МУЗЫКА  Проверка пульса: февраль

Yagya, Lorenzo Montana, Max Cooper, Pye Corner Audio, звезда российского D&B в новой ипостаси и другие электронные новинки февраля

Lorenzo Montana "Return To The Labyrinth" (Not On Label)

C 2010-го по 2012-й Лоренцо Монтана выпустил серию из пяти альбомов под общим названием "Labirynth", записанных совместно с патриархом эмбиента и боссом лейбла FAX Питом Намлуком (Pete Namlook). Серия вышла настолько хорошей, что во многом поспособствовала возвращению подрастраченной было репутации лейбла, и наверняка продолжилась бы, но в 2012-м Пит скоропостижно скончался. Монтана с тех пор сделал впечатляющую карьеру и выпустил два десятка пластинок, и вот теперь наконец решил снова войти в лабиринт. Новый диск продолжает серию не только названием и обложкой, но даже и сквозной нумерацией треков, первый из которых имеет номер XXXVIII (38). В лабиринте Лоренцо снова не один, но партия заметно разрослась – каждый трек записан совместно с кем-то из резидентов FAX. Среди соавторов Dr Atmo, Мик Чилледж (Mick Chillage), Gate Zero, Spyra, Кристиан Шек (Krystian Shek) и другие. Альбом открывает совместная работа с Higher Intelligence Agency и этот трек идеально задает настроение пластинки. Мы снова оказывается в центре треугольника "IDM – эмбиент – медленное электро", где ритм задает неторопливая и отодвинутая на второй план перкуссия, но относительно оригинальных "лабиринтов" новая часть звучит темнее и минималистичнее. От этого (а также от созданного коллабораторами тембрального и мелодического разнообразия – тут мы слышим не только фирменные факсовские аналоговые машины, но и гитары) пластинка только выигрывает – кажется, в плане выразительности это абсолютно лучший релиз в дискографии Лоренцо, а также первый претендент на титул электронного альбома года.

MPU101 "MPU106" (Ilian Tape)

Баварский анонимный продюсер MPU101 выпускает примерно по альбому в полгода и ухитряется при этом с каждым релизом всё хорошеть. Шестой выпуск в серии безымянных пластинок – продолжение эмбиентно-хонтологической темы. Когда-то эта история начиналась с удачного подражания "Geogaddi", но с тех пор ушла достаточно далеко. "MPU106" – это короткие и лаконичные, но предельно яркие и выразительные пьесы без единого перкуссионного звука, построенные вокруг несложных секвенций. Ближайшая аналогия – сольные записи Стива Хошильда (Steve Hauschuldt). Вроде бы сплошная простота и минимализм, но каждая нота и каждый тембр с лёгким детюном, каждое соло и каждая секвенция с едва заметным глайдом здесь на своём месте.

Yagya "Vor" (Small Plastic Animals)

Творчество Адальштайна Гудмундссона (Aðalsteinn Guðmundsson) в последнее время как бы делится на две "линейки", причем изменения в стилистике между этими фазами вроде бы косметические, но эмоционально это две совершенно разных истории. Первая – туманное минорное даб-техно, иногда замороженное до состояния эмбиента. Вторая (собранная практически на той же элементной базе) – максимально расслабленный вокальный дип-хаус, переходящий в лаундж. По счастью, "Vor" (десятый по счету диск исландца) развивает первое направление. Альбом делится на две части – собственно "Vor" (весна) и "Haust" (осень), в каждой из которых по 4 композиции. Неторопливый бит, глубокий, почти не слышный бас, шум дождя и ветра, крики птиц и фирменные Yagya-вские гармонические эмбмент-текстуры – созерцательная, с легкой печалью музыка, очень близкая по духу лейблу ASIP.

ENV(Itre) "Über Stock Und Stein" (Not On Label)

Карьера немецкого музыканта Мирослава Маевски (Miroslaw Slavomir Majewski) начиналась в первой половине 2000-х – он как бы по касательной успел застать вторую волну IDM и даже отметиться треком на сборнике "Cottage Industries 2" на лейбле Neo Ouija, но в основном пик его активности пришелся уже на середину-конец десятилетия, то уже есть на третью, чуть менее заметную волну. Он издал с десяток альбомов и ЕР на таких лейблах как Boltfish, Crazy Language и Detroit Underground, а также поработал с целой плеядой чуть менее известных издателей. В 2014-м он наконец выпустил лонг-плей "Lapislazuli" на Touched, тем самым вписавшись уже в современную IDM-сцену, после чего на десять лет исчез с радаров. Его самиздатный камбэк-альбом "Über Stock Und Stein" ("По горам и долинам") – это возвращение на двадцать с лишним лет назад, в благословенные времена Musik Aus Strom, Merck и Neo Ouija, когда IDM идеально описывался формулой "борьба ритма и мелодии" – хрустящий и скрежещущий бит плюс лаконичные, но яркие наивно-сентиментальные клавишные мелодии. Давно я так не радовался классическому IDM-звуку – тот случай, когда альбом прекрасен именно своей "несвоевременностью".

Pye Corner Audio "Where Things Are Hollow. No Tomorrow" (Lapsus)

Многоликий Мартин Дженкинс (Martin Jenkins), чья музыка с легкостью вписывается и в формат концептуального и хонтологического Ghost Box, и в стилистику танцевального Analogical Force, завершает серию "Where Things Are Hollow", начатую двумя миниальбомами в 2017-м и 2020-м. В итоговое издание включены обе части, плюс ранее не публиковавшаяся третья (тоже выдержанная в жанре заторможенного аналогового нуар-диско, которое то ускоряется до хауса в духе позднего Legowelt, то окончательно диссоциирует до космической хонтологии) и четвертая – пятитрековый ремикс-альбом. Выбор тех, в чьи руки отдать свои композиции, можно только одобрить, да и качество самих ремиксов выше всяких похвал. Алессандро Кортини (Alessandro Cortini) и Кэйтлин Аурелия Смит (Kaitlyn Aurelia Smith) представлены здесь двумя эмбиент-версиями (шумно-плотной и нежно-разреженной), Джон Талабот (John Talabot) и Lord Of The Isles – этаким "модульным фанком" (как если бы от диско мы двинулись в сторону абстрактных модульных джемов и остановились бы на полпути). Ну а лучший, пожалуй, ремикс на этой пластинке – это эмбиент-техно деконструкция от Шинед Макмиллан (Sinead McMillan) aka Surgeons Girl – кажется за ней стоит впредь смотреть повнимательнее.

Max Cooper "On Being" (Mesh)

За почти двадцать лет карьеры Макс Купер совершил впечатляющий рывок от тек-хаус/минимал продюсера второго-третьего ряда до одного из самых востребованных электронщиков планеты и стал чуть ли не единственным безусловно коммерчески успешным музыкантом 2010-х – 2020-х, к которому применим жанровый тэг "IDM". "On Being" – его новая полноформатная (13 композиций общей длиной в час пятнадцать) работа, претендующая на статус чего-то вроде "opus magnum". Здесь Купер демонстрирует практически всё что умеет. Первые 20 минут – это нежная, почти без ударных, электроника в диапазоне где-то между Kiasmos и Катериной Барьбьери (Caterina Barbieri). Середина альбома – эмоциональные и стилистические "качели": тут и практически бейс, и упругий ультрасовременный IDM с ударными, резкими как звук рельса, падающего на кафельный пол, и пульсирующее "сайндчейн-техно" в духе Moderat, и абразивный эмбиент с резким суб-басом в духе Тима Хекера (Tim Hecker), и даже EBM – все модные тенденции современной электроники спрессованы здесь буквально в 6-7 композиций. После таких американских горок финал снова оказывается спокойным, и на прощание мы снова получаем пару эмбиент-пьес и легкомысленный мелодичный "тек". Звучит всё это крайне эффектно, но всё же остается ощущение что весь этот калейдоскоп жанров – что-то вроде саундтрека к воображаемому кино, или же начинка для фирменных аудиовизуальных шоу, которые и принесли Куперу славу.

illocanblo "Sanity Intact" (Neo Ouija)

За проектом illocanblo стоит Илья Битехин – уроженец Омска, живущий сейчас в Петербурге. За полтора десятка лет (его первый релиз датирован 2010-м) он успел выпустить под разными именами несколько десятков альбомов и ЕР, прошествовав по многим знаковым лейблам в диапазоне от Section 27, Rednetic и Nenormalizm до Intellitronic Bubble и Difffuse Reality. Теперь его новый диск издает в очередной раз перезапущенный (и попутно переехавший в Италию) Neo Ouija. Музыка Ильи в последнее время обитает где-то на грани IDM и ломаных ритмов клубного разлива – электро, брейкбита и сформировавшегося еще в 90-е, но так и не вышедшего на проектную мощность жанра эйсид-брейкс. Необычная черта "Sanity Intact" в том самом "девяносничестве", причем объект для переосмысления Илья выбрал не вполне очевидный – это не снобско-породистые девяностые с ранним Warp и эстетским эмбиент-техно, а что-то более похожее на саундтреки к знаковым экшн-играм типа wipE'out, Need For Speed или даже Mortal Combat. Несмотря на очевидную принадлежность к "ителлигентному" пространству, от этой пластинки то и дело приятно веет трансом, биг-битом и Orbital разлива 1997-2002.

Всеславъ "Дрема" (Местность)

Еще один петербуржец Станислав Севостьянихин уже более 20 лет известен на мировой drum & bass сцене – дискография его проектов Dissident и Kontext состоит из десятков пластинок, многие из которых выпускались на европейских лейблах, самый влиятельный из которых Hotshore, детище британских издателей Hotflush и Offshore Recordings. В 2025-м Станислав неожиданно материализовался на Местности с кассетой арктического эмбиента. Подолгу висящие в пустоте тревожные аккорды, пронзительно-печальные солирующие пэды, а также гул, шум и шорох, плюс голосовые сэмплы откуда-то из советского прошлого. Где-то неподалеку эмибент-записи Рода Моделла (Rod Modell), Biosphere времен "Substrata" и недавний фигурант "Проверки" bvdub с альбомом "13".

Yimino "Reskou" (Not On Label)

Лондонский IDM-проект Yimino в прошлом году выпустил отличный альбом "Twmpa", и от свежей шеститрековой ЕР логично было ждать, что она станет для альбома своего рода "релизом-спутником", какие практиковались в 90-е на Warp Records. Однако на "Reskou" мы слышим немного другую музыку – энергичный гибрид IDM, брейкбита и глитч-хопа с мелко нарезанными голосовыми сэмплами, характерный скорее для их "классических" релизов. "Reskou" скорее оказывается "компаньоном" к диску "Autonoe Vora" 2008 года, благодаря которому все о Yimino и узнали. Как это часто бывает, хороший альбом –результат какой-то выдающейся творческой формы, и даже ауттейки с него (которые мы, по всей видимости, и слышим на "Reskou") оказываются абсолютно прекрасными. В идеальном мире эти композиции оказались бы частью какого-нибудь пафосного переиздания "Autonoe Vora" на тройном оранжевом виниле с 20-страничным буклетом, но увы – довольствуемся скромным цифровым Bandcamp-only релизом "для своих".

exm "Solar" (Touched Music)
exm "POLOID" (Touched Music)

Нидерландец Йерун Бекс (Jeroen Bax), участник дуэта Heogen и штатный мастеринг-инженер лейбла Touched, музыки пишет довольно много, и даже его новый релиз для Touched выходит в двух частях (почему-то это не двойной альбом, а именно два самостоятельных произведения – как это было, например, у Autechre в случае с "Sign" и "Plus"). "Основным" здесь вроде бы выступает "Solar", а "POLOID" скорее дополнение, но это лишь догадка – никакой дополнительной информации ни артист, ни издатель не публикуют. Эпитет, который сам собой напрашивается к этой музыке – "прогрессивный". Длинные треки по 10-15 минут, максимально запутанные ритмические рисунки, неожиданные мелодические ходы, сложные гармонии и вообще ярко выраженный "дизайнерский" подход. Это как бы уже очень сложно, но всё еще музыкально – если снова проводить параллели с Autechre, то "Solar" / "POLOID" – это даже не "Sign" (хотя и на него порой похоже), а на полшага более музыкальный "Oversteps". Музыка, в которую может и не влюбляешься с первых нот, но которая с каждым прослушиванием способна дать что-то новое.

Maria Teriaeva "Sayan – Savoie" (Not On Label)

Третий соло-альбом Марии Теряевой – энтузиастки модульного синтеза, уже несколько лет живущей и работающий во Франции. Если предыдущий диск Марии, "Conservatory of Flowers" (2020) идеально вписывался в формат "модульных экспериментов", то "Sayan – Savoie" как будто слегка развернут лицом к человеку. Синтетика тут органично соседствует с органикой (гитарой и, хоть и обработанным вокодером, но всё же человеческим голосом – тут никак не отвертеться от сравнений с Лори Андерсон), а по форме короткие пьесы порой напоминают раннюю электронику в диапазоне от BBC Radiophonic Workshop и первых, "неканонических" альбомов Kraftwerk до не успевшего еще стать мейнстримом нью-эйджа. Каждая пьеса как бы прилетает в слушателя с неожиданной стороны, а связующим звеном в этом разнообразии оказывается как раз звук "Буклы".

Inner Square "Far From Modern Times" (Squaresonic)

Новинка от плодовитого москвича Михаила Тысика, также известного по проекту W.A.T.A. При некотором сходстве в "содержательных" аспектах, музыка делится на два проекта по принципу "всё менее ритмичное (то есть эмбиент, даунтемпо, берлиншуле и коллажная психоделия) – в W.A.T.A, всё более ритмичное (электро, даб-техно, этакий "даб-пси" и даже тек-хаус) – в Inner Square". "Far From Modern Times" тоже не лишен дабовых влияний, но по большей части это опыты в незаслуженно обойденным в последнее время вниманием жанре "чиллаутного электро". Ориентиры для сравнения – пластинки с лейбла Elektrolux (с поправкой на заметно более современный звук), Алекс Азари (Alex Azary) с Габриэлем Ле Маром (Gabriel Le Mar) и даже более минималистичные записи Higher Intelligence Agency.

#re-rewind
Solar X "Masters of Meanders" (Hymen Records)

Миниальбом Романа Белавкина "Masters Of Meandners", вышедший в 2006 году на Hymen в составе бокс-сета "Travel Sickness" оказался, по сути, последним релизом Solar X перед долгой паузой. Несколько лет назад Роман, который уже много лет живет в Лондоне и занимается научными исследованиями, вернулся с концертами и переизданиями классических релизов: в прошлом году его дебютник "Outre X Mer" был наконец издан целиком на виниле, а "Little Pretty Automatic" – в цифре с бонус-треками, и вот теперь дошло дело и до "Masters of Meanders". Пока, увы, тоже только цифра, но зато вместо пяти треков – целых восемь (т.е. получается уже полноценный лонг-плей), три из которых никогда раньше не публиковались. Похоже, в архивах у Романа накопилось не меньше прекрасного материала, чем у Афекс Твина – добавленные в этот релиз "High Breath Ubu" или "Absolute Star" – это классический хитовый Solar X, породистый и мелодичный брейнденс, который и дома слушать интересно, и для клубного танцпола отлично подойдет.

Автор рубрики - музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "Too Much Ambient" Ник Завриев.

02.03.2025, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: