В 2020 году преподавание и концерты онлайн превратились из модного тренда в способ выживания для многих музыкантов. Мы попросили поделиться своим опытом организации занятий вокалом онлайн профессионального педагога по вокалу, DIY-артистку и сонграйтера. Певица Ася известна как руководитель собственной Онлайн-школы вокала Аси Багдасаровой, и даже защитила диссертацию на тему "Дистанционное обучение вокалу: организация онлайн курсов". Ася рассказала Звукам, как она строит процесс обучения, дала несколько полезных рекомендаций, показала песни со своего нового альбома "Яркость/Контрастность" и ответила на десяток провокационных вопросов - о феминизме, каналах в соцсетях и немножко о Валдисе Пельше.
Звуки: Ася, ты ведь ещё до пандемии начала учить пению онлайн?
Ася: Да, именно так я и учу пению, онлайн! В 2016-ом году появилась на свет школа вокала Аси Багдасаровой - это моё основное место работы и по сей день, моё детище.
Занятия проходят в видеочатах, мы пользовались программой "Zoom" ещё до того, как это стало мейнстримом (смеется). На самом деле, моя методика обучения вокалу строится на чередовании видео-уроков и уроков с педагогом в чате. Именно это очень эффективно работает, что я и доказала весьма скептической комиссии на защите диссертации.
Сейчас, конечно, забавно наблюдать, как во время самоизоляции многие педагоги по вокалу, которые не принимали всерьёз онлайн-обучение и ставили под сомнение успешность таких занятий, "переобулись" в один миг. Но им предстоит ещё разобраться во многом из того, в чём я, по счастью, уже давно разобралась. Мои ученики, которые были сначала против онлайн-занятий и не верили, что они работают, все поголовно перешли на онлайн во время карантина, и ни разу об этом не пожалели. Не было никого, кто перешёл бы на онлайн, посетил бы 1-2 урока и бросил. Все очень быстро "втянулись", и я очень рада, что онлайн перестаёт быть в сознании людей чем-то несерьёзным.
Звуки: Как проходят занятия? Правда ли, что у студентов, которые учатся на удаленке, очень часты проблемы с концентрацией внимания?
Ася: Онлайн-уроки вокала, конечно, не для детей. Но для взрослых - самое то! Я уже много лет наблюдаю за тем, как развиваются ученики - ничуть не хуже и ничуть не медленнее, чем на очных уроках. Даже наоборот, у такой формы обучения сплошные плюсы: не надо тратить время, деньги, силы, нервы на дорогу; не получится никого ничем заразить и ни от кого заразиться; не приходится довольствоваться тем педагогом, что есть в городе - можно выбрать того, кто тебе близок, из любой точки Земли. Я, например, сама продолжаю учиться вокалу онлайн у американских педагогов, и очень довольна. Без ложной скромности скажу, что моя методика работы именно онлайн мне нравится гораздо больше, чем методики моих педагогов - не зря я два года своей жизни положила на детальную проработку этой самой методики.
Звуки: Ты - профессиональная вокалистка и педагог. Можешь нам на пальцах объяснить: почему многие российские вокалисты поют с такими ненатуральными, вымученными интонациями, так что им просто не веришь? Что ты сама делаешь и что советуешь делать, чтобы этого избежать?
Ася: Не могу говорить за всех российских вокалистов - очень многое зависит от того, в каких жанрах поют исполнители. Мы часто верим российским рок-исполнителям, как и американским рок, кантри, блюзовым музыкантам... В поп-музыке зачастую другие правила. Для этого жанра будет странна излишняя эмоциональность вокалиста. Вполне возможно, вы говорите об этом.
На мой взгляд, "проживать" песню и дарить эмоции слушателям - это очень важно. Есть "правила игры" для некоторых жанров, но мне, стало быть, с этими жанрами просто не по пути.
И себе, и другим вокалистам я бы советовала заниматься актёрским мастерством и искусством вокального перформанса. Я, помимо ВУЗа, посещала разные курсы, и до сих пор продолжаю учиться. Сейчас, например, прохожу курс "teacher development", разработанный классными американскими коучами специально для педагогов по вокалу. Я уже седьмой месяц повышаю там квалификацию. Там у нас в числе прочего были уроки с Рондой Карлсон - педагогом по вокальному перфомансу. На днях я купила её книгу "А что мне делать с руками?" Уверена, она супер-полезна вокалистам, как и уроки с Рондой.
Уроки Ронды не касаются техники вокала. Они как раз о том, как донести эмоции до аудитории через песню. При этом не надо махать руками и жестикулировать так, будто что-то объясняешь маленьким детям: "Я пою "сердце" и показываю на сердце; я пою о себе и указываю на себя". И уж тем более, вокальный перформанс - это не серия заученных движений.
У меня есть история о том, как делать не надо. Раньше я часто бывала, так сказать, "закрыта" в своём пении: пела с закрытыми глазами, не смотрела в зал... а когда делала записи, мне было важно сделать всё правильно технически... Я почему-то не соображала, что на записи, не меньше, чем на концерте, надо выдавать эмоции, а не просто ноты.
Со временем, конечно, я становилась умнее и опытнее, в плане записей и выступлений. Но потом всё-таки случилась та самая история. У меня был шанс пройти кастинг на одну из ведущих ролей в запускавшейся тогда рок-опере Андрея Кончаловского "Преступление и наказание". Я выучила всё, что мне нужно петь, включая мощные высокие ноты. И я отработала каждую эмоцию, стоящую за каждым словом. Проживала арию, войдя в роль. Хорошо получалось.
У меня была возможность личной встречи и исполнения прямо перед человеком, который занимался кастингом. Но в то время у меня был очень дурацкий период в жизни: мы только переехали в Москву с моим бойфрендом, а через месяц, совершенно внезапно для меня, расстались. При этом остались жить вместе - снимали квартиру, и я, для полного счастья, подвергалась разным видам насилия. Не буду вдаваться в подробности. Потом ещё нас чуть не депортировали из России, так как мы не вовремя пришли делать регистрацию.
Несмотря на то, что я всё классно, с эмоциями и горящими глазами отрепетировала, когда я пришла на прослушивание, я была в слегка неадекватном состоянии. Вся какая-то затюканная после этого расставания, абьюза, суда и угрозы депортации. В итоге, я встала, зажмурилась - и до конца арии глаза уже не открывала.
В итоге мне сказали: с точки зрения вокала всё на своих местах, но, к сожалению, с точки зрения актёрского мастерства нужны ещё годы работы. А они не были нужны - нужна была психика в адекватном состоянии.
Вот такая история. Старайтесь выходить из абьюзивных отношений и любить себя, иначе это может пагубно сказаться и на вашей певческой карьере, друзья-вокалисты. Я уже молчу обо всём остальном.
Но, Возможно, есть и другая причина "ненатуральных и вымученных интонаций" некоторых исполнителей, о которых ты говоришь. И она в том, что местные вокалисты и вокалистки учатся в одних и тех же ВУЗах по одним и тем же шаблонам. Там не развивается индивидуальность исполнителей. Видимо, они не учатся проживать песню, а просто пытаются технически правильно её спеть. И так с каждой песней. Я, к сожалению, часто такое наблюдаю.
Звуки: А есть какой-то способ борьбы со стандартизацией?
Ася: В своих учениках я стараюсь лелеять их индивидуальность, находить её, помогать ей раскрыться. Кстати, чтобы найти своё вокальное "Я", надо, в первую очередь слушать много разной музыки, и слушать внимательно, чувствуя, думая и анализируя.
Так что, вот мои рекомендации: занимайтесь актёрским мастерством для вокалистов, желательно с классными педагогами; старайтесь проживать песню, когда уже технически научились её исполнять (или учите "технику" и "душу" произведения параллельно); слушайте много музыки, разноплановой музыки; старайтесь не быть шаблонными - сначала будет страшновато, но потом вам очень понравится! Используйте свой опыт, пусть даже самый горький, во благо своего пения, а не наоборот. Не закрывайтесь, не бойтесь показать свою уязвимость и боль. Именно это притянет к вам аудиторию. А если петь зажмурившись и жить зажмурившись, всё пройдёт мимо нас...
Звуки: Дай какой-нибудь лайфхак человеку, который стесняется петь даже в караоке.
Ася: Надо чаще выступать! Страх сцены лечится сценой. Надо чаще выступать! И только так. Однако есть хорошая новость: сейчас появилось много возможностей "выступать, не выступая". Начните с прямых эфиров в какой-то соцсети. Спойте там хотя бы одну строку песни. В следующий раз спойте две. Потом четыре... Потом куплет и припев... Потом споёте не в эфире, а на каком-то открытом микрофоне или в караоке, хотя бы в дуэте с кем-то. А потом уже и в одиночку... Делайте аккуратные шаги постепенно, и всё получится!
Звуки: В песне "Когда соль горчит" ты демонстрируешь очень широкий певческий диапазон. Этому можно научиться?
Ася: Да, разумеется! Для этого и нужны педагоги по вокалу - чтобы учить желающих петь. А это значит - поставить им дыхание, развить дикцию, расширить тоновый и динамический диапазоны, научить различным вокальным приёмам, - и, конечно, раскрыть индивидуальность исполнителя.
И, мне кажется, песня "Когда соль горчит" - далеко не предел тонового диапазона. Возможно, ты обратил на неё внимание, скорее из-за диапазона динамического (это разные громкости) и диапазона, так сказать, эмоционального. Мне очень приятно, что ты отметил эту песню: я её очень люблю. Написала её буквально за 10 минут, одним махом, будто бы провидение нашло...
Звуки: Ты верно заметила про эмоциональный диапазон. Вообще я заметил, что многие твои песни - очень эмоциональные и горькие, чувствуется, что за ними стоят глубокие личные переживания, даже когда это собирательный образ.
Ася: Мои песни, как грустные, так и весёлые, основаны на реальных событиях. Даже забавная песня "Без маникюра", где я пою о том, что я полгода без маникюра, потому что денег нет, основана именно на такой истории. Разумеется, песня не про маникюр - это песня о финансовой нестабильности. За каждой горькой моей песней тоже стоит моя жизнь. И даже за теми песнями, где у меня сарказм сидит на иронии, а ирония - на сарказме
Но ты прав и по поводу собирательных образов. Часто я пишу грустную песню о расставании в тот момент, когда у меня в личной жизни всё хорошо, как, например, в случае с песнями "Когда соль горчит" и "Не осталось любви". Не сказать, что я писала их и думала о конкретном человеке. Сюда вложен пережитый мной опыт, это так... Но образы партнёра здесь, скорее, собирательные. А иногда бывает наоборот, как в случае с песнями "Терзайся" и "Тени на земле". Я точно знаю, о каких людях из моей жизни они написаны.
Звуки: Как ты начала поддерживать фем-движение?
Ася: Хм... С детства, видимо! (смеется) Есть определённый возраст, кажется, 3-4 года, когда дети начинают замечать, что есть мальчики, а есть девочки, и что они отличаются. Но если серьёзно, у меня, и правда, нет такой истории, чтобы я была против феминизма, а потом вдруг начала поддерживать фем-движение. Я просто всегда и везде боролась за справедливость, с детства. К тому же, моя мама - феминистка. И у меня не вызывает сомнений, что равные права и возможности - это справедливо. А когда тебе говорят: "молчи, терпи побои от мужа, не учись, просто рожай" - это несправедливо. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы это понять.
Свое первое высшее образование я получала по специальности "социология" в Американском Университете Центральной Азии. Там была и фем-теория как одно из направлений социологии. И, опять же, не было никаких сомнений в том, что феминизм - это правильно и хорошо. Меня никогда не окружали люди, которые думают иначе. И в моих кругах общения слово "феминизм" никогда не считалось ругательством.
Лишь позднее я обнаружила, что, оказывается, далеко не все люди поддерживают феминизм. Вокруг полно сексистов, мизагинов, расистов, гомофобов, ксенофобов и мало ли кого ещё... Это очень печалит. Но в какой-то момент надо выйти из своего прекрасного пузыря милых, добрых, справедливых и адекватных людей, и обратить внимание на то, что творится вокруг. Когда ты обратишь на это внимание, твои глаза больше не закроются, наверное. Это нельзя "развидеть". Когда твоих знакомых женщин унижают и избивают у тебя на глазах и насильнику ничего за это не бывает, это нельзя развидеть... Хотя очень хочется.
В общем, не знаю, как можно не поддерживать фем-движение, если ты - здравомыслящий человек. Думаю, что многие его не поддерживают просто потому, что толком ничего о нём и не знают. Многие до сих пор думают, что феминизм - это про ненависть к мужчинам. А феминизм вообще не про мужчин - это про права и свободы женщин. А косвенно это движение помогает ещё и мужчинам, потому что борется с патриархатом, который вреден вообще всем. Но в целом феминизм - никак не про ненависть и никак не про мужчин. Те, кто думают иначе, просто не понимают, о чём речь. Люди боятся того, чего не понимают, или что плохо знают... Так и появляются гомофобы, расисты, ксенофобы...
Звуки: А твоя песня "На прочность" создана из реальных монологов? Ты ее написала, чтобы проработать собственный травматичный опыт, или чтобы показать другим девушкам, как действует абьюзер?
Ася: Да, да и да!
Я написала её, когда, видимо, уже проработала свой травматичный опыт, в том числе, поработав с психологом. И, да, конечно, эта песня призвана помочь другим девушкам.
Песня, действительно, создана из реальных фраз, только не моих. Первый куплет состоит из фраз моих бывших - почти весь. Кое-что я написала иначе для рифмы, но это всё равно основано было на опыте. А второй куплет практически полностью состоит из комментариев моих хейтеров, многие взяты просто "слово в слово".
Я не хочу, чтобы кому-то приходилось терпеть абьюз и буллинг, и никому не желаю через это проходить. Очень надеюсь, что эта песня поможет многим женщинам увидеть свою ситуацию со стороны, что-то у них щёлкнет, и они, возможно, уйдут от агрессора. А ещё хотелось бы, чтобы этот трек помог всем людям, сталкивающимся с хейтом, буллингом и травлей, особенно творческим людям. Мне бы хотелось донести до всех, что "ты - говно" - это не критика и не попытка помочь творческому человеку (равно как и любимой женщине). "Ты - говно" - это кто-то пытается самоутвердиться за счёт тебя. Всё. Больше ничего.
Я написала об этой песне несколько страниц в буклете, у меня есть серии постов об абьюзивных отношениях. Надеюсь, это кому-то помогает.
Звуки: У тебя огромное количество интересных акций, каналов и коллабов - как ты вообще все это делаешь в одиночку? Или ты - все же не совсем певица, а проект, за которым стоит команда?
Ася: Хотелось бы! Хотелось бы, чтобы за проектом "Ася" стояла уже, наконец, большая команда профессионалов, а я бы музыкой занималась. На самом деле, команда сейчас есть у Онлайн-школы вокала Аси Багдасаровой, и это уже очень спасает. Не представляю, как бы я всё успевала, если бы ещё и школа полностью лежала на моих плечах.
В проекте "Ася" я отвечаю не только за написание песен и работу с Андреем и Лексом - гитаристом и битбоксером, которые выступят со мной на презентации альбома 13-го сентября. В проекте "Ася" я ещё отвечаю за весь менеджмент. Я придумываю, пишу и снимаю контент для всех соцсетей; придумываю и осуществляю акции - недавно прошёл конкурс артов, а сейчас идёт конкурс каверов. Сама сделала дизайн мерча, заказала его, размещаю теперь потихоньку в своём ВК-паблике. В фотошопе сделала разные виды стикеров, сама распечатываю, сама каждый из них вырезаю. Заказала флешки-визитки для делюкс-альбома и создала книжечку (не могу назвать это словом "буклет"), где рассказывается история каждой песни, сфотографированы листы из моих песенников, показаны арты с конкурса. Я просчитываю бюджет, договариваюсь с площадками, организую выступления, отправляю песни каким-то блогерам или журналистам.
Однако есть вещи, которые я сама не делаю, и это кайф! Я не занимаюсь таргетингом и прочими видами рекламы. Могу сделать креативы - фотографии, видео, - но не занимаюсь никакими настройками и аналитикой. С февраля 2020 мои песни издаёт Klever Label и у меня голова об этом не болит. Ещё для пиара своего дебютного альбома "Яркость/Контрастность" я впервые попробовала поработать с агентством. И, конечно, очень помогает моя семья. Так что, хоть я и сама себе менеджерка, без этих всех людей точно не справилась бы.
По поводу коллабов... не знаю, мне хотелось бы успевать делать больше коллабораций, к тому же есть идеи, есть люди, нет только времени.
Звуки: Как ты затащила на съёмку клипа "Я покажу тебя маме" Валдиса Пельша?
Ася: Режиссёром этого клипа выступил мой отец, актёр Алексей Багдасаров. Он позвал Александру Золотову на роль исполнительного продюсера. Просто у меня была такая идея видео, где одна я уже точно не справлилась бы! Александра и предложила замахнуться на Валдиса нашего Пельша. Изначально, мы просто хотели найти актёра на роль статусного мужчины в костюме, но позвать Пельша на роль Пельша было бы в 1000 раз круче. Я не была уверена в успехе мероприятия, но благодаря папе и Алексею Кортневу, в чьей школе я успела год поработать педагогом, у меня был выход на Валдиса. Я предложила ему роль, он попросил прислать песню и описать идею клипа, и сказал, что если ему понравится, то он с удовольствием снимется.
Какие же были волнительные дни ожидания! "Он не перезвонит", "Он не перезвонит", "Он до сих пор не перезвонил, значит, не перезвонит" - я доставала 'этими волнениями мужа каждый день. И вот звонит Валдис, сообщает, что всё послушал, прочитал, готов сниматься, есть такие-то даты. Счастья было море!
К тому же, в этом клипе ещё снялся автор гитарных партий и звезда музыкального YouTube - Александр Зилков с канала "Нескучный Саунд". Какая-то запредельная концентрация классных людей - жаль только, не было особых средств на продакшн. Все снимали этот клип и снимались в нём бесплатно! Это просто уму непостижимо!
Звуки: С кем бы ты хотела спеть дуэтом на большой сцене?
Ася: Я бы очень хотела спеть с Найком Борзовым и с Манижей, прямо очень. Ещё я была бы дико счастлива сделать фит с Noize MC. Это просто one love! С удовольствием бы спела в группой IOWA. С группой 5'nizza тоже! Не знаю, было бы это хоть как-то в тему стилистически, но мне было бы интересно сделать дуэт с Монеточкой. Наши голоса такие разные, мне аж самой любопытно было бы послушать, что бы из этого вышло. А если уж замахиваться на звёзд мирового масштаба, то это была бы в первую очередь американская блюз-рок певица Бет Харт (Beth Hart), а вслед за ней шёл бы дуэт с британцем по имени Джеймс Блант (James Blunt).
Мне посчастливилось побывать на концертах всех этих артистов, кроме Манижи, - её выступление я с удовольствием послушала на конференции "Wave Forum". Все они просто божественны вживую, мне близка музыка каждого из них. Если когда-нибудь в будущем случится какой-то такой дуэт, это будет большой честью для меня.
Звуки: Вообще, по твоим песням у меня сложилось впечатление, что ты довольно скептически относишься к популярности, и в частности, в соцсетях. Но ведь без аккаунтов в Инстаграме и ТикТоке, без коллабов со звёздами продвигаться в разы труднее. Выходит, твоя ирония в "Я покажу тебя маме" обращена в первую очередь к самой себе?
Ася: На самом деле, "Я покажу тебя маме" - это клип и песня, скорее, про деньги и про статус, нежели про Инстаграм. Я в Инстаграме сама уже много лет, недавно завела новый аккаунт. А с Тик-Током пока не дружу. Есть там аккаунт, но я не успеваю особо ничего для Тик-Тока снимать.
Но ты абсолютно прав по поводу коллабораций и присутствия в соцсетях. Это очень важно сейчас для артистов. Не делал посты неделю? - всё, тебя уже забыли, а иногда даже ещё и не узнали... досадно. Я стараюсь сотрудничать с YouTube-блогерами. Интересная была коллаборация, когда мы сделали клип "Нежить" в жанре "Майнкрафт" с двумя другими каналами. Ко мне тогда пришло несколько тысяч новых подписчиков. Было бы время, я бы по максимуму присутствовала во всех соц.сетях, в каких только можно, но так как я делаю контент сама, меня пока хватает только на Инстаграм и ВКонтакте - так, чтобы интересные посты выходили достаточно часто и регулярно. Я пока не нашла "свой" формат для Тик-Тока. В YouTube стараюсь быть активной, но регулярность и частота пока страдают. Я только недавно получила очередное высшее, на этот раз по музыкальному менеджменту в RМА, и учёба, конечно, отняла меня от подпевчиков на YouTube на какое-то время, но мои подпевчики самые лучшие, они меня дождались!
В своем теплом ламповом Телеграме на 25 человек я пишу о социальщине, когда успеваю (это я делаю только там, в основном) и делюсь чем-то, что показалось мне интересным у других пабликов. Пишу статьи о вокале и музыке в "Яндекс.Дзен" по мере сил и возможностей... Эх, было бы в сутках больше часов! В общем, я целиком и полностью за коллабы и за присутствие в сети в наше-то время. И мои педагоги по муз.менеджменту это только подтверждают!
Ещё я присутствую на
Patreon. Там подпевчики меня поддерживают донатами на ежемесячной основе. Если когда-нибудь у меня станет по-настоящему много "патронов", я, наконец-то, осуществлю ещё одну мечту - построю и открою в Кыргызстане Высшую Школу Музыки - место, где взрослые люди смогут получить классное второе высшее образование, о котором всегда мечтали. Для патронов я тоже делаю всяческий отдельный контент, но, опять же, успеваю мало. По идее, страничку на патреоне надо вести как соц.сеть. Желательно, ежедневно или хотя бы три раза в неделю там что-то постить. Я этого не делаю. Хорошо, если успеваю монтировать видео для самых ярых моих патронов и делать посты хоть иногда. Очень стараюсь везде успеть, но разорваться не могу. Рада, что подпевчики это понимают, и продолжают меня поддерживать, несмотря ни на что!
Ирония в песне "Я покажу тебя маме", наверное, направлена много куда, но пренебрежения к соцсетям у меня точно нет. Есть пренебрежение к фальши и неискренности, которая там часто бывает. Песня не совсем об этом, а вот клип, где главную роль исполнил Валдис Пельш, как раз, об этом в том числе. И, да, вот вам очередная классная коллаборация!
Звуки: А кто такой Иван Сыромятников и кто создавал для тебя стикеры в тележеньке?
Ася: Иван - это мой любимый муж. Он работает айтишником, а в свободное время он - довольно известный гитарный YouTube-блогер. Плюс он часто помогает мне записывать и сводить мои песни.
А стикеры в тележеньке я заказала у своего давнего подпевчика и ученика, Алексея Цымбала, он же Kolzard. Это тот самый человек, который нарисовал по моей задумке клип на песню "Тени на земле", что на мой взгляд получилось весьма успешно. Я каждый раз плачу в конце, и многие зрители, судя по комментариям, тоже.
Ася. Презентация альбома "Яркость/Контрастность"
Москва, клуб "Высоцкий"
13 сентября, начало в 20.00.
Видео-приглашение на концерт Аси:
1967 – В 1967 году родился московский клавишник Серге́й Серге́евич Чекрыжо́в, участник группы Несчастный случай »»
Z.Z. HILL (1935)
Frankie LYMON (1942)
Moses DILLARD (1946)
Sister Sarah BROWN (1951)
Анатолий "Джордж" ГУНИЦКИЙ (1953)
Patrice RUSHEN (1954)
Frankie KENNEDY (1955)
Marty STUART (1958)
Basia (1959)