Какими разработками и новинками в области музыкальных инструментов запомнится 2019-й год? Пора подводить итоги!
Сейчас будет очень громкое заявление, которое многие сочтут спорным, но всё-таки: аналоговый хайп подходит к концу.
Это не значит, что всеобщее помешательство на аналоговых инструментах (синтезаторах) прекращается. Просто оно становится в меньшей степени помешательством. И в большей степени "всеобщим" - ореол исключительности мало-помалу пропадает. В основном, стараниями предприимчивой фирмы Behringer, благодаря которой 2019-й впору называть годом "клонов" и "репликантов".
А что происходит на софтверном фронте? - Бурное движение: кажется, все мало-мальски крупные разработчики программных синтезаторов что-нибудь да выкатили, и это что-то местами очень вкусно звучит. Насколько - об этом мы предлагаем судить самим читателям. Значительная часть этого материала - демо-ролики с Youtube, позволяющие понять, стоит ли тратить деньги на новую игрушку прямо сейчас, или лучше дождаться следующей "Чёрной пятницы".
Итак, налейте себе кофе, чая или спиртного, в зависимости от времени дня, достаньте лучшие свои наушники или включите стереосистему. И усаживайтесь поудобнее. Слушаем!
Скобяная лавка
Начало года ознаменовалось крутым камбэком на выставке NAMM. На ней случился триумф: компания Gibson, в последние годы очень неважно себя чувствовавшая (вплоть до банкротства и реструктуризации в прошлом году), привезла на выставку новую-старую гитару Gibson Les Paul Standard '50s, которая повторяет наиболее известный дизайн гибсоновских электрогитар, но с некоторым количеством новых дополнений.
А ещё в подборке гитар с NAMM присутствуют как минимум две любопытные модели оригинального дизайна. Это, в первую очередь Framus Stormbender, новая, на этот раз семиструнная гитара имени Девина Таунсенда (Devin Townsend). По форме она напоминает сигнатурную модель, которой Таунсенд пользуется с 2016 года, но за счёт седьмой струны звучит тяжелее.
Любопытно выглядит и пополнение серии Fender Alternate Reality Meteora HH. Форма корпуса напоминает Gibson Explorer, но с повсеместным скруглением. Впервые эти гитары показали в прошлом году. Теперь Meteora обзавелась двумя хамбакерами и некоторыми другими новшествами.
Лучший, по мнению MusicRadar, бас на выставках NAMM показала в этом году компания Dingwall. В принципе, ничего радикально нового в этом инструменте нет. За основу взят форм-фактор Gibson Thunderbird, при этом гитара оснащена сразу тремя звукоснимателями - и пятью струнами.
О клавишных. Если вы ищете новый инструмент, обязательно прочтите подборку из десяти лучших аппаратных синтезаторов этого года.
Во главе списка стоит Moog Matriarch - полумодульный, двухголосный зверь от Самого Главного Бренда:
Следом - Korg Minilogue XD, новый аналоговый инструмент, напичканный функциональностью от предшествовавших ему Prologue и Monologue.
Ничуть не слабее оказались Elektron Digitone - старшая модель прошлогоднего FM-синтезатора, на этот раз с собственной трёхоктавной клавиатурой, и новый флагман Novation Summit - гибридный 16-голосник, разработанный при участии создателя синтезатора OSCar Криса Хаггета (Chris Hugget). По виду - "дизайнерский" аппарат, по звуку - рабочая станция для звукового дизайна:
В номинации "юный и резвый" - дебютант NAMM-2019 Arturia MicroFreak, микросинт с цифровым осциллятором, но аналоговым фильтром a la Oberheim SEM.
Среди лучших синтезаторов нельзя не отметить настольный аппарат Dreadbox NYX 2, два новых аппарата Roland и два агрегата от Behringer. Но о них речь пойдёт отдельно.
Новаторы... да не совсем
Среди интересных новинок года - совершенно новый и даже претендующий на новаторство аппаратный синтезатор Waldorf Kyra. Как утверждает производитель, это первый в мире синтезатор на базе программируемой логической интегральной схемы (FPGA). В розницу синтезатор поступил, правда, только в октябре, так что ещё не успел собрать все заслуженные лавры.
Кстати, помимо Kyra, Waldorf выкатил в этом году свою новую вариацию на тему стринг-синтезатора и вокодера в одном флаконе - STVC.
На самом деле, Waldorf впору ставить памятник за доблесть. С 2009 года они ежегодно выпускают что-то новое - хоть в софте, хоть в "железе". В 2018 году появился их новый флагманский синтезатор - гибридный цифроаналоговый Quantum, в этом - Kyra.
На NAMM также показали "микромодульный" синтезатор Korg Volca Modular, который, как говорят, разработан под влиянием изделий покойного Дона Буклы (Don Buchla); Korg продолжает продвигать свои "микроскопические" гаджеты, которые, однако, претендуют на то, чтобы быть чуть больше, чем игрушками.
Атака клонов
Ещё одним гвоздём программы стал Behringer Crave: аналоговый синтезатор с заявленной изначально ценой 199 долларов. Естественно, на российском рынке - ощутимо дороже (17 тысяч рублей). Но всё равно это очень немного для аппарата такого рода. Подозрительно немного.
Вообще говоря, 2019-й впору называть годом Behringer и его "армии клонов". За этот год компания выкатила целую охапку копий знаменитых аппаратных синтезаторов от разных производителей и анонсировала выпуск ещё нескольких - официально и не очень.
К настоящему времени в продажу поступили:
В целом уже понятно, что Behringer нашёл золотую жилу и активно её эксплуатирует. Мода на ретро и аналог никуда не девается, хайп тоже, спрос на классические инструменты был, есть и в ближайшие годы сохранится. А что касается "ореола эксклюзивности", проявляющемся в цифрах на ценниках... то пафос иногда не мешает и ронять об пол. И именно этим Behringer и занимается.
В ближайшие годы мы, скорее всего, увидим ещё немало новых "клонов" с биркой "Behringer", и это, на самом деле, хорошо. Аналоговый синтезатор снова становится просто рабочим инструментом, доступным по относительно демократичной цене, а не экзотикой для богатеньких буратин. Хотя, конечно, насколько такая общедоступность будет благом, - это ещё вопрос.
Новаторы из Калифорнии и Сибири
Как бы там ни было, "репликами" и "клонами" дело не ограничивается. Мировая синтезаторостроительная отрасль производит не только клоны старых аппаратов и не только бесчисленные модули для Eurorack, коим уже нет счёта, но и кое-что новое.
Компания ASM под конец текущего года ещё один wavetable-синтезатор - Hydrasynth, сразу в настольном и клавиатурном исполнении. Хотя в основе - отнюдь не новый принцип синтеза, Hydrasynth явно не пытается “косить под ретро”, ни в плане дизайна, ни в плане звука.
Наши соотечественники, сибирская компания InfraDeep, представили звуковой модуль PVX-800 - синтезатор, архитектурно повторяющий знаменитый "Поливокс".
К сожалению, как и в случае с другими российскими изготовителями таких устройств, таких как Звуковые объекты или даже ELTA Music, речь идёт о штучном ручном производстве. Похоже, потребуется настоящее чудо, чтобы подобные изделия стали изготавливаться серийно без потери качества. Пока же это - "русская экзотика"... Что не означает, что эти аппараты плохи. Господа олигархи, как насчёт инвестиций в хорошее дело, м?
Кстати, настоятельно рекомендуем обратить внимание на Solar 50, новую разработку ELTA. "Пятидесятиосцилляторная десятиголосная эмбиент-машина": пока это ещё лишь прототип, но - очень многообещающий.
Говоря про аппараты, нельзя не упомянуть также “реанимационные” мероприятия, которые продолжает старина Roland. В течение года выпущены “бутиковый” синтезатор JU-06A, комбинирующий функциональность JUNO 6, 60 и 106. Правда, в “цифре”.
Roland Jupiter-X и Jupiter-Xm - новые мегасинтезаторы, в банках которых можно найти звуки не только исторического Jupiter-8, но и целого ряда других аналоговых (Juno-106, SH-101) и цифровых (XV-5080) синтезаторов, а также драм-машин (TR-808, TR-909, CR-78) и цифровых фортепиано. В общем, весь мир и пара коньков впридачу. За серьёзные, естественно, деньги - 1500-2500 долларов.
И раз уж пошла речь о мегаломанских разработках, то вот, пожалуйста: Analogue Solutions Colossus, аналоговый мегасинтезатор с 12 осцилляторами, издали напоминающий, но не дублирующий EMS Synth 100. К сожалению, адекватных демо его звучания на Youtube пока не нашлось, но уже самого его вида - и размеров - достаточно, чтобы проникнуться уважением:
Всё по программе
А что происходило на софтверном фронте? Там, как обычно, жизнь кипит ключом.
Богатый урожай наград и респектов собрал программный инструмент Kilohearts Phase Plant - модульный саунддизайнерский пакет с разбросом цен от 169 до 499 евро, в зависимости от комплектации:
Arturia, доселе выпускавшая по большей части программные эмуляторы классических инструментов, решила, что пора соригинальничать, и выпустила Pigments, свой первый “авторский” программный инструмент, совмещающий виртуальный аналог и wavetable-синтез с возможностью использовать вероятностную машину Тюринга для регулирования любого параметра.
Звучит довольно занятно:
К слову, под самый конец Pigments обновили до второй версии и активно рекламируют.
Без новых программных эмуляторов у Arturia тоже не обошлось: набор Arturia V-Collection 7 теперь включает эмуляторы синтезаторов Casio CZ и EMS Synthi AK, а также новый цифровой меллотрон:
Фирма u-he выкатила весной Hive 2, новую версию своего знаменитого уже VST/AU-плагина с целым рядом улучшений и новыми тембрами:
IK Multimedia выпустили очень интересный эмулятор Memorymoogпод названием Memory V:
Кроме этого, IK выкатили новый эмулятор органа Хаммонда:
Разработка велась в тесном сотрудничестве с Hammond-Suzuki, то есть самыми что ни на есть официальными производителями электроорганов и их цифровых копий; так что этот эмулятор можно считать “авторизованным”.
UVI на протяжении всего года, как и раньше, множила сэмпловые репликанты ретро-инструментов целыми наборами, но не забыла и про свой флагман: виртуальный синтезатор UVI Falcon обновился до версии 2.
Раз уж зашла речь об обновлениях, впервые за многие годы обновилась замечательная разработка GForce - Virtual String Machine, массивная сэмпловая библиотека со звуками от десятков аналоговых/струнных синтезаторов.
Это было шедевром в 2000-е, это остаётся шедевром и сейчас. Ретро или нет, а звучит просто прекрасно.
Reason обновился до 11 версии; его разработчики Propellerhead Software решили переименоваться в Reason Studios и отказаться от протокола обмена данными Rewire, который когда-то давно разрабатывали вместе со Steinberg (создателями VST). Теперь Reason 11 можно будет использовать в виде плагина в любой DAW, даром, что и сам Reason является уже давно полноценной цифровой рабочей станцией. Таким образом, получается матрёшка из DAW, хотя есть ли в чём-то подобном смысл?
Роб Пейпен (Rob Papen) выпустил. в течение 2019 года сразу два новых синтезатора. Это B.I.T., виртуальный аналоговый синтезатор:
И векторный плагин Vectro со звуком, весьма напоминающим Korg Wavestation (и почему же это совсем не удивительно?)
Любопытную разработку представила фирма Klevgrand: VST-плагин/iOS-приложение Hillman представляет собой комбинацию из эмуляторов электрооргана и струнного синтезатора (плюс, эффекты на борту). Звучит это примерно так:
Плагин можно пока урвать за 25 долларов. Со второго января цена подскочит вдвое.
Облачный край
Roland всё более интенсивно расширяет свой программный арсенал в виде подписного сервиса Roland Cloud. За этот год предлагаемые там эмуляторы пополнились несколькими драм-модулями, эмулятором бас-модуля TB-303 в качестве самостоятельных программных тон-генераторов выпущены “в цифре” несколько карт расширений SRX, совместимых с большим количеством разных синтезаторов Roland.
А под самый конец года к эмуляторам Roland D-50 и JV-1080 добавился “широко вожделенный” инструмент из начала 2000-х - XV-5080:
...Сразу с 900 пресетами на борту. Избыточное слюноотделение гарантированно.
Крутые и независимые
Что же касается некоммерческих плагинов, то и здесь есть, о чём поговорить.
Например, о 2gether Audio Cheeze Machine 2, выпущенном в самом начале 2019. По большому счёту, это “ремастер” одноимённого инструмента, выпущенного Big Tick Audio ещё в 2007 году. Но теперь - с расширенной секцией осцилляторов, свёрточным ревербератором на борту, винтажным хорусом, 64-битной совместимостью и поддержкой и VST, и AU, и AAX - в общем, и белки и свистка.
Позднее та же фирма выпустила Pro-версию Cheeze Machine, сильно усовершенствованную и не бесплатную (номинал 69 долларов, 49 - дисконт для студентов, 10% от выплаты идёт на благотворительность).
Компания Full Bucket Music в 2019 году выпустила сразу несколько обновлений для своего модульного синтезатора ModulAir, несмотря на его сложность и продвинутость - официально бесплатного. Несмотря на то, что ещё в марте была выпущена версия 1.0.0, разработчики до сих пор утверждают, что их инструмент находится на бета-стадии.
Плюс к этому Full Bucket порадовали вокодером FBVC, написанным по мотивам Korg VC-10.
Последний экспонат в нашей выставке достижений 2019 года - бесплатный виртуальный синтезатор Surge, про который даже Synth Anatomy пишет, что это must have.
Подобное случается нечасто.
Как можно заметить даже из этой небольшой подборки, никакого застоя в мире аппаратных синтезаторов и плагинов не наблюдается, а полурелигиозное поклонение “аналогу” явно клонится к закату: Behringer активно превращает его из "экзотики не для всех" в массовый продукт.
Может статься, теперь производители синтезаторов задумаются о том, что можно предложить действительно нового?
1968 – Родился Филип Ансельмо, американский рок-музыкант, участник грув-метал-группы Pantera. В детстве решил поджечь свой дом, чтобы напугать маленькую сестру. Фил рассчитывал быстро потушить здание, однако ситуация вышла из под контроля и дом сгорел дотла. Так с тех пор и зажигает »»
Wallace DAVENPORT (1925)
Andrew HILL (1937)
Larry HALL (1941)
Mike LEANDER (1941)
William BROWN (1946)
Stanley CLARKE (1951)
Andy SCOTT (1951)
Hal LINDES (1953)
Святослав ЗАДЕРИЙ (1960)
Yngwie MALMSTEEN (1963)