НАГРАДА  Музыка и песни на "Оскаре-2025"

"Эмилия Перес" против Элтона Джона, "Бруталист" против "Конклава" и Лиса с Doja Cat вместо Зои с Селиной

В это воскресенье в Голливуде в 97-й раз раздадут премии "Оскар". Как обычно, не обойдется на церемонии без музыки - в виде двух профильных категорий и нескольких выступлений. Не изменяя традиции, автор киномузыкальной колонки "Целлулоид" Сергей Степанов рассказывает о номинантах, вспоминает обиженных и делает финальные прогнозы.

"Эмилия Перес", Элтон Джон и опять Дайан Уоррен

В категории "Лучшая оригинальная песня" вариантов, кажется, немного. Несмотря на беспрецедентный backlash по адресу "Эмилии Перес" и его звезды, сыгравшей титульную героиню Карлы Софии Гаскон, ее расистские, исламофобские и антисемитские твиты разных лет похоронили не все оскаровские шансы номинированного 13 раз фильма. И, к счастью, меньше других пострадала Зои Салданья (Zoe Saldaña) - хронически недооцененная актриса, остающаяся главной претенденткой на "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана и спевшая песню "El Mal", которая должна принести статуэтку семейному и творческому тандему Клемана Дюколя (Clément Ducol) и Камий (Camille), номинированному за "Эмилию Перес" аж трижды. Впрочем, если две их песни (вторую спела Селина Гомес) оттяпают голоса академиков друг у друга, не стоит забывать, что среди номинантов есть пара тяжеловесов - дважды побеждавший в этой категории сэр Элтон Джон (Elton John) с песней из посвященного ему диснеевского рок-дока и та, чье имя не хочется называть без лишней надобности (до того она надоела всем, кому интересны "Оскары").


Номинированы:
"El Mal" ("Эмилия Перес")
"The Journey" ("Батальон 6888")
"Like a Bird" ("Синг-Синг")
"Mi Camino" ("Эмилия Перес")
"Never Too Late" ("Элтон Джон: Никогда не поздно")

Проигнорированы: Из тех, кто попал в насчитывавший 15 песен декабрьский шорт-лист, обиднее всего должно быть Nine Inch Nails Тренту Резнору (Trent Reznor) и Аттикусу Россу (Atticus Ross), чья "Compress/Repress" из "Претендентов" получила бы мой и много чей голос, доживи она до топ-5. Ждали в пятерке и "Kiss the Sky" из "Дикого робота", и "Piece by Piece" из одноименного Lego-байопика Фаррелла Уильямса (Pharrell Williams), и - в меньшей степени - "Winter Coat" из "Блица". "Fuck the Oscars", - безапелляционно отреагировали на свое отсутствие в числе номинантов ирландские рэперы Kneecap, а шансы Робби Уильямса (Robbie Williams) испарились через считанные дни после обнародования шорт-листа: его "Forbidden Road" академики сочли слишком похожей на "I Got a Name" Джима Кроче, один из авторов которой - высокопоставленный член Киноакадемии. Наконец, даже в шорт-листе не нашлось место таким именитым сонграйтерам, как Ник Кейв ("Song for Amy" из байопика Эми Уайнхаус), Леди Гага ("Folie a Deux" из бедового сиквела "Джокера"), Майли Сайрус ("Beautiful That Way" из "Шоугерл") и, на минуточку, Скай Феррейра ("Leash" из "Плохой девочки").


Победит: Наверное, все-таки "El Mal": выиграв "Золотой глобус" и премию "Выбор критиков", самый эффектный номер провокационного мюзикла Жака Одиара не должен проиграть и на "Оскаре". Хотя если акции "Эмилии Перес" успели упасть ниже плинтуса, никого не удивит и победа Дайан Уоррен (Diane Warren) с еще одной заурядной песней из фильма, который не понравился приблизительно никому. Для обладательницы почетного "Оскара" это 16-я вообще и 10-я за 10 лет (!) номинация в этой категории.


Достойна победы: Наверное, все-таки "El Mal": перформанс Салданьи и особенно запоминающееся место в контексте фильма добавляют песне очков, которых нет у "Mi Camino" или "Like a Bird".


"Бруталист", "Дикий робот" и Hauschka

В категории "Лучшая оригинальная музыка" все немного интереснее. "Золотой глобус" по делу достался саундтреку к "Претендентам" (он же - №1 итогового "Целлулоида"), вниманием академиков необъяснимо обделенному. На профильной церемонии Hollywood Music in Media Awards первенствовали Дюколь и Камий, чей победный дубль на "Оскаре" по идее не исключен, но будет воспринят как мини-сенсация. Авторы четырех из пяти номинированных на "Оскар" саундтреков упомянуты в этой категории впервые, и три из них претендовали на премию BAFTA, доставшуюся в итоге композитору "Бруталиста" Дэниелу Блумбергу (Daniel Blumberg). Его, вероятно, и стоит считать номинальным фаворитом - но шансы есть и у других неофитов, и у побеждавшего здесь совсем недавно Фолькера Бертельмана (Volker Bertelmann) с музыкой к "Конклаву".

Номинированы:
"Бруталист" (Дэниел Блумберг)
"Конклав" (Фолькер Бертельман)
"Эмилия Перес" (Клеман Дюколь, Камий)
"Злая: Сказка о ведьме Запада" (Джон Пауэлл, Стивен Шварц)
"Дикий робот" (Крис Бауэрс)

Проигнорированы: Как и в соседней категории, хит-парад обиженных возглавляет оскароносный дуэт Резнора и Росса, выдавший в прошлом году сразу два саундтрека к фильмам Луки Гуаданьино - один отличный ("Претенденты") и один хороший ("Квир"). Без номинаций остались упомянутые в шорт-листе Дэнни Элфман ("Битлджус Битлджус"), Альберто Иглесиас ("Комната по соседству") и впечатлившая многих Робин Керолан ("Носферату"), а также выбывшие из гонки еще в декабре Джон Батист ("Шоу субботним вечером"), Том Холкенборг ("Фуриоса: Хроники Безумного Макса") и мои персональные фавориты Гинтс Зильбалодис и Рихард Залупе ("Поток"). Наконец, не соответствующей оскаровским требованиям (читай: недостаточно оригинальной) была сочтена музыка Ганса Циммера (Hans Zimmer) ко второй "Дюне" - что было бы понятно, не окажись среди номинантов глубоко прикладной score "Wicked".


Победит: Результаты BAFTA намекают на победу "Бруталиста", который может сделать лауреатом "Оскара" экс-фронтмена лондонской нойз-поп-группы Yuck Дэниела Блумберга. Его работа над самым монументальным из фильмов очередной оскаровской обоймы и впрямь производит впечатление: 82-минутный саундтрек к "Бруталисту" поминутно заносит то в неоклассику, то в джаз, то куда то в бэк-каталог группы Liars. И все же есть что-то неправильное в том, что гитаристу Yuck "Оскар" светит раньше, чем гитаристу Radiohead Джонни Гринвуду (Jonny Greenwood), чей канон - например, музыка к "Мастеру" - на Блумберга тоже, кажется, повлиял. Так или иначе, не стоит списывать со счетов ни Криса Бауэрса (Kris Bowers) с музыкой к номинированному трижды "Дикому роботу", ни тем более Фолькера Бертельмана.


Достоин победы: Бертельман, также известный как Hauschka и награжденный композиторским "Оскаром" за предыдущую коллаборацию с режиссером Эдвардом Бергером ("На западном фронте без перемен"), сработал в "Конклаве" еще более мастерски - заставив, в частности, гуглить музыкальный инструмент под названием Cristal Baschet (это кристаллофон, на котором играют мокрыми пальцами).


Куин Латифа, Doja Cat и (почти) никаких номинантов

Использовав в качестве оправдания лесные пожары в Калифорнии, Академия вновь пробует сократить хронометраж оскаровской церемонии, удаляя из нее самое интересное: единственные в своем роде перформансы номинированных на "Оскар" песен. Несмотря на то, что в числе их потенциальных исполнителей фигурируют сертифицированные звезды калибра Элтона Джона, Брэнди Карлайл (Brandi Carlile), Селины Гомес и H.E.R., продюсеры шоу настояли на своем решении. Чтобы церемония не осталась совсем без музыки, вчера были проанонсированы специальные выступления Куин Латифы (Queen Latifah), интернационального трио в составе Doja Cat, Raye и Лисы (Lisa) из Blackpink (и нового сезона "Белого лотоса"), а также Синтии Эриво (Cynthia Erivo) и Арианы Гранде (Ariana Grande) из "Wicked". Последние две хотя бы есть среди номинанток - правда, как актрисы.


Автор обзора - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

25.02.2025, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

НАГРАДА - свежие публикации: