Бренд Napster снова сменил владельца и объявил о ребрендинге. В этот раз скандально известный файлообменник приобрели за существенно большие деньги, чем в прошлый раз.
На этот раз его купила известная в узких кругах компания Infinite Reality.
Napster считается одной из первых, а быть может, и самой первой файлообменной сетью, в которой все участники, размещая на своем компьютере определенный софт, "открывали" свои коллекции для всеобщего доступа. Эта технология получила название peer-to-peer (буквально - "равные для равных"), а сети стали называть пиринговыми.
Внутри сети не имеет значения, кто именно раздает файлы, то есть обмен децентрализован. Но именно Napster стал известен тем, что у него был центральный сервер, использовавшийся для получения списка подключённых компьютеров и предоставляемых ими файлов, хотя сам обмен файлами осуществлялся пользователями без внешнего контроля и какого-либо надзора.
В 90-х большая часть подключений к Интернету осуществлялась по модему, и скачивание одного альбома могло занимать часы. Napster решил эту проблему: его создатель Шон Фэннинг (Shawn Fanning) позаимствовал решение у популярных чатов, разрешавших пользователям обмениваться файлами - IRC, Hotline, USENET и других.
Специализация этого P2P на музыке в формате MP3 сформировалась не намеренно, но привела к революции в сознании любителей музыки и кардинально изменила индустрию звукозаписи. В 1999-м году музыка продавалась в виде альбомов либо EP, что было крайне выгодно музыкантам и лейблам, но совершенно неинтересно фанатам: "в нагрузку" к понравившемуся хиту они получали еще десяток отстойных песен.
Пользователи Napster решили для себя эту проблему, скачивая по паре песен с альбомов. В итоге участники сети невольно возродили интерес к чартам синглов. Спустя два года этот принцип взяли на вооружение в корпорации Apple, используя синглы в качестве маркетинговой стратегии iTunes.
Невзирая на откровенно пиратский характер обмена, есть музыканты, которые могут быть благодарны Napster за раскрутку - хотя вряд ли в этом признаются. В частности, в 2000-м году альбом "Kid A" Radiohead скачали без всякой рекламы более 3 миллионов раз.
Интересно, что скачивания не помешали продажам: сразу после релиза в октябре 2000 года альбом возглавил чарты продаж в США, Британии и еще нескольких странах.
Napster застал мировую музыкальную отрасль врасплох. Попытки гоняться за самыми деятельными пиратами ничего не давали. Оставалось одно - попытаться закрыть сам Napster.
Поводом к этому стало появление в 2000 году демо-версии песни "I Disappear" группы Metallica за несколько дней до её официального выхода. В результате барабанщик Ларс Ульрих (Lars Ulrich), по чьей инициативе был подан иск против сети Фэннинга, сделался "лицом" борьбы с Napster, и объектом глубочайшей ненависти со стороны сетевых меломанов, быстро привыкших, что любые записи доступны в несколько кликов и совершенно бесплатно. Позднее в своих интервью Ульрих говорил, что этот шаг стал большой ошибкой со стороны группы, пошедшей на поводу у лейбла и Американской Ассоциации Звукозаписи.
Иск выиграли, Napster закрыли, но зато бурно расплодились полностью децентрализованные пиринговые сети - попробуй закрой.
Индустрии звукозаписи оставалось только медленно и печально осваиваться в новой действительности... И в итоге вся её капитализация оказалась меньше, чем у одной-единственной фирмы Apple. А популярность артистов стала измеряться в стримах - количестве прослушиваний онлайн.
Спустя два с половиной десятилетия становится очевидно, что Ульрих и Ко были не так уж и неправы и что бенефициарами легализации музыки в Сети стал кто угодно, кроме артистов.
Вдобавок пиратство снова цветёт пышным цветом.
История Napster, между тем, не закончилась.
В 2008 году бренд и логотип пошли с молотка и были выкуплены компанией Roxio для переоблицовки их музыкального сервиса Pressplay. Смена названия на Napster 2.0 не помогла.
В 2011 году актив достался ритейлеру Best Buy, выложившему за него 121 млн долларов. Далее Best Buy разменял его на миноритарный пакет в музыкальном сервисе Rhapsody. Тот с гиканьем прыгнул на старые грабли и переименовался в Napster. Оказалось, что это название - единственное, что у сервиса осталось стоящего.
В 2020 году компания MelodyVR, в попытке перезапустить свою неудачную платформу виртуальной реальности, купила Napster за 70 миллионов долларов. В 2022 году он бренд снова сменил владельцев - его купили криптовалютные компании Hivemind и Algorand, в надежде превратить его в фасад своих экспериментов в сфере Web3 и блокчейна.
И вот теперь компания Infinite Reality купила Napster сразу за 207 миллионов долларов.
Что это за компания и зачем ей Napster?
Infinite Reality называет себя "инновационной компанией, создателем цифровых медиа и электронной коммерции следующего поколения, на основе технологий расширенной реальности (XR), искусственного интеллекта и других иммерсивных технологий".
На своём сайте компания предлагает инструменты для дизайна трёхмерных веб-площадок. Подобные проекты существовали и ранее, и всякий раз заканчивались примерно одинаково.
Издание MusicRadar справедливо отмечает, что к настоящему моменту Napster регулярно оказывается обёрткой для нахрапистых стартапов, которые обещают мировую революцию, а в итоге стартап не справляется со взятыми на себя обязательствами.
И тем не менее, стюардесса раз за разом снова откапывается.
1962 – Бенни Гудман дал первый из 6 запланированных концертов в СССР. Это было первое выступление западных джазменов в нашей стране, где джаз считался продуктом разлагающейся буржуазной культуры Америки. Концерты Гудмана посетили более 180 тыс. человек, включая генсекретаря Никиту Хрущева »»
Dave MCKENNA (1930)
Harold BECKETT (1935)
Harry BECKETT (1935)
Klaus FLOURIDE (1949)
Zdravko COLIC (1951)
Chris SHARROCK (1964)