Эма Джолли, она же Emika, появилась на радарах в 2011 году, как странный птенец лейбла Ninja Tune: пост-дабстеп в ее версии был источником вечного экзистенциального непокоя, сомнения и фатализма. Сама Эмика, заставшая становление жанра в Бристоле, впрочем, в числе своих вдохновителей называла персон, далеких от клубной музыки - от Рахманинова и Малера до экспериментальной аудиолаборатории BBC Radiophonic Workshop - и открыто говорила о своих композиторских амбициях. Амбиции за 4 года не только никуда не делись, но и стали катализатором больших перемен в жизни артистки. Через пару дней выходит ее третий альбом, а через две недели Эмика представит его в Москве и Петербурге - хороший повод вновь побеседовать с исполнительницей о насущном.
Звуки: В прошлый раз мы с вами говорили 3,5 года назад, перед вашим первым приездом в Москву, и за это время вы, мягко говоря, много всего успели натворить. Давайте подытожим: вы играете техно в клубах, вы выпустили альбом фортепианных этюдов ("Klavirni") и готовите песенный сольник, на котором и не техно, и не фортепианные этюды. И еще при этом занимаетесь делами собственного лейбла. Как у вас все это получается?
Эмика: А у меня просто выхода другого не было. Когда ты остаешься без лейбла и без денег, гораздо легче заставить себя вкалывать и не спать по ночам. Не знаю, я сама это еще не осмыслила до конца. Но главное, что мне по-прежнему интересна музыка. Мне все время мало музыки, я постоянно думаю о том, что могла бы сделать больше.
Вспомним великих композиторов прошлого - они ведь писали куда больше музыки, чем сегодня пишем мы. В разы больше. Это сейчас люди делают один трек и говорят: "Круто, я молодец!". А мне скорее хочется ассоциировать себя с теми, очень продуктивными гениями из прошлого (смеется). Смотришь биографию человека, и там обязательно обнаружится какая-нибудь чудовищная война. И вот в такие неспокойные времена они умудрялись на-гора выдавать музыку... Но постойте, мы не слишком увлеклись историей искусства для ответа на первый вопрос? (смеется)
Звуки: Похоже, что это вы и имеете в виду в строчке "I love life too much" из новой песни (см. ниже). Но серьезно, как часто вам приходилось сожалеть о том, что в сутках только 24 часа?
Эмика: Да, это ужасно. И знаете, это ненормально, наверное, но я обнаружила, что мне легче работается в тихие часы, когда я устаю. Тело уже не слушается, а мозг продолжает накачивать идеями. Пожалуй, это и называется трудоголизмом. Ну что сказать, судьба у меня такая (смеется). Даже когда выдается свободное время, я все равно держу в голове планы на будущее. Человек-органайзер.
Звуки: Давайте замолвил слово о вашем альбоме, вы ведь с ним в Москву приезжаете. "DREI", как я понял из ваших слов, больше похож на дневниковые записи, нежели на некий отстраненный концепт.
Эмика: Нет, это точно не дневник, хотя альбом в каком-то смысле биографический. Он о месте женщины в современном мире, о том, что значит быть независимым артистом. В прошлом году я перестала работать с прежним лейблом (Ninja Tune - прим. Звуков), с прежним менеджментом, просто обрубила все старые связи и ушла. И это было так здорово, 24 часа чистого адреналина каждый день. Полная свобода, никто больше не говорил мне не делать того-то и не ходить туда-то. Поначалу было жутковато, но мне это было необходимо, потому что я - артист. И мне сразу же захотелось сделать альбом, а потом я одернула себя. Знаете это чувство, когда и хочется, и колется? В итоге, именно этому моему опыту посвящены песни на "DREI": каково это - вдруг получить абсолютную свободу. Что ты будешь с нем делать? Концепт не концепт, но в этом был определенный вызов. И может быть, это своего рода дневник, все-таки альбом документирует несколько недель моей жизни. Я тогда вернулась из Китая, и из-за смены часовых поясов просыпалась очень рано и старалась заполнить весь свой день.
А, да, альбом называется "DREI", потому что целиком записан в Берлине. Прошлый назывался "DVA", потому что был навеян Восточной Европой. В то время я пыталась разобраться со своими чешскими корнями, с этой частью моей личности. А в этот раз был Берлин - с его вечеринками, с моими друзьями, живущими там, моей студией. И моей свободой!
Звуки: Про Восточную Европу я тоже хотел спросить. Большинство артистов, которых я знаю, за вдохновением едут в Азию, в Скандинавию, в Лондон с Нью-Йорком, но почти никогда - в Польшу или Чехию. А вы до сих пор работаете с людьми искусства из Восточной Европы. Там какое-то секретное сообщество, о котором нам всем стоит знать?
Эмика: Хороший вопрос! (смеется) Не знаю, наверное, мне от матери передался этот интерес, она же родом из Чехии. (задумывается) На самом деле, у Восточной Европы огромная, многовековая история, огромный культурный багаж, и в том числе - влияние на развитие электронной музыке, что меня интересует в первую очередь. Это артистическая аура, которая, может быть, не всегда заметна, но она никогда не исчезала.
Emika
13 мая - Санкт-Петербург, клуб "Космонавт"
14 мая - Москва, клуб RED
1924 – Родился Чет Эткинс (настоящее имя - Chester Burton Atkins) - знаменитый гитарист, композитор и продюсер. В конце 50-х руководил знаменитой рекорд-студией RCA. Чет записал более 30 сольных альбомов. В 1973-м году включен в Зал музыкальной славы »»
1942 – В Калифорнии родился Брайан Уилсон - старший из братьев Уилсонов, главный автор серф-хитов The Beach Boys. И папа Wilson Phillips »»
1969 – Дэвид Боуи выпустил сингл "Space Oddity", написанный под впечатлением от "Космической одиссеи 2001" Стэнли Кубрика. Трэк достиг 1 строчки британского чарта лишь после переиздания в 1975 году и до сих пор считается одной из самых лучших работ исполнителя. Главный герой песни, вымышленный космонавт… »»
Chet ATKINS (1924)
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1932)
Николай Николаевич ДРОЗДОВ (1937)
Bob PORTER (1940)
Brian WILSON (1942)
Lionel RICHIE (1949)
Peter Laurence GORDON (1951)
Cyndi LAUPER (1953)
Chris CORNELL (1964)
Twiggy RAMIREZ (1971)