В Анахэйме состоялась выставка NAMM Show 2025 - одно из ключевых отраслевых мероприятий года. Из-за чудовищных пожаров в Лос-Анджелесе ее проведение было под вопросом, но организаторы решили ничего не отменять, а часть доходов от мероприятия направили в фонд поддержки пострадавших от пожара.
NAMM принесла немало примечательных сюрпризов. Наливайте себе кофе и устраивайтесь поудобнее - в этот раз нам есть, что обсудить.
Гитары и обработка
В 2025 году на NAMM вернулись тяжеловесы - Fender и Gibson.
Fender предъявил серию гитар Standard Series индонезийского производства, которые должны будут поступить в продажу с апреля этого года. Цена инструмента составит 599 долларов, и это для Fender довольно дёшево.
Gibson представил серию гитар формата Les Paul кастомной расцветки, имитирующих модели, которые были впервые показаны на NAMM Show в 1955 году - семьдесят лет назад. Те гитары были выкрашены в цвета, типичные для автомобильных покрытий 1950-х, что и было их отличительной чертой. Сейчас они обратились в коллекционные редкости.
Ранее дочерний бренд Gibson - Epiphone - выпустил реплики этих гитар, снабдив их биркой с именем блюзмена Джо Бонамассы (Joe Bonamassa), своего давнего друга и амбассадора. Реплики Epiphone стоят сравнительно недорого - 849 долларов. Изделия Gibson же будут стоить 6499 USD за штуку и их планируется выпустить всего 350 экземпляров.
PRS в этом году отмечает своё сорокалетие. По этому поводу компания возобновила производство своих самых ранних моделей - Swamp Ash Special и Standard 24 Satin. Оба инструмента относятся к высшему ценовому диапазону: 2899 и 3500 долларов, соответственно. Взамен обещают очень высокое качество.
На более демократичном фронте царит оживление: Eastman, представивший целую линейку новых гитар FullerTone несколько нестандартной конструкции и Harley Benton, который анонсировал ST-Modern Plus HH, "стратокастеры", но с двойными звукоснимателями Tesla CROW-i6b. Как утверждает MusicRadar, эти инструменты будут стоить около 417 долларов.
Sterling By Music Man показал новые шести- и семиструнные гитары с именами Тосина Абаси (Tosin Abasi), Рэбии Масаада (Rabea Massaad) и Райана "Флаффа" Брюса (Ryan "Fluff" Bruce). Эти гитары предназначаются для исполнения тяжёлой музыки, но цена на них сравнительно демократична: 849 долларов за шестиструнные и 899 - за семиструнные варианты.
Звание самого уникального инструмента NAMM 2025 достаётся Verso Sine, электрогитаре с атипичной конструкцией и свободно перемещаемыми звукоснимателями. О звуковых возможностях инструмента можно судить по ролику ниже:
Что касается гитарной обработки, то здесь громко напомнила о себе компания Mesa/Boogie, вернувшая в серию "голову" Dual Rectifier, очень популярную у музыкантов 1990-х.
Marshall выпустил пять новых педалей, которые имитируют звучание заслуженных усилителей фирмы: 1959, JCM 800, JCM 900, DSL и JVM. И звук, и внешний облик тоже не подкачали:
Компания Pigtronix выпустила педаль Cosmosis I, уменьшённую версию их культового ревербератора Cosmosis. Педали подобного рода можно использовать отнюдь не только с гитарами.
Boss показал гитарный процессор-синтезатор V-800, благодаря которому электрогитара зазвучит как совершенно другой инструмент, будь то акустическая гитара, ситар или даже аналоговый синтезатор. С бас-гитарами процессор также работает на ура.
Walrus Audio на пару с солисткой группы Covet Иветт Янг (Yvette Young) представили Qi Etherealizer, педаль-кроссовер, сочетающую возможности дилея, хоруса, гранулярного синтеза, ревербератора и НЧ-фильтра. Педаль снабжена стереовходами и стереовыходами, а также MIDI-входом и выходом. Этот мультипроцессор также позволяет изменять гитарный тон до неузнаваемости.
Mooer Audio представили GS1000 Intelligent Amp Profiling Processor, "интелектуальный профилирующий процессор", который способен воспроизводить звучание любых усилителей (кабинетов), используя снятые с них IR-импульсы. Устройство поставляется со 120 уже готовыми импульсами, но это меню можно расширить с помощью сторонних файлов.
Кроме имитации усилителей, процессор обеспечивает 350 разных эффектов. Без подобия искусственного интеллекта тоже не обошлось: он отвечает за изменение установок эквалайзера в соответствии с манерой игры исполнителя. Процессор можно запускать и в режиме Groove Station: на борту и драм-машина, предлагающая 56 наборов ударных, и лупер, который позволяет зацикливать до 480 секунд звучания. К тому же этот процессор можно использовать как самостоятельный аудиоинтерфейс для компьютера с двумя входами и двумя выходами.
Orange Amps продемонстрировали три транзисторных предусилителя Baby Range весом по 3 кг, но с заявленной мощностью 100 Ватт. Обещанная стоимость - 599 долларов.
Своеобразный гибрид привезла компания Polyend: драм-машину Step в форме гитарной педали. Грувбокс содержит 200 встроенных наборов ударных, 350 пресетных ритмов и возможность сохранять до 1000 композиций внутри самого устройства.
Клавишные и бесклавишные
Восставшая из небытия компания Rhodes привезла на NAMM '25 новую версию своего классического электропианино MK8 - на этот раз с MIDI входом-выходом и поддержкой общеканального и полифонического послекасания.
Для "пуристов" же Rhodes представил Stage 61 Prototype, базовое электропианино без какой-либо дополнительной "обвески". Пока что это лишь прототип, но и он звучит весьма неплохо:
На выставке показали также и виртуальные инструменты Rhodes, в том числе совместную с Cherry Audio разработку - синтезатор Rhodes Chroma.
Korg перевыпустил один из своих самых ранних инструментов - MiniKorg 700S, в уменьшённом форм-факторе.
Его оригинал увидел свет в 1974 году. В 2021-м компания перезапустила его в производство под названием MiniKorg 700FS. На NAMM Show 2025 продемонстрировали MiniKorg 700Sm: уменьшённyю версию с некоторыми усовершенствованиями. Но даже с ними инструмент остаётся тем, чем был изначально: монофонической "второй клавиатурой".
Кроме этого, Korg объявил о выпуске новой версии рабочей станции Kronos, хотя в 2022 году производство и продажу этих инструментов прекращали. Версия 2025 года обратно совместима с предшественницами, но её банки звуков существенно расширены. Новый инструмент снабжён 62-гигабайтным SSD-накопителем для хранения пользовательских сэмплов.
Наконец, Korg представил ещё и десктоп-версию своего синтезатора Multi/Poly, который в MusicRadar признали одним из лучших инструментов прошлого года. Выпуск десктоп-модуля тем логичнее, что в таком же форм-факторе уже представлены Wavestate, Opsix и Modwave, относящиеся к одному с Multi/Poly семейству.
Kurzweil привёз на выставку новые синтезаторы серии K20 - K2061 и K2088. Обе эти машины были анонсированы почти год назад. Они являются прямыми потомками заслуженной рабочей станции K2000 1991 года выпуска и даже содержат банки звуков от старого инструмента, а заодно тембры K2500, K2600, K2700, Forte, PC4, PC3 и SP6. Все эти звуки доработаны под современный стандарт звучания, однако основу новых инструментов по-прежнему составляет система синтеза VAST. Она поддерживает как работу с сэмплами, так и имитацию аналогового звучания, FM-синтеза. Новые инструменты снабжены также эмулятором органов KB3.
Для пользовательских сэмплов предусмотрен слот в размере 2 гигабайт, что по нынешним меркам не так уж много.
Behringer сорвал банк, предъявив публике свой "римейк" синтезатора Yamaha DX1.
DX1 в своё время был флагманом серии FM-синтезаторов. По сути это был сдвоенный DX7 со взвешенной и чувствительной к послекасанию клавиатурой. Yamaha выпустила всего 141 такой инструмент с ценником 14 тыс. долларов, что в начале 1980-х было очень большими деньгами. Сейчас эти инструменты и вовсе стоят "как шасси от "Боинга".
Behringer BX1 до определённой степени является клоном DX1, но с добавлением аналогового фильтра и огибающих, которые имитируют соответствующие компоненты Yamaha CS-80. Плюс к этому инструмент снабжён встроенной эффект-секцией.
Отзывы от тех, кто успел попробовать инструмент в деле, неоднозначны. С другой стороны, хвалить Behringer и его клоны нынче не модно.
Nord представил сразу два инструмента - шестую итерацию своего цифрового рояля Nord Piano и третью версию своего электрооргана - Nord Organ.
Nord Piano 6 отличают расширенные возможности по наслаиванию тембров, Nord Organ 3 предлагает новые модели эмуляции органов Hammond B3, Farfisa и Vox.
Roland привёз на выставку новые инструменты под названием V-Stage - цифровые рояли, которые также содержат убедительные эмуляторы электропианино и органов различных моделей, а также более 400 различных синтетических тембров.
В материале MusicRadar указывается, что Roland "припарковал свой танк на лужайке Nord". На это намекают даже боковые панели V-Stage, окрашенные в красный цвет.
На лицевую же панель вынесено огромное количество контроллеров - любители крутить ручки будут довольны.
Студия и программное обеспечение
Одним из самых крупных событий стало объявление со стороны компании Native Instruments об интеграции формата NKS с контроллерами своих прямых конкурентов: тембры Native Instruments теперь доступны пользователям разработок Akai Professional, Novation, Korg, M-Audio и Nektar. И это, говорят в Native Instruments, только начало.
Компания Bitwig, знаменитая своей DAW, решила выйти на аппаратный рынок и выпустила аудиоинтерфейс Bitwig Connect. Он снабжён и MIDI, и даже CV-разъёмом, что позволит использовать его для управления аналоговым оборудованием. Всего заявлены 4 входа и 12 выходов.
Korg тоже анонсировал сразу два аудиоинтерфейса - MicroAudio 22 и MicroAudio 722. Предполагается, что второй будет оснащён фильтром от MiniKorg 700s. Впрочем, пока это лишь концепты, итоговый вариант может оказаться совсем другим.
Кроме того, Korg внезапно продемонстрировал сразу три переносных проигрывателя для виниловых пластинок: Handytraxx Play, Handytraxx Tube и Handytraxx 1bit. Последний - самый дорогой: 999 долларов. Два других обойдутся в 399 и 799 долларов, соответственно.
Проигрыватели и внешне, и по названию похожи на диджейские разработки фирмы Vestax начала нулевых. Это не случайность: в их создании принимал участие бывший президент Vestax Тосихиде Накама (Toshihide Nakama). К сожалению, увидеть итоговый результат он не успел: умер в 2023 году.
Компания Melbourne Instruments анонсировала на выставке многофункциональный контроллер ROTO Control с моторизованными ручками, такими же, как у её синтезаторов Delia и Nina. Этот контроллер позволяет моментально воспроизводить все сохранённые параметры аппаратного оборудования или программ, с которыми его предлагается использовать. Лучше всего ROTO Control интегрирован с Ableton Live - на данном, по крайней мере, этапе. MusicRadar прочит с появлением этого контроллера целую революцию.
Ну, и в завершение обзора необходимо отметить неожиданную коллаборацию между компаниями GForce Software и Novation, показавшими программный эмулятор VA-синтезатора Bass Station.
Этот синтезатор был одной из первых разработок Novation: на рынок он попал в 1993 году. Разработчики пытались сделать более современную версию Roland TB-303, но получился самоценный инструмент, ставший крайне популярным у электронщиков. Среди самых извесмтных поклонников - Aphex Twin, который даже принимал деятельное участие в разработке его второй версии.
Что касается эмулятора, то GForce Software воспроизвели в "цифре" оригинальную схемотехнику Bass Station, расширив заодно полифонию до 16 голосов, добавив новые волноформы и суб-осциллятор, а также новые возможности модуляции и более динамичный ВЧ-фильтр.
И вот что получилось:
На этом, пожалуй, и закончим.
1804 – Родился Иоганн Штраус - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родоначальник музыкальной династии Штраусов, создатель венского вальса »»
1908 – Родился Николай Петрович Раков - советский композитор, профессор Московской консерватории. Играет на фортепиано с семилетнего возраста, но позже настолько увлёкся скрипкой, что уже в 12 лет профессионально выступал в калужском городском оркестре, исполняя на скрипке Баха »»
1932 – Компания Bell Labs сделала первую двухдорожечную грамзапись на виниловом диске. На пластинке был записан Скрябин, "Поэма огня" »»
1933 – Родился Куинси Джонс - американский композитор, аранжировщик и музыкальный продюсер. Лауреат 27 премий "Грэмми". Продюсер самого продаваемого альбома в истории »»
Sonny COHN (1925)
Quincy JONES (1933)
Ida CORR (1977)
Павел ВОЛЯ (1979)
Colby O'DONIS (1989)