Прошлогодние гастроли
Горана Бреговича стали сенсацией. Отчеты об этом концерте не смогли
передать и сотой доли восторга и воодушевления, что царили на концерте. Однако
испытать их довелось немногим: зал Театра Моссовета просто не вместил всех
желающих. И вот - радость: вняв пожеланиям трудящихся, организаторы вновь
пригласили Бреговича и его Свадебный и Похоронный Оркестр в Москву. 6
апреля концерт состоится в зале Театра им. Моссовета. Как и в прошлый раз,
он будет проходить при участии
Познанского струнного оркестра (Польша)
Женского Вокального квартета Болгарские Голоса (София)
Мужского хора Пересвет (Москва)
Что нужно знать о Бреговиче человеку, который никогда не слышал его музыку?
Он приручил Игги Попа и озвучил Кустурицу
Горан Брегович - автор легендарных саундтреков к фильмам Эмира
Кустурицы. Всемирная популярность пришла к Бреговичу в 1989 году, после того,
как фильм "Время Цыган" с его саундтреком получил приз за лучшую режисуру на
Кинофестивале в Каннах.
Мир знает множество тандемов, состоящих из очаровательных
проходимцев, и как правило, все они распадаются в тот момент, когда герои
наиболее близки к достижению своей цели. Остап Бендер и Киса Воробьянинов,
"Трест, который лопнул", Брегович и Кустурица - кажется, счастье было так
возможно, но в последний момент происходит непоправимое, и герои пускаются в
свободное плавание...
Однако творческий союз двух югославских космополитов
распался, дав жизнь новым успешным проектам:
Кустурица вспомнил, что когда-то он считал себя в первую очеред музыкантом, и
приезжает в Россию в составе своего маловразумительного No Smoking
Orchestra - а Горан Брегович, слава Богу, не начал снимать кино.
Наиболее популярная работа Бреговича - его саундтрек к фильму "Arizona Dream".
Песни с него торчат в ротации всех радиостанций: "Get The Money", "TV Screen",
а главное - "In The Death Car" - любят во всем мире. Нам всегда было интересно,
как получилось, что для записи самого великого
санудтрека всех времен и народов Брегович выбрал именно Игги Попа. Ответ обескураживает:
Горан Брегович : - Я не приглашал его специально для записи. Вообще
это получилось совершенно случайно. Видимо, он был большим фанатом цыганской
музыки, потому что однажды, узнав чуть ли не из газеты о том, что я записываю
саундтрек к фильму, он просто пришел на репитицию, напялил на голову тыкву и в
таком виде спел God Bless Ameriсa. Кажется, даже запись сохранилась. Он
ее спел прямо так, с тыковй на голове, и это был прекрасный момент.
Работать с Игги было просто: он такой же расслабленный
человек, как и я, но он
плохо соотносится с тем публичным образом, который у него сложился. Он нам
сразу предложил: "давайте не будем записываться в этой студии, где
звукорежиссер курит косяки, давайте лучше пойдем в студии Филиппа Гласса".
Надо сказать, сербскому композитору такой
финг ушами не только
добавил популярности, но и обеспечил пониженную сопротивляемость других звезд: с
ним записывались Ofra Haza, польская красотка Kayah, Scott Walker,
а также "большая мама" Cesaria Evora.
Брегович снискал славу одного из самых успешных европейских композиторов. Он
написал музыку к французскому блокбастеру "Королева Марго", к фильму Раду
Микаэляну "Поезд Жизни", а кроме того, продолжил сотрудничество с Кустурицей,
сочинив музыку к таким фильмам, как "Подполье" (фильм "Underground" получил
Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах в 1995 г). Эта музыка произвела настоящую
сенсацию на европейской сцене и упрочила позиции Бреговича как композитора.
Он поет за всю Сербию
Брегович - вовсе не "безродный космополит, коверкающий народную музыку",
каковым его пытаются изобразить во
всех исследованиях. Просто его страна - довольно разрозненный в геополитическом
отношении участок мира.
Горан Брегович: - "Я родился в Сараево - это центральная часть
Югославии, к сожалению, печально
известная. Югославию несложно представить себе в виде какого-нибудь
Франкенштейна: она состоит из различных частей, которые по отдельности
вполне хороши, но, будучи составленными вместе, не дают ничего хорошего. Наша
музыка никогда не имела собственного облика. Музыка в южной части Югославии
находится под влиянием Италии, на Севере - под влиянием Венгрии. Наши соседи,
Румыния, Болгария и Греция - это страны с ярко выраженной музыкальной
традицией, и она также проникает в нашу музыку. Так что тот факт, что я родился
в Сараево, означает, что я закормлен эклектикой,- произведением этого самого
Франкенштейна. Думаю, что моя музыка - того же типа".
- Как Вы считаете, удастся ли Югославии очистить свою музыку от тех влияний, о
которых Вы говорите?
Горан Брегович: Трудно говорить о будущем - каждый любит свои
традиции, и
старается держаться их. За некоторые - даже излишне сильно. Впрочем, для
некоторых музыка - это лишь то, что они слышат по MTV, а кто-то слушает музыку
только из приемника в автобусе или поет хором за столом. Разница между этими
типами слушания - та же,
что и разница между едой в Макдональдсе и в корчме.
Брегович постоянно подчеркивает свое уважение к народной музыке и исполнителям
фолка и много с ними работает. Недавно он рассказывал: "Десять лет назад меня пригласили в Нью-Йорк
на MTV
Awards. Там выступало много людей, все с гитарами, шумные такие, и это было
очень утомительно. А потом вдруг вышла Офра Хаза. Она была одета в национальный
арабский костюм и пела древнюю йеменскую песню. Я был реально потрясен. Это
выглядело так прекрасно: женщина, которая опирается на свою музыкальную
традицию. Очень маленькую, по мировым меркам, традицию, но - свою. Любой
серьезный композитор - от Шопена до Стравинского - опирался на традицию. И
заметьте, что происходит: любая интересная национальная музыка сразу становится
известной везде. Будь то Нусрат Фатех Али-Хан или Арво Пярт - они
происходят из
разных стран, но их слушают во всем мире."
- В чем состоит для Вас основная разница между той музыкой, которую Вы играли в
начале своей музыкальной карьеры и той, что Вы играете сейчас?
Горан Брегович: Музыка, которую я играл в группе Bijelo Dugme
("Белая пуговица".- прим. авт.), была, скорее, юношеской формой протеста
против всего, что нас тогда "раздражало". Это нельзя назвать чем-то серьезным.
Во всяком случае, я бы не делал равенства между тем, из каких соображений я
играл тогда, и тем, из каких соображений играю сейчас.
(в другом интервью композитор как-то обмолвился: "Я записал свою первую
пластинку, когда
учился на последнем курсе университета, на философском факультете. Если сейчас
послушать эту музыку, там нет ничего, кроме моего тогдашнего отвращения к
профессорам философии. Абсолютно дурацкая музыка. Зато мы были страшно
популярны в Югославии.")
Война в Югославии изменила и разрушила привычный ход событий - и она же стала
тем катализатором, который превратил музыку Бреговича и фильмы Кустурицы в
своеобразные манифесты. Любая форма искусства из этого региона воспринимается
как форма протеста - и это во многом заставляет Бреговича отойти от своего
привычного "хулиганства" в пользу более серьезных и продуманных вещей. Его
искусство стало концептуальным не потому, что Брегович "выдумал" какую-то
концепцию, а потому, что в той кулдьтурной обстановке, в которой ему пришлось
работать, иным оно стать не могло.
Горан Брегович: Я уехал к себе домой, просто отдыхал, гулял, ходил на рыбалку. А потом Кустурица предложил мне писать музыку к фильмам, и я работал как сумасшедший. Война началась, когда мы делали "Сны Аризоны". И я вдруг обнаружил, что у меня нет денег, мои банковские счета заморожены, мой дом в Сараево занят военными. И мне пришлось очень много работать. Но это было в каком-то смысле счастьем, поскольку я получал деньги за то, чем с удовольствием занимался бы и бесплатно. А потом я приехал как-то в Рим и услышал, как мою музыку играют симфонические музыканты. Я в первый раз понял, что так бывает, что можно играть эту музыку без усилителей, безо всех этих смешных рок-н-ролльных вещей. Я начал выступать с большими симфоническими составами - там по сто человек было на сцене. А потом постепенно собрались мои музыканты, и вот - я здесь, со своим The Wedding & Funeral Band."
Его время - время цыган
Цыганская музыка и сербский нонконформизм - взрывоопасная смесь, заставившая
Европу вновь обратить внимание на феномен цыганской культуры. В последний раз
"моду на цыган" Европа переживала на рубеже 19 и 20 века, и мода эта шла из
России. Новый виток "цыганщины" порожден именно Бреговичем.
Чем отличаются сербские цыгане от наших? - Практически ничем: они так же
свободолюбивы и
красивы, разве что умеют играть и петь в "диких" размерах: 7/8, 11/8. Цыгане
всегда были
открыты любым влияниям, однако не всякую идею, и уж тем более не всякую музыку,
готовы принять: скорее, они склонны к ассимиляции всего и вся.
Горан Брегович: Название моего оркестра объясняется просто: это
действительно орекстр, игравший некогда на свадьбах и похоронах. Траурные марши
и веселые песни. Ансамбль состоит из сербских цыган и нескольких сербов. Это
уже многое объясняет...
Говоря о цыганской умзыке, композитор не скрывает восхищения: "На Балканах
существуют две старейшие музыкальные
традиции: религиозная и
военная музыка. И большое счастье, что во все эти вещи в какой-то момент были
вовлечены цыгане. Традиция духовых оркестров - она, разумеется, идет от
военных. И так повелось, что в военные оркестры часто приглашали цыган - просто
они могли быстрее других научиться играть на инструментах. И когда эта музыка,
которая должна заставлять людей идти на смерть, попала к цыганам, она сразу
стала немного другой. У цыган нет дисциплины. Ты предлагаешь им мелодию, даешь
какие-то указания, а дальше они все делают по-своему. Они просто не способны
думать о чем-либо как о вещах, заслуживающих уважения. Это связано с отношением
цыган к Богу. У них нет религии - в христианском или мусульманском смысле
слова. Они слишком горды, чтобы преклоняться перед Богом. У них с Богом прямые
отношения. Так вот, даже военные марши, когда их играют цыгане, становятся
чем-то веселым и танцевальным. И эти военные оркестры стали играть на свадьбах
и на похоронах, и очень часто у нас на свадьбах звучит та же музыка, что и на
похоронах. Даже в музыке - все тот же жизненный круговорот."
Музыку Горана Бреговича вы можете услышать и на Звуках.
Его альбомы пользуются популярностью не только в оффлайне, но и среди наших полсетителей.
Music For Films
Songbook
При создании этого материала использованы фрагменты интервью, данных Гораном Бреговичем журналу "Афиша" (04.2001) и корреспонденту Звуков.Ру (2001-2002).
1685 – Родился Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Считается величайшим композитором в истории музыки. Бах - единственный композитор, чьи произведения известны ста процентам населения земного шара »»
1839 – Родился Модест Петрович Мусоргский - русский композитор, член "Могучей кучки". В музыкальном творчестве Мусоргского нашли очень оригинальное и яркое выражение русские национальные черты »»
1946 – Родился Рэй Дорсет - британский певец, гитарист и автор песен, наибольшую известность получивший как фронтмен Mungo Jerry. Дорсет - автор самых известных песен группы, в числе которых - хит-синглы "In the Summertime", "Baby Jump" и другие »»
1950 – Родился Роджер Ходжсон - британский певец и музыкант, один из основателей Supertramp. Он легко узнаваем по высокому звонкому голосу, который стал визитной карточкой группы. Тексты Ходжсона проникнуты душевными переживаниями и затрагивают философские темы. Фанатами ему дано имя Мистер Супертрэмп »»
1969 – Led Zeppelin появляются в первый и последний раз в передаче британского телевидения "How It Is". Участники группы не раз вспоминали этот эпизод как казус »»
Александр Николаевич ВЕРТИНСКИЙ
Rose STONE (1945)
Roger HODGSON (1950)