MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Montreux Jazz Festival-2024: дни 5 и 6

The National, PJ Harvey, Yamê и Джесси Уайр - в третьей порции обзора Звуков с фестиваля в Монтре

Montreux Jazz Festival продолжает катиться своим чередом - приходит время больших концертов. Главная площадь города забита народом уже с утра, и в этом есть свое обаяние. Печаль профессионалов вызывает отсутствие больших воркшопов: их попросту негде проводить. Да и вообще количество интересных площадок и шоу сильно сократилось - будем надеяться, к 2026-му году фестиваль переживет очередную трансформацию, чтобы явиться во всем блеске.

9 июля: дом Дракона и космические пришельцы

Абсолютная икона рока девяностых, PJ Harvey олицетворяет искусство метаморфозы. Будучи ровесницей Курта Кобейна и Ника Кейва, эта британская инди-звезда оказала и продолжает оказывать огромоное влияние на мировую сцену. Ее песни и музыкальные приемы цитирует и почитает новое поколение музыкантов - от St. Vincent до Билли Айлиш. От дикого минимализма "Dry" и "Rid of Me" до утонченной лирики "White Chalk" и "Let England Shake", Полли Джин непрерывно трансформирует себя и свой творческий метод, став одной из тех мастеров, которые способны переизобретать себя с каждым новым альбомом.
Ее новая концертная программа базируется на материале альбома "I Inside the Old Year Dying", а тот, в свою очередь, основан на стихотворении-стилизации, написанном на диалекте Дорсет. Пасторальный и немного инфернальный материал этого альбома вызывает в памяти лучшие образцы староанглийской поэзии и поп-культуры - от Шекспира до, хм, самой Харви. По сути, он стал продолжением "Orlam" - эпической поэмы о взрослении, которую Харви сочиняла на протяжении восьми лет. Поэма описывает год из жизни 9-летней Айры-Абель, девочки из пасторальной деревни, которая сталкивается с разными ужасами, магией и похотливыми богами.

Сценография и декорации этого года тоже фэнтезийные: на задник проецируется фактура потертой кожи и шкуры дракона, а музыканты облачены в костюмы, чем-то напоминающие одежды средневековых менестрелей. Сама PJ появляется на сцене в кафтане в пол и стартует с высокой ноты, которая переходит в тревожное эхо "Prayer at the Gate" и "The Nether-Edge". Третья, звглавная композиция с альбома, "I Inside the Old Year Dying", исполняется певицей под гитару в сопровождении скрипки.
Но вот наступает время динамичных хитов, и, конечно же, здесь нельзя обойтись без "The Glorious Land" и "Let England Shake" и "The Words That Maketh Murder"! Здесь ритм-секция усиливается и дополняется предзаписанными партиями - для объема. А Харви снимает верхнюю часть наряда и остается в платье, жесткий силуэт которого превращает ее в картонную фигурку.

И снова две новые волшебные вещи: "A Child's Question, August" и "I Inside the Old I Dying" как бы протягивают незримую нить музыкальной и поэтической традиции к "Send His Love to Me".
Неожиданный сюрприз - исполнение кавера, который Харви сделала вместе со своим другом и коллегой по группе, мультиинструменталистом Джоном Пэришем, на "Black Hearted Love". Эта вещь яркая, с преобладанием грязных риффов, и вокал PJ в грудном регистре - очень мощный и зовущий.
В третьей части концерта для нас припасены сплошные хиты - старенькая и прекрасная "Angelene", сразу за ней "The Garden" и "The Desperate Kingdom of Love", и так - до великолепной "To Bring You My Love", чью басовую партию вся публика прохлопала и пропела. Отличный концептуальный сет.


Следующие два часа были сплошным бенефисом вокалиста The National, эксцентричного Мэтта Бернингера -(Matt Berninger). Можно не понимать и не любить творчество National, но нельзя не признать за ними удивительную способность создать динамичное и пафосное шоу, которое смотришь с открытым ртом. Мэтт вышел на сцену под фанфары "Runaway", после чего все два часа пропрыгал и пробегал по сцене на фоне видеопроекций, которые транслировали участников группы, пропущенных через цветовые фильтры. Он работал телесуфлером, изображая при помощи пантомимы отдельные строки песен, театрально вскидывал руки, прыгал на комбики и подначивал басиста и барабанщика, братьев Девендорфов (Scott & Bryan Devendorf) на разнообразные безумства.
А те и рады были стараться! Барабанная дробь "Eucalyptus" сменилась благостной "Tropic Morning News", напряжение начало нарастать в "Don't Swallow the Cap", а дальше Мэтт объявил:
- Мы из Нью-Йорка, неподалеку от нас находится штат Огайо. Огайо находится в середине Америки, а Америка - посередине сортира. Эта песня зовется "Bloodbuzz Ohio", enjoy.
Исплнение хита " I Need My Girl " Мэтт по-джентльменски посвятил PJ Harvey, доверительно сообщив:
- Я ее всегда страшно боялся... А ей было пофигу.

Количество хитов в программе перевалило за два десятка: "The System Only Dreams in Total Darkness", "This Is the Last Time", "Conversation 16", "England", "Alien", "Space Invader", "Fake Empire" - каждую вещь слушатели принимали с ревом восторга. Духовая секция буквально выбивалась из сил, барабанщик обливался потом - а Мэтт продолжал поддавать жару. Пробежаться по рампе, не переставая петь? - легко. Изобразить повешение? - без проблем!
По окончании второго часа веселья, объявляя финальную "Vanderlyle Crybaby Geeks", Бернингер торжествовал: его группе без боя сдался еще один город.


10 июля: сочетание несочетаемого


Появление Джесси Веар (Jessie Ware) предваряет громкий конферанс: "She's a lady, she's a lover, she's a freak... And she is here!" - и вот вам звезда в мехах и перьях, как и положено в соул.
Джесси стартует с "Feels Good" - фанк-рэповой композиции с обилием бэков и сдобных гитарных партий. Весь состав на сцене - в черном, и это, конечно, засада: задник сцены украшает гигантская надпись "Pearl", а музыканты и танцоры просто сливаются со сценой. По ходу дела ситуация улучшается: на заднике появляются цветные элементы, а бэки наконец перестают "задавливать" вокал.
И в этот момент словно тучи расходятся: Джесси начинает петь в полную силу и тепло обращаться к залу, интересуясь у публики, часто ли они посещают Монтре и сколько концертов они слушают в день. Щедро рассыпает восторги. И, конечно, поет - причем, вторая половина концерта сделана с большим упором на соул.

Yamê - молодой франко-камерунский артист, который сравнительно недавно появился на французской музыкальной сцене. Рэп, трэп, джаз, шансон, соул и афробит — этими стилями и жанрами довольно сложно объяснить, насколько эклектична и в то же время традиционна его музыка. Yame мгновенно привлекает внимание зала своим высоким, очень мелодичным голосом и пластичной фигурой. На сцене он аккомпанирует сам себе как пианист и не упускает случая поимпровизировать со своей группой. Yamê черпает свое вдохновение в самых разных местах: из богатых звуков народной музыки джаза и, кажется, творчества Рианны.

Продолжение следует!

10.07.2024, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: