Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, самых интересных и самых лучших из них.
Mogwai "The Bad Fire"
Зацементировав свое место в истории предыдущей пластинкой "As the Love Continues" (номинантом Mercury Prize, лидером британского хит-парада и лучшим альбомом 2021 года по версии "Прослушки"), великая шотландская группа Mogwai больше не должна ничего никому доказывать - и, судя по ее 11-му LP, особо не пытается. При всей любви к их надежному, как скала, бренду построка "The Bad Fire" (в переводе c просторечного шотландского - "Ад") звучит как победный круг. Это уверенное, но немного усталое повторение пройденного на их предыдущих альбомах (исключение - повторяющая скорее за Slowdive "18 Volcanoes") и - больше, чем обычно - саундтреках (вспоминается и "Les Revenants", и "ZeroZeroZero").
Иначе говоря, это не "Happy Songs for Happy People" или "Mr. Beast", но скорее что-то скромного уровня "Hardcore Will Never Die, But You Will" - даром, что ли, Mogwai вернулись тут в свою лучшую форму по части сочинения песенных заголовков, будь то "Pale Vegan Hip Pain" или "Fanzine Made of Flesh". Справедливости ради, самый неотразимый из них - "If You Find This World Bad, You Should See Some of the Others" - выпал на долю лучшего из альбомных треков, семиминутной стихии, за медленными раскатами которой слышно, что для кого-то из музыкантов последние годы и впрямь оказались сущим адом. С нетерпением жду шанса услышать эту песню живьем.
Franz Ferdinand "The Human Fear"
Еще одна горячо любимая этой рубрикой шотландская группа пережила ряд кадровых изменений: из оригинального состава в ней остались только солист Алекс Капранос (Alex Kapranos) и басист Боб Харди (Bob Hardy), для двух музыкантов теперешнего квартета, включая барабанщицу Одри Тейт (Audrey Tait), это первая пластинка FF. Начнем с хороших новостей: несмотря на это, Franz Ferdinand не пытаются изобрести себя вновь, играя все тот же бойкий, звонкий и пружинистый рок, что и на покоривших нас ранних альбомах середины нулевых. Капранос остается харизматичным певцом и превосходным фронтменом: в конце концов, предыдущее турне группы было приурочено к релизу компиляции ее лучших песен, которых хватило на образцовый двойной LP. Новость похуже состоит в том, что необходимостью обновить ту компиляцию новый альбом не угрожает: из общего ряда выбиваются разве что "Hooked" (заигрывающее с EDM напоминание о том, что "Take Me Out" когда-то ремикшировали сами Daft Punk) и альбомный хайлайт "Black Eyelashes" - кажется, первая песня Franz Ferdinand, где хорошо слышны греческие корни их солиста.
FKA twigs "EUSEXUA"
Первый за шесть лет альбом (если вынести за скобки ковидный микстейп "Caprisongs") выпустила в январе любимица критиков, которую уже во вполне дежурном порядке называют новой Бьорк (Björk). Мне кажется, что для подобной аналогии FKA twigs пока не хватает диапазона, но в освоенной ею нише (границы которой очерчены трип-хопом, электропопом и - все меньше и меньше - альтернативным R&B) англичанке и впрямь мало равных - особенно с тех пор, как Граймс (Grimes) перешла на сторону зла. В очередной раз собрав продюсерскую команду-мечту (от Стюарта Прайса и Stargate до Николаса Джаара и Koreless), FKA twigs обновляет свой привычный репертуар то индустриальными нотками ("Drums of Death"), то интонациями Fever Ray ("Room of Fools"), то непредвиденными камео (11-летней дочери Канье и Ким Норт Уэст, читающей рэп на японском). Результат - не лучшая (хотя "Girl Feels Good" замахивается на уровень "Ray of Light" Мадонны), но самая эйфорическая запись артистки.
Ela Minus "DÍA"
Если "Eusexua" на территорию Карин Дрейер (Karin Dreijer) aka Fever Ray посягает лишь однажды, то вторая полнометражная пластинка базирующейся в Бруклине колумбийской электронщицы это делает в режиме нон-стоп - до того похожи порой их вокальные регистры. Еще неизбежнее то, что главное в музыке Ela Minus - это ритм: став барабанщицей в нежном возрасте 12 лет, она успела поиграть хардкор, джаз и в хорошей канадской группе Austra, а в свободное от музыкальной карьеры время профессионально занимается изготовлением синтезаторов. С легкостью переходя с одного языка (английского) на другой (испанский), приблизительно то же самое она делает и со своим терапевтическим техно, которое мечется из стороны в сторону, но всегда находит общий язык между мейнстримовым и идиосинкратическим.
Victoria Canal "Slowly, It Dawns"
Первый впечатляющий дебют 2025 года удался родившейся в Мюнхене, жившей в Шанхае, Токио, Барселоне и Амстердаме, но называющей себя испаноамериканкой Виктории Канал, чей первый EP вышел аж девять лет назад, чей сингл "Black Swan" выиграл в прошлом году престижную сонграйтерскую премию Айвора Новелло и чье резюме включает в себя яркое камео во время хедлайнерского сета Coldplay на Гластонбери. Этой зимой ее детское желание быть "певицей, <…> а не девочкой с одной рукой" оформилось окончательно: "Slowly, It Dawns" - 38 минут красивого и зрелого инди-попа, которые нельзя игнорировать всем неравнодушным к Билли Айлиш (Billie Eilish), Грейси Абрамс (Gracie Abrams) или балладной ипостаси Оливии Родриго (Olivia Rodrigo). Разбавляя широкие жесты плавными поворотами в инди-фолк в духе boygenius и стилистическим космополитизмом (оцените переход от латино-ритмов "California Sober" к чуть ли не драм-н-бейсу "Cake"), Виктория подает серьезную заявку на то, чтобы через год-другой покорять фестивали без ассистов Криса Мартина (Chris Martin).
Maribou State "Hallucinating Love"
Первый за семь лет альбом вышел у английского электронного дуэта, начинавшего с ремиксов песен Fatboy Slim и Ланы Дель Рей (Lana Del Rey) и доигравшегося до сингла с Khruangbin, когда их modus operandi еще не стал общим местом. Строго говоря, MO у Khruangbin и Maribou State похожи: если трио из Техаса копается в ящиках со старыми пластинками, то двое с юга Англии - в папках с архивными семплами. "Hallucinating Love" напоминает много что, но больше всего - памятный бестселлер Моби (Moby), чей дар компилятора сделал "Play" идеальной музыкой для кафе, лифтов и неоригинальных саундтреков. Это и комплимент, и приговор: работающие на стыке соула и даунтемпо Maribou State умеют и сыграть фанк, и скопировать Daft Punk, и сделать красиво (особенно - в "Passing Clouds"), но прелесть эта вызывающе фоновая. Впрочем, в лайнапе Coachella дуэт стоит выше, чем A.G. Cook и Пит Тонг (Pete Tong), так что фон этот симпатичен очень многим.
Songhoy Blues "Héritage"
Все три участника малийского трио Songhoy Blues носят фамилию Туре - не приходясь друг другу родственниками и не имея почти никакого отношения к легендарному Али Фарка Туре (почти - потому что отец одного из музыкантов играл в группе крестного отца "пустынного блюза"). Дебютируя с записанным под впечатлением от начала гражданской войны альбомом "Music in Exile", Songhoy Blues утверждали, что выросли на записях Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и The Beatles, но десять лет и три пластинки спустя вернулись к своим географическим корням. Предпочтя студиям в Лондоне и Бруклине работу в Мали, группа зачехлила электрические гитары и барабанную установку, пригласила в гости "розу Бамако" Рокию Коне (Rokia Koné) и зазвучала так, как, вероятно, звучала до того, как ее промоушном занялись энтузиасты типа Деймона Албарна (Damon Albarn). Пожалуй, единственная здешняя уступка западной музыке - это педал-стил в "Boroterey".
Blue Lake "Weft"
Рожденный в Техасе, поживший в Лондоне и уже лет десять как базирующийся в Копенгаге Джейсон Данган (Jason Dungan) aka Blue Lake - очередное украшение каталога Tonal Union, специализирующегося на инструментальной музыке инди-лейбла, ответственного, в частности, за прошлогодние - отличные - пластинки C. Diab и Эзры Файнберга (Ezra Feinberg). Новый альбом Blue Lake просится на ту же полку: это медитативный, но не усыпляющий гибрид эмбиент-американы в духе Уильяма Тайлера (William Tyler), чеймбер-джаза а-ля Penguin Café, лишенной надрыва неоклассики и чего-то неуловимо скандинавского.
Ethel Cain "Perverts"
В пресс-материалах "Perverts" называется чем угодно - "проектом", "собранием сочинений", "студийной записью", - кроме альбома. Особенно занимательно, когда 9-трековый, 90-минутный "Perverts" предлагают считать EP - но, как бы то ни было, в масштабе амбиций артистке не откажешь. При этом на альбом Этель Кейн - певицы, чья мрачная, с уклоном в южную готику, американа стала гораздо популярнее, чей ей хотелось бы, - все это действительно не очень похоже: половину хронометража занимают беспощадные, предположительно призванные отсеять случайных слушателей дроны. Вторая половина - более конвенционные, но не менее требовательные слоукор-баллады о перверсиях всех мастей и калибров, от безобидных до чудовищных, и это тоже вещь на любителя. Одно очевидно: чтобы быть услышанным, этому антиальбому необходимо безраздельное внимание - если оно у вас в дефиците, советую ограничиться преимущественно инструментальной и отчаянно красивой "Etienne".
Альбом месяца
The Weeknd "Hurry Up Tomorrow"
Наконец, длиннющее (еще полтора часа!), но довольно мощное прощание со своим прославленным сценическим альтер-эго устроил на шестой номерной пластинке The Weeknd канадец Эйбел Тесфайе (давайте, что ли, потихоньку привыкать к его паспортному имени). "Hurry Up Tomorrow" - завершение альбомной трилогии, начавшейся на заре пандемии с "After Hours" и вышедшей на пик пару лет спустя, с выходом "Dawn FM". Таким образом, это уже второй трехтомник певца, в начале нулевых заработавшего себя имя тремя томными - и ключевыми для жанра альтернативного R&B - микстейпами, к вышедшему в тираж звучанию и безошибочно узнаваемой эстетике которых The Weeknd обращается на новом альбоме не раз.
К чему еще обращается на "Hurry Up Tomorrow" один из самых успешных музыкантов этого века? Преимущественно к собственным greatest hits - так что в первом же треке "Wake Me Up" тень Майкла Джексона (Michael Jackson) нависает над семплом из Джорджо Мородера (Giorgio Moroder), а ассистируют Эйбелу Justice - за неимением Daft Punk, не иначе. Мородер на альбоме появится и собственной персоной - через запятую с Аниттой (в ураганно освоившем бразильский фанк сингле "São Paulo"), Playboi Carti и Ланой Дель Рей. Но ни одно из звездных камео и ни один из двух дюжин сопродюсеров (включая, куда без него, Макса Мартина) не в состоянии затмить жгучие амбиции, очевидный сонграйтерский дар и уникальный, простите, вайб The Weeknd, где всегда умудрялись уживаться редкий гедонизм и всепобеждающий мизераблизм.
Что до и впрямь немилосердного хронометража, то "Hurry Up Tomorrow" успел выйти в дюжине версий на виниле, и каждая из них предлагает укороченный до одного LP трек-лист, на который тоже принято жаловаться. В общем, раз уж сам Тесфайе намекнул на параллель с "Trilogy", то решение налицо: предположительные похороны The Weeknd напрашиваются на то, чтобы превратить их в собственный микстейп - и есть подозрение, что из него может получиться ультимативная запись Тесфайе.
Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.
1804 – Родился Иоганн Штраус - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родоначальник музыкальной династии Штраусов, создатель венского вальса »»
1908 – Родился Николай Петрович Раков - советский композитор, профессор Московской консерватории. Играет на фортепиано с семилетнего возраста, но позже настолько увлёкся скрипкой, что уже в 12 лет профессионально выступал в калужском городском оркестре, исполняя на скрипке Баха »»
1932 – Компания Bell Labs сделала первую двухдорожечную грамзапись на виниловом диске. На пластинке был записан Скрябин, "Поэма огня" »»
1933 – Родился Куинси Джонс - американский композитор, аранжировщик и музыкальный продюсер. Лауреат 27 премий "Грэмми". Продюсер самого продаваемого альбома в истории »»
Sonny COHN (1925)
Quincy JONES (1933)
Ida CORR (1977)
Павел ВОЛЯ (1979)
Colby O'DONIS (1989)