Американский джазовый коллектив Yellowjackets ждали. Рецензенты московских журналов не скупились на ассоциации: тут и желтые кофты футуристов, и группа Weather Report, и ответственность за преобладание smooth-jazz в радиоэфире западных радиостанций для автомобилистов и их жен...
Я никогда не любил джаз - сборник Колтрейна
(Coltrain) и дебютный
альбом Эла Джерро (Al Jarreau),
купленный на распродаже главным образом из-за обложки, - не в счет. Я всегда
сравнивал джаз с книгой, которой принято восхищаться, но читать совсем не
тянет. И, кстати, ни один музыкальный стиль не оставил большего следа в
литературе ХХ века, чем джаз. Хемингуэй, Керуак, Кортасар и нынче модный Харуки
Мураками в той или иной форме преподносили читателю джаз как музыку страсти,
свободы, романтических встреч и всепобеждающей силы искусства.
Сегодняшний
джаз, конечно, далек от тех форм, которыми восхищались классики, но при этом -
в лице лучших своих представителей - сохранил и преумножил свои незаурядные
достоинства.
Примерно так я размышлял по пути в джазовый клуб, где должен был состояться
концерт Yellowjackets. Пару слов об атмосфере концерта: Le Club не похож на большинство
московских клубов-ресторанов с живой музыкой. Свежий воздух, высокие потолки,
непривычная для клуба тишина, мягкий фанк в качестве звукового фона...
Уверенные в
себе мужчины с дорогими часами на запястьях негромко переговаривались, красивые
женщины рассматривали меню. Я попал в мир высокооплачиваемых профессионалов, и
играть сегодня будут тоже профессионалы - мирового уровня.
Об этом говорит
дискография группы - 19 альбомов за 19 лет существования, контракт с Warner
Brothers и две Grammy, не считая многочисленных номинаций. Сами музыканты
собрались вместе еще раньше - в 1977-м, как трио.
Нынешний состав: бессменное ядро коллектива - клавишник Расселл Ферранте (Russell Ferrante) и басист Джимми Хэслип (Jimmy Haslip) плюс саксофонист Боб Минтцер (Bob Mintzer) и ударник Маркус Бэйлор (Marcus Baylor). Чернокожесть ударника обещала, что с ритмом все будет в порядке, и беспорядочно "сыпать картошку", как любят многие белые джазмены, он не будет. Длинноволосый басист, обильные татуировки которого на плечах скрывала футболка, взял в руки шестиструнный бас, занял место у черного стэйнвэя клавишник, вышел к своему золотому инструменту саксофонист. Вопреки слухам, ни в каких желтых пиджаках группа не выступает (на американском наречии название означает слово "осы, шершни"): музыканты одеты по-домашнему, я бы сказал, как отцы семейств, при этом никакого жира или обрюзглости - подтянутые, энергичные, загорелые.
С первой композиции стало ясно - играют люди влюбленные в джаз и в своих слушателей. Инструментальную музыку часто сравнивают с саундтреком к некоему воображаемому фильму. Не ушел от этой ассоциации и я - джаз, который играют Yellowjackets, называют фьюжн (fusion) и в качестве саундтрека для сегодняшнего вечера он подходил как нельзя кстати. Во фьюжн есть что-то и от рока (доступность?) и от фанка (танцевальный грув?), он не отталкивает неподготовленного слушателя, не отворачивается от него, но заставляет сопереживать, смотреть, не отрываясь, как четыре человека на сцене, улыбаясь и радуясь друг другу сообщают в зал светлую энергию моря, солнца и покоя. Именно покоя, того душевного равновесия, которого жителю мегаполиса так не достает в его ежедневном хождении по кругу - уверенности в том, что жизнь чертовски замечательная штука. Не знаю почему, но в качестве зрительного образа лучше всего подходит морской пейзаж, калифорнийский берег, ветер и солнце.
Выступление было посвящено выходу двойного концертного альбома, Mint Jam,
записанного в лос-анжелесском клубе The Mint, - и композиции с него так же
замечательны, как и прогулка по морскому берегу в компании с хорошими друзьями,
с любимой девушкой или в одиночку - в раздумьях о вечном. После каждой песни
зал взрывался аплодисментами - невероятно светлые и, я бы сказал, рискованные,
импровизации Ферранте, отточенный, слегка фанковый грув ритм-секции,
минималистический , ненавязчивый саксофон Минтцера образовали пространство, из
которого не хотелось уходить, - пространство вдумчивого дружеского общения со
слушателем, столь редкое на концертах звезд. Никакой халтуры, снобизма и
самолюбования. Седой старичок, звукооператор группы, сидевший за микшерным
пультом, вместе с публикой радовался и аплодировал в наиболее удачных местах,
как если бы слушал программу в первый раз.
В середине шоу саксофонист негромко
поблагодарил собравшихся за присутствие, сказал, что в Москве они в первый раз,
представил своих коллег и с иронией обратил внимание публики на бар, где
стояли коробочки с новым альбомом: мол, его можно приобрести. Это был верный
ход, так как про существование бара все забыли - каждый сосредоточенно слушал
музыку к своему собственному фильму, которую играли для него Yellowjackets.
1997 – Ушёл из жизни Булат Окуджава, автор более двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи. Один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни середины XX века »»
Charlie FEATHERS (1932)
Chick COREA (1941)
Roy HARPER (1941)
Валентина ТОЛКУНОВА (1946)
Geri ALLEN (1957)
Peter BEETS (1971)
Kenny Wayne SHEPHERD (1977)
ROBYN (1979)