МУЗЫКА  Проверка пульса: май

Lindstrom, Galaktlan, FSOL, Legowelt, Салли Шапиро и другие электронные новинки мая

Lindstrøm "Sirius Syntoms" (Feedelity)

Ханс-Петер Линдстрем (Hans-Peter Lindstrom) принадлежит к числу музыкантов, которым, что называется, не сидится на месте. Будучи главной звездой "нордического диско" (о котором даже сняли фильм), он норовит то съехать в совсем размазанный балеарик, то затеять коллаборацию с Тоддом Рандгреном (Todd Rundgren), американским рокером широкого формата из поколения семидесятых, то выдать довольно бесформенную лефтфилд-пластинку. Но есть ощущение, что делает все это он исключительно для того, чтобы на этом фоне все его диско-записи воспринимались как откровение. На "Sirius Syntoms" Линдстрем играет ровно то, чего от него ждут – жизнерадостное космик-диско с фирменными бесконечно восходящими секвенциями, создающими ощущение эйфории. При этом в рамках именно диско-формата норвежец пытается (и не без успеха) быть чуточку поразнообразнее – если прекрасный альбом "Smallhans" был, по сути, набором вариаций на одну тему, то на "Sirius Syntoms" есть и легкий крен в эйсид-хаус ("Thousand Island Man"), и расслабленные нежности с CR-78 ("Sharing A Change"), и залеты в семидесятые со струнными в завершающем альбом заглавном треке.

not even noticed "Aerial" (Tartelet Records)

Пятитрековая ЕР немецкого дуэта, ранее засветившегося на таких лейблах, как Craigie Knowes и Diffuse Reality. На протяжении пяти лет, которые существует проект, not even noticed ходят где-то между хаусом и брейкбитом, и на этот раз делают однозначный выбор в пользу последнего. Неторопливые ломаные ритмы в районе 100-120 ударов в минуту, эйсидные бас-линии, атмосферные пэды и вокальные сэмплы с легким этническим привкусом – всё это как будто явно напоминает нам о девяностых, вот только в реальности в девяностых музыки такой было крайне мало. Если совсем уж расслабленная вещь "Inward" навевает мысли о ранних релизах Elektrolux или Mole Listening Pearls, то для треков чуть поэнергичней вроде "Fidelity" или "Affected" даже аналогии толком не подберешь. Полузабытый проект Evolve Now? Первая часть серийного сборника "Freezone"? Брейкбитовые вещи раннего Banco De Gaia? Все где-то близко, но не рядом – очевидно, что эта ветвь брейкбита в своё время была безосновательно заброшена, и теперь наконец получает должное развитие.

Galaktlan "Helemental" (Touched Music)

Эстонец Таави Лаатсит (Taavi Laatsit) пластинки выпускает нечасто – его предыдущий альбом "En Garde" (занявший второе место в списке лучших альбомов года по версии "Проверки") датирован 2018-м. Однако редкость релизов, как и в случае, например, с Bola, компенсируется их качеством, и "Helemental" тоже сразу метит в верхнюю часть годового топа. Относительно "En Garde" этот альбом звучит чуть более сдержано и меланхолично, но фирменный мелодизм Таави на месте. Еще одно достоинство альбома – чуть более широкая стилистическая палитра. Помимо классического m3rck-style IDM по формуле "неторопливо похрустывающие биты плюс лаконичные сентиментальные мелодии", во второй половине альбома мы слышим и рейды на территорию Boards Of Canada, и чуточку кислотного электро, и пронзительное соло на трубе, и даже трек в стиле Сэма Баркера (Sam Barker).

Sally Shapiro "Ready To Live A Lie" (Italians Do It Better)

Пятый альбом шведского проекта (не считая ремикс-альбомов, которые выходят строго к каждому номерному диску) и второй на Italians Do It Better. Помимо итало-диско в духе Valerie Dore, вечного вдохновения для Салли и её бессменного соавтора и аранжировщика Йохана Агебьорна (Johan Agebjorn) на альбоме заметнее обычного влияние грустно-задумчивых Pet Shop Boys образца альбома "Behaviour". Так что появление на "Ready To Live A Lie" опубликованной еще несколько лет назад кавер-версии на "Rent" совсем не случайно. Еще одна отличительная особенность пластинки – наличие не только танцевальных, но и медленных вещей, которые, впрочем, на статус суперхитов явно не тянут. Если создавать танцевальную поп-музыку под восьмидесятые в нашем веке научились довольно убедительно, то с балладами (без которых ни один поп-альбом тогда обойтись не мог) дела идут куда хуже. Но в общем, несмотря на неровность, "Ready To Live A Lie" приятно слушать – от Салли сложно ожидать чудес, но свой уровень она держит стабильно, да и потенциально сильных вещей тут даже побольше, чем на предыдущем альбоме.

Mikkel Rev "Journey Beyond" (A Strangely Isolated Place)

Норвежец Миккель Харальдстад (Mikkel Haraldstad) занимается музыкой с конца нулевых, но по большому счету известен стал уже в 2020-е, после окончательной победы тренда на неотранс. В этом десятилетии Миккель выпустил чуть ли не десяток альбомов, один из которых, "The Art Of Levitation" был издан американским лейблом A Strangely Isolated Place и принес Харальдстаду известность далеко за пределами узкой тусовки транс-ретроградов. Спустя два года Миккель возвращается на ASIP, но при этом как будто чуть отходит от транса. Трансовых приемов (пульсирующих бас-линий, ажурных арпеджио и пэдов с эффектом "транс-гейта") здесь по-прежнему много, но музыка это чуть более медленная и чуть более хмурая, чем принято в трансе. На "Journey Beyond" Харальдстад ходит где-то вокруг космо-электроники и "псимбиента". Звучит здорово, но немного не хватает той эйфории из начала девяностых, которой был славен классический транс, и которая была в предыдущем ASIP-овском альбоме Миккеля.

Legowelt "Synths Below Sea Level" (Axumisia Records)

С конца 1990-х и примерно до середины 2000-х нидерландский музыкант Дэнни Волферс (Danny Wolfers) был, пожалуй, главным действующим лицом электро-диско ренессанса. Его пластинки с лейбла Bunker успели стать классикой, но за этим успехом последовало превращение в "модного артиста" со всеми вытекающими – Дэнни стал выпускать по 20 пластинок в год, а качество его музыки драматически упало. Яркие треки он продолжает выпускать и поныне, но выискивать их в конвейерном потоке синглов, ЕР и альбомов – дело нелегкое. Внешне его новый диск "Synths Below Sea Level" мало чем отличается от примерно десятка предыдущих – тот же саунд, рисованная обложка в узнаваемом стиле. Но хорошая новость в том, что альбом явно заявлен как архивный – здесь собраны треки, датированные тем самым "золотым периодом" 1994-2005. Хитов уровня "Sturmvogel" или "Disco Rout" тут нет, но контуры того Леговельта, что мы помним по временам сотрудничества с Bunker или Crème Organization, просматриваются отчетливо. Вещи вроде "Med Liquidium 1995", "Kosmo DX21" или "9 Mille Hedgehog" чрезвычайно хороши.

The Future Sound Of London "Multiple Angled Distortions" (fsoldigital.com)

Главные действующие эмбиент-легенды девяностых долго дразнили нас короткими фрагментами из нового релиза, а потом разродились не альбомом, а получасовой ЕР на девять недлинных пьес. И если на серии "Environments 7", на которой группа была сконцентрирована в период 2022-2023, мы наблюдали регулярные рейды в сторону психоделии и даже индийских мотивов, то на "Multiple Angled Distortions" Брайан Дуганс (Brian Dougans) и Газ Кобейн (Gaz Cobain) делают крен в противоположную сторону – свой фирменный коллажный сюрреализм они теперь облекают в формы более мрачные и более синтетические. Здесь много TB-303 (иногда так много, что иногда кажется, будто треки плавно перекочевали сюда из проекта Humanoid) и нервно-синкопированных ритмов. Если большая часть современного каталога FSOL наследует альбомам "Lifeforms" и "ISDN", то "Multiple Angled Distortions" скорее продолжает антиутопический сюжет "Dead Cities". Вот бы еще развить эту тему в виде полнометражного лонг-плея.

Dan Curtin "The 4 Lights" (De:Tuned)

Бельгийский лейбл De:Tuned успел зарекомендовать себя как площадка с наивысшим соотношением сигнал-шум. Музыки здесь выпускается не так много, но релизы De:Tuned практически никогда не опускаются ниже отметки "очень хорошо". Здесь в почете классическая традиция интеллигентной (но совсем не чуждой танцпола) электроники 1990-х, а в ростере немало тех, кто эту традицию, собственно, и создавал. Дэн Кёртен, чьи записи публикуются на De:Tuned впервые, как раз из этой категории. Его карьера начиналась в 1992 году в Соединенных Штатах, где Дэн стоял у истоков клубного движения, балансируя между хаусом и техно. Его пластинки тогда выходили и на коммерческом лейбле Strictly Rhythm, и на эстетском Peacefrog, и на широкоформатном японском Sublime. Сейчас Дэн, как и многие техно-пионеры, живет в Берлине, много выступает и иногда издает пластинки, но с выпуском альбомов взял долгую паузу – его предыдущий долгоиграющий диск "Lifeblood" датирован далеким 2010-м. Дэн совершенно не пытается модниться и соответствовать современным тенденциям – "The 4 Lights" это стопроцентный, чуточку приджазованный "техно-соул", каким его 30 лет назад понимали Карл Крейг (Carl Craig), Кенни Ларкин (Kenny Larkin) или еще один нынешний резидент De:Tuned Кирк ДеДжорджио (Kirk DeGiorgio). Отличное напоминание о том, что техно может быть мягким, фанковым и даже мелодичным. Ретро-футуризм во всем великолепии.

Andrea "Living Room" (Ilian Tape)

Четвертый по счету альбом туринского музыканта Андреа Чиполлы (Andrea Cipolla), многолетнего резидента мюнхенского лейбла Ilian Tape. Его главный инструмент – сэмплированные драм-брейки, и использует он его максимально широко и разнообразно. На "Living Room" мы слышим то прифанкованный броукен-бит, то бейс (или, есть быть точнее – подзабытый "постдабстеп"), то лоуфай-геридж, то почти электро. Все это ритмическое многообразия связывает туманно-дождливая атмосфера – почти к каждому из написанных тут жанровых тегов можно добавить еще и "-эмбиент", поскольку в кадждом треке мы слышим пэды, кассетный шум и амбивалентные клавишные аккорды, не несущие в явном виде не оптимизма, не печали. В нашей гостиной то ли сумерки, то ли не самый погожее, но и не дождливое утро.

Cult48 "Asio" (Not On Label)

Проект Cult48 начинал в качестве практически клона Boards Of Canada – настолько убедительного, что в IDM-сообществе ходил слух, будто это и есть BoC, публикующие материал в обход основного лейбла. Альбомов через пять загадочность всех несколько утомила и за ширмой обнаружился ирландец Крис Карбинакс (Chris Carbinax) aka 2ndMOUSE. Сходство с BoC тоже перестало быть столь явным, и теперь Крис скорее записывает IDM широкого профиля. В первом же треке на ум приходят параллели с игривой мелодикой Plaid, в "Unresolved equation" просматриваются черты IDM начала нулевых времен господства лейбла Merck и раннего Morr Music. Влияние BoC не исчезло совсем – тут есть и хип-хоповые биты, и препарированные скретчи, и слегка плывующие ностальгические пэды, и эмбиентные зарисовки в стиле "Geogaddi", но в то время как большая часть последователей Boards of Canada делает ставку именно на лоуфай и хонтологию, Крис выруливает в сторону музыки более яркой, более разнообразной и местами откровенно мелодичной.

Roel Funcken & exm "Flyphel" (Science Cult)

Дуэт двух мэтров нидерландской IDM-сцены, принадлежащих к разным, поколениям. Рул Функен записывал пластинки в составе дуэта Funckarma еще на рубеже 1990-х – 2000-х, а первый релиз exm датирован 2012-м, но в их музыке много общего. Оба они – скорее модернисты, нежели консерваторы. Exm пишет музыку намеренно "прогрессивную", тяготея к сложным формам и запутанным ритмическим рисункам, Рул много экспериментирует с современными ритмами и заруливает порой чуть ли не в бейс. В совместной пластинке (выпущенной американским лейблом Science Cult, в чьем каталоге есть записи Drøn, Карла Финлоу, Cygnus и Zeta Reticula) явно слышны приемы обоих музыкантов, хотя судя по рассказам авторов, генератором идей скорее выступал exm, а Функен взял на себя роль редактора и конструктора. Угловатые басовитые ритмы и замысловатый саунд-дизайн скорее напоминают пластинки Рула (а также экспериментальные работы Plaid времен альбома "Scintilli"), а сложная, какая-то совершенно уже "проговая" мелодика больше похожа на почерк exm. В результате получается пластинка максимально навороченная и не слишком "удобоваримая", но еще и не авангардная, не без гармоничных моментов и мелко нарезанных, но всё же конвенционально красивых мелодий.

Castelli "Notte Davvero" (Spittle Dependance)

Итальянец Стефано Кастелли (Stefano Castelli), вокалист постпанк ревайвал команды Clone Culture, уже фигурировал в "проверке" с предыдущим сольником, и вот спустя пару лет выпустил второй альбом. "Notte Davvero" – это ретроградство в своём абсолютном бесстыдстве, заявка на "лучший итальянский поп-альбом 1984 года". Да, это итало диско без всяких там "пост" и "мета" – сентиментальное, прямолинейное и ослепительно мелодичное. Да, разумеется все треки здесь с вокалом, и поёт Стефано на родном итальянском. На моей памяти так убедительно косплеить Италию-84 удавалось разве что группе Cristalli Liquidi (и то с постмодернистской фигой в кармане) да артисту Colapesce при помощи 80-летнего Джорджио Мородера (Giorgio Moroder). Тут в пору вспомнить даже не Александра Роботника (Alexander Robotnick), Scotch и Radiorama, а группу Ricchi E Poveri с поправкой на то, что в аранжировках Кастелли всё же строго верен синтезаторной романтике.

Loscil "Lake Fire" (Kranky)

Музыка канадца Скотта Моргана (Scott Morgan) максимально не соответствует началу лета – на его календаре всегда зима, холод, полярная ночь, метель, монохромный пейзаж и голые деревья. Не сказать, чтобы музыка Loscil напоминала статические аккорды, что лет десять назад было принято называть модным термином "glacial" – напротив, "Lake Fire" полон событий. Просто всё это – хрустальные клавиши, глубокий бас, едва слышная перкуссия и препарированные глитчевой обработкой печальные аккорды в духе Типа Хекера (Tim Hecker) как бы отделено от слушателя запотевшим стеклом. Мы видим движение, но не видим очертания людей и предметов – и в случае с Loscil, вся красота именно в этом недостатке информации, в своего рода музыкальной недосказанности.

Nobuhiro Okahashi "With Flowers" (Lontano Series)

Житель Осаки Нобухиро Окахаси – имя на японской эмбиент-сцене сравнительно новое, его сольная дискография состоит из нескольких коротких релизов, выходивших самиздатом, либо на нишевых локальных лейблах. При этом еще в нулевые Нобухиро успел поиграть металл в составе группы Arrastrandose. "With Flowers" – его интернациональный дебют, за издание CD взялся итальянский лейбл Lontano Series, в чьем ростере немало артистов из страны восходящего солнца. Альбом выдержан строго в рамках эмбиент-традиции – четыре длинных пьесы, соответствующие четырем временам года, звучат разреженно и медитативно, и не так уж далеки от нью-эйджа. На ум приходят сравнения то с "Music For Nine Post Cards" японского эмбиент-классика Хироши Йосимуры (Hiroshi Yoshimura), то с Майклом Стернсом (Michael Stearns), то с Брайаном Ино (Brian Eno).

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

02.06.2025, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: