Берлину в этом году очень повезло: немецкая столица стала одним из немногих городов, до которых в этом году "доехал" гастрольный тур Бьорк "Vulnicura", приуроченный к выходу ее одноименного девятого студийного альбома. Небольшое количество концертов в наше время уже можно считать довольно эксцентричной выходкой, ведь сегодня это чуть ли не единственный доступный способ для музыкального заработка, особенно для артистов, балансирующих на стыке альтернативной и электронной музыки. Трагичный альбом "Vulnicura", посвященный расставанию с режиссером Мэттью Барни, мультимедийная ретроспектива в Нью-Йорке, безжалостно растоптанная критиками, но невероятно успешная в финансовом плане – певица в этом году не сходит со страниц журналов и газет, однако пользоваться медийностью не спешит.
Короткий тур (который на днях и вовсе был свернут - Бьорк решила заняться следующим альбомом), щадящий график, тщательный подход к месту выступления – исландка как будто показывает, что ее не стоит сравнивать с другими исполнителями, превращающим туры в бесконечный чес. Да и выступления ее все больше походят на арт-перфомансы, чем на обычные концерты. Лучшей и естественной декорацией для берлинской части тура стала цитадель Шпандау, историческая крепость эпохи Возрождения, окруженная рвом со смиренными белыми лебедями и кувшинками. В этот средневековый антураж отлично вписалась и сцена, и многочисленные палатки с едой и алкоголем. Представьте себе двор московской "Стрелки", только обрамленный стенами с историей и увеличенный в несколько раз – примерно так и выглядела концертная площадка.
Публика на концерт собралась под стать самой певице, стильная и весьма экстравагантная. Вот, например, накачанный лысый мужчина, в сапогах на высоком каблуке и обтягивающем платье, вон барышня, на которой, кажется, не осталось ни одного квадратного сантиметра, не покрытого татуировками или пирсингом. В общем, известную парочку депутатов с фамилиями на буквы М точно хватил бы удар. При этом все вокруг спокойны и дружелюбны, несмотря на льющийся рекой алкоголь и на разогревочный диджей-сэт. За пультом сопродюсер альбома “Vulnicura” Арка (Arca), который ставит безумную подборку треков, где Aphex Twin сменяется подзабытыми r’n’b-хитами из 90-х, а Омар Сулейман (Omar Souleyman) микшируется с The Chemical Brothers. Несмотря на это скрещивание "ужа с ежом", звучит это довольно мило, однако терпеливая публика никаких эмоций не выказывает, все ждут Бьорк.
Наконец, когда стало чуть-чуть темнее, на сцене стали чинно рассаживаться одетые во все белые участницы струнного оркестра. Пять минут ожидания – и виновница торжества в красном платье и маске-вуали появилась перед зрителями. Концерт открылся песней "Stonemilker", разительно напоминающий ее работы времен альбома "Homogenic". И сразу же, по первым минутам стало понятно, что концерты этого тура сильно отличаются от ее предыдущих гастролей. Довольно интимная тема, положенная в основу альбома, превратила выступление во что-то, похожее на сеанс психотерапии, но на глазах примерно у 11 тысяч человек. Бьорк как будто бы еще раз, но при этом публично проговаривала свои эмоции и чувства, обращенные к бывшему мужу. И если, допустим, Адель делает это на сцене с сильным надрывом, то у Бьорк этот процесс выглядит так, будто она говорит это сама себе, проверяя и перепроверяя свои слова, сомневаясь и ходя из одного угла сцены в другой. Певица не пыталась загнать в угол своей болью и драмой, она аккуратно приоткрывала ее слушателям. Зрители вели себя максимально тихо, будто боясь потревожить этот очень личный процесс.
С каждой песней из хитро выстроенной программы Бьорк как будто раскрывалась: ударные усиливались и становились жестче, приобретая металлический лязг. Первой логической кульминацией стало исполнение "Hunter" с ее маршеподобным битом. И вот уже до этого тихая и чинная толпа поет хором "I’m a hunter / I’m going hunting". Далее сюрприз – нежная "Unravel", переходящая в грустную "Bachelorette" с новым хоровым пением: уже не только психотерапия, но и сеанс избавления от прошлого. Следующий пик концерта – "Army of Me", с усиленными ударными и эффектами на вокале, которые добавили голосу Бьорк еще больше жесткости и силы. А уже в конце, во время исполнения "Mouth Mantra", в небо взвились фейерверки, а на сцене забушевало пламя (и все это было синхронно в бит) - чем не символ экзорцизма.
После небольшой паузы Берлину достался бис в виде "Hyperballad". В предыдущих турах певицу сопровождал Марк Белл (Mark Bell) из группы LFO, в результате чего этот духоподъемный хит удачно смешивался с собственным хитом LFO "Freak", производя в итоге убойный танцевальный мэшап. Не в этот раз: Марк Белл ушел из жизни в октябре прошлого года, и поэтому "Hyperballad" звучит в версии, максимально близкой к оригинальной. И вновь хоровое пение, и вновь единение людей: все-таки даже самые минорные события в жизни должны заканчиваться на мажорной ноте, ведущей к чему-то новому.
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт.
Дата рождения:
21 ноября 1965
Подробности из жизни:
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт. Она выпустила первый альбом в 11 лет, потом прошла путь от панка до авангардной неоклассики, снималась в кино, записывалась дуэтом с Томом Йорком (Thom Yorke) и выпускала приложения для iPad. Ей всегда есть, чем удивить.
Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir, имя в переводе с исландского означает "береза") росла в Рейкьявике музыкальным вундеркиндом – пела, играла на фортепиано и еще в нежном возрасте попала в поле зрения местных боссов рекорд-индустрии. Она рассказывает об этом с долей юмора.
"У нас, в Исландии, было радио-шоу, где каждый, кто хоть что-то делал хорошо, мог прийти и выступить, - вспоминает звезда, - кто-то умел показывать фокусы - он показывал фокусы. Кто-то умел крутить сальто - он крутил сальто. А я пела. Даже в школьном автобусе. Везде-везде. Всегда-всегда. Это было единственное, что я умела. В…
1968 – Родился Филип Ансельмо, американский рок-музыкант, участник грув-метал-группы Pantera. В детстве решил поджечь свой дом, чтобы напугать маленькую сестру. Фил рассчитывал быстро потушить здание, однако ситуация вышла из под контроля и дом сгорел дотла. Так с тех пор и зажигает »»
Wallace DAVENPORT (1925)
Andrew HILL (1937)
Larry HALL (1941)
Mike LEANDER (1941)
William BROWN (1946)
Stanley CLARKE (1951)
Andy SCOTT (1951)
Hal LINDES (1953)
Святослав ЗАДЕРИЙ (1960)
Yngwie MALMSTEEN (1963)