Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
Heartworms "Glutton for Punishment"
Одна из самых захваленных пластинок этой зимы - дебютный LP лондонской певицы афганских, пакистанских, датских и китайских кровей, успевшей поиграть на разогреве у Джека Уайта (Jack White) и St. Vincent, а главное - с ходу заручиться поддержкой Дэна Кэри (Fontaines D.C., Squid, Wet Leg), который не только продюсирует записи Heartworms, но и издает их на своем лейбле. Перепевавшую The Sisters of Mercy и повсеместно сравниваемую со Сьюзи Сью (Siouxsie Sioux) Джоджо Орм (Jojo Orme) поспешили провозгласить сверхновой готик-рока, но если прислушаться к ее проекту (кстати, названному в честь альбома видных готов The Shins), нарисуется куда более интересная картина, где есть место и насупленному постпанку, и энергичному электророку в духе Garbage, и театральщине в традициях Кейт Буш (Kate Bush). Еще более очевидной аналогией кажутся в этом контексте прошлогодние дебютантки The Last Dinner Party - как и Heartworms, начинавшие в прославленном брикстонском пабе The Windmill.
Sharon Van Etten & the Attachment Theory "Sharon Van Etten & the Attachment Theory"
Сью вспоминается кому-то и в связи с новой инкарнацией Шерон Ван Эттен - сходив недавно на ее концерт, безотлагательно переслушивать Siouxsie and the Banshees принялся фронтмен Tequilajazzz Женя Федоров. Прелесть седьмого альбома Шерон в том, что подобные флэшбеки от этих песен могут быть самыми разными: пластинка явно вдохновлена 1980-ми, но в максимально широком смысле, поэтому где-то песенным фундаментом служит постпанк, где-то ("Idiot Box") - хартленд-рок, а кое-где ("Indio") - еще и моторик. У прежней Ван Эттен - сочинявшей более или менее пронзительную американу "девушки с гитарой" - хватало поклонников, но есть ощущение, что во главе полноценной рок-группы ее таланты должны расцвести еще более пышным цветом.
Doves "Constellations for the Lonely"
Очень похоже, что новую жизнь начинают на своем шестом альбоме и классики пост-бритпопа Doves, чей фронтмен Джими Гудвин (Jimi Goodwin) продолжает поправлять ментальное здоровье. Он остается соавтором и сопродюсером всех песен группы, но петь их живьем не готов - видимо, поэтому, на "Constellation for the Lonely" вокальные партии разделили все три участника трио. И, честно говоря, вышло у них так себе: если "A Drop in the Ocean" или лид-сингл "Renegade" худо-бедно сохраняют магию группы, всегда идеально сочетавшей реализм и романтику, то потенциально выдающиеся песни вроде "Cold Dreaming" или "Last Year's Man" звучат как ауттейки Turin Brakes - в основном из-за того, что солирует в них барабанщик Энди Уильямс (Andy Williams). Где-то на исходе получаса альбом окончательно выдыхается и начинает напоминать записи поздних The National - вердикт, который должен смутить даже поклонников The National. В общем, спасибо, что живые - но это первая пластинка Doves, которой не будет в моей коллекции.
Tori Amos "The Music of Tori and the Muses"
Безо всякого предупреждения выпустила новый альбом еще одна моя давняя любимица Тори Эймос. Номинально это саундтрек к написанной Тори детской книге "Tori and the Muses" (ее музы - важная часть мифологии Эймос), но в глаза это бросается только при попытках найти чрезмерную глубину в текстах о балете насекомых и пекущей торт Аннушке. А вот по части музыки эта, внеочередная пластинка Тори - лаконичная по ее меркам (38 минут), но очень красиво аранжированная - поспорит с некоторыми из ее недавних номерных альбомов. Особенно удалась шестиминутная и не по-детски могучая "Building a Mountain" вполне в духе канонических записей Эймос конца 1990-х (в первую очередь, пожалуй, "To Venus and Back"), ну и вообще - побольше бы таких сюрпризов!
Caroline Rose "year of the slug"
Сразу два сюрприза исполнила и доигравшаяся до номинации на "Грэмми" (в категории "Лучшая упаковка" - ну и что?) Кэролайн Роуз, сначала отказавшаяся отдавать свой новый альбом стриминг-сервисам ("year of the slug" можно послушать только на Bandcamp и - через пару месяцев - на виниле), а затем осмелившаяся начать его с песни под названием "everything in its right place" - не кавера, но тоже хорошей. "Я не гамбургер из McDonald's. Я всего лишь пытаюсь делать музыку, которая достаточно разнообразна, чтобы ее не смог скопировать AI", - это явно программное заявление Роуз подкрепляет и родословной альбома (записанного ею в одиночку с помощью бесплатного приложения GarageBand), и туром в его поддержку - серией камерных шоу, принципиально не имеющих дел с силами зла вроде Ticketmaster. Ну и да, собственно новыми песнями - записанными на коленке, акустическими, но дающими огня и довольно эклектичными: вот альт-кантри, вот фолк-поп, и а вот и прямо-таки сайкобилли.
Miya Folick "Erotica Veronica"
Третий полнометражный альбом выпустила заявившая о себе примерно в одно время с Роуз певица, которая все никак не оправдает авансы, выданные ей в середине 2010-х на основании пары мощных EP. "Erotica Veronica" - еще одна хорошая и неровная пластинка, на которой американку (как-то поучаствовавшую в работе над записанным группой American Football кавером песни Mazzy Star) потянуло во что-то островное. Альбом явно поклоняется альтернативному року 1990-х, но заставляет вспомнить не столько старожилов, сколько прославившихся похожими оммажами beabadoobee или Wolf Alice. В отличие от них, Фолик все еще не записала ничего похожего на хит, поэтому ее прорыва в высшую лигу придется подождать еще пару лет.
Jean-Claude Vannier "Jean Claude Vannier et son orchestre de mandolines"
Музыкантом с техникой и выучкой классического композитора, "who likes to fuck shit up", назвал однажды Жана-Клода Ванье фронтмен Faith No More Майк Паттон (Mike Patton), записавший с ним совместный альбом "Corpse Flower". Как и его, новую пластинку Ванье выпустил основанный Паттоном лейбл Ipecac, что не должно удивлять вообще никого: там же - задолго до того, как это стало общим местом, - выходили в свое время и редкие записи Эннио Морриконе (Ennio Morricone), полвека подрывавшего устои через запятую с французом. Продюсер и аранжировщик записей таких титанов, как Арди, Легран и Польнарефф, во многом ответственный за звучание одной из важнейших и лучших пластинок всех времен и народов, "Histoire de Melody Nelson" Сержа Генсбура (Serge Gainsbourg), Ванье принес сольную карьеру в жертву коллаборациям (исключение - еще одна классика 1970-х, альбом "L'enfant Assassin des Mouches"). Неудивительно, что и на новом альбоме его композиторский дар остается в тени исполнительских - мандолиниста и аккордеониста. Сыгранные ими 13 орнаментальных инструментальных пьес вполне могли бы составить саундтрек к очередному фильму Гондри (с которым Ванье тоже, конечно, уже работал).
Park Jiha "All Living Things"
Четвертый - и снова замечательный - альбом корейской мультиинструменталистки и композитора, чья предыдущая пластинка "The Gleam" была посвящена эволюции света и хоть как-то приводила в чувство три года назад, когда наступила совсем уж кромешная тьма. Как и тогда, Пак оперирует экзотическими для западного уха инструментами вроде сэнхвана (губной гармоники), янгыма (цимбал) и пири (типа гобоя), вежливо напрашиваясь на то, чтобы что-нибудь сыграть на очередном альбоме Бьорк (Björk) - тем более что их уже объединяет интерес к миру природы. Это гибрид эмбиента и постминимализма, требующий, однако же, абсолютного внимания: слушать "All Living Things" фоном - занятие во многих отношениях неблагодарное.
bdrmm "Microtonic"
Если предыдущий альбом британского квартета bdrmm давал сбой в концовке, то этот, напротив, слишком долго разгоняется: что-то действительно интересное тут начинается в пятом треке, где группе ассистирует солистка манчестерского трио Nightbus. Подписав контракт с основанным группой Mogwai шотландским лейблом Rock Action, bdrmm продолжают обновлять свое звучание все новыми и новыми нюансами: когда-то основополагающего для группы шугейза на "Microtonic" стало еще меньше, разношерстной электроники - еще больше, а в титульном треке как никогда слышно влияние издающих их построковых титанов. Осталось научиться выстраивать драматургию отдельно взятой пластинки, но за bdrmm, думается, не заржавеет: верится с трудом, но их дебютный альбом вышел меньше пяти лет назад.
Альбом месяца
Andy Bell "pinball wanderer"
Поразительно, но меньше пяти лет назад - в самый разгар ковида - началась и сольная карьера одного из основателей Ride и бывшего (и, возможно, будущего?) басиста Oasis Энди Белла, решившего отметить 50-летие записью дебютного альбома и явно вошедшего во вкус. С тех пор Белл выпустил - под разными вывесками - три альбома, дюжину EP и пару компиляций, когда-то успев еще и записать пластинку (и съездить в турне!) с Ride. Еще удивительнее то, что качество в его случае не уступает количеству - настолько, что "pinball wanderer" оказался безоговорочно лучшей сольной записью Энди. Для начала он сработался с еще одним бывшим (и, возможно, будущим?) аккомпаниатором братьев Г.™ Гемом Арчером (Gem Archer), затем записал кавер-версию "I'm in Love…" The Passions в компании Михаэля Ротера (Michael Rother) из Neu! и Дот Эллисон (Dot Allison) и в итоге решил не ограничивать себя вообще ни в чем: по признанию музыканта, на содержание "pinball wanderer" по-своему повлияли краутрок, Серж Генсбур и группа Turnstile. А также, очевидно, The Stone Roses: восьмиминутная "apple green ufo" звучит как существенный апгрейд "Second Coming". Ну а неотразимый титульный трек - возможно, мой любимый инструментал этого года.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1804 – Родился Иоганн Штраус - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родоначальник музыкальной династии Штраусов, создатель венского вальса »»
1908 – Родился Николай Петрович Раков - советский композитор, профессор Московской консерватории. Играет на фортепиано с семилетнего возраста, но позже настолько увлёкся скрипкой, что уже в 12 лет профессионально выступал в калужском городском оркестре, исполняя на скрипке Баха »»
1932 – Компания Bell Labs сделала первую двухдорожечную грамзапись на виниловом диске. На пластинке был записан Скрябин, "Поэма огня" »»
1933 – Родился Куинси Джонс - американский композитор, аранжировщик и музыкальный продюсер. Лауреат 27 премий "Грэмми". Продюсер самого продаваемого альбома в истории »»
Sonny COHN (1925)
Quincy JONES (1933)
Ida CORR (1977)
Павел ВОЛЯ (1979)
Colby O'DONIS (1989)