась на сцену весной 2024 года со своим первым полноценным альбомом "Lives Outgrown", который стал ее безусловным триумфом.

Бет начинает свой сет с "Tell Me Who You Are Today" и из фирменного мрака начинает постепенно проступать состав: Эойн Руни (Eoin Rooney) на гитаре, Том Герберт (Tom Herbert) на басу, Джейсон Хейзли (Jason Hazeley) на клавишных, Эмма Смит (Emma Smith) на скрипке, Ричард Джонс (Richard Jones) на альте и гитаре, барабанщица Софи Хастингс (Sophie Hastings) и мультиинструменталист Говард Джейкобс (Howard Jacobs). Это практически фолковый состав, однако ему прекрасно удаются оркестровые версии хитов Portishead.

Состав изменился, но Бет осталась прежней: она все так же любит петь, стоя в полоборота к залу, ее вокал так же чист и полон тревоги и нежности.
Фирменная гибсоновская меланхолия - при ней, она прорезается в "Burden of Life", растет в "Floating on a Moment" и поглощает все в "Oceans".

И, пожалуй, самая драматически яркая и сложная вещь из новой программы - "Whispering Love", в которой трепещущий высокий голос Бет обретает новую силу и глубину.

А для нас лучший момент недели, который хотелось бы прожить еще и еще - исполнение "Roads" и "Glory Box" из репертуара Radiohead. Оно вселяет надежду на то, что еще не все связи с прошлым оборваны и продолжение истории великой группы возможно.

Хедлайнером главной сцены сегодня стал оскароносный Лайонел Ричи, но когда в Казино звучит "голос Portishead" - мы ему повинуемся.


Продолжение следует!

08.07.2025, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - MJF-2025: Финал, 21.07.2025
    Финальные шоу Монтре: щедрость Аланис Морисетт, красота Авишая Коэна, новые имена и прекрасное будущее »»
  • Фестиваль - MJF-2025: дни 12-15, 16.07.2025
    Finneas, Block Party, Бенсон Бун, Pulp, Hermanos Gutiérrez, Black Keys и новые имена - в новой порции репортажа из Монтрё »»
  • Фестиваль - MJF-2025: дни 8-11, 14.07.2025
    Дайана Росс, Грейс Джонс, I Am Roze, Yseult, Jamie xx и FKA twigs - в новом репортаже Звуков из Монтре »»