ХИТ-КОНСТРУКТОР, Часть 2.
У каждого автора песен бывают моменты, когда вдохновение
покидает его. Ничего
страшного. Сочинение песен - такое же ремесло, как и многие другие профессии.
Написание песен - вовсе не какое-то тайное знание. Вы можете - и должны -
совершенствовать и улучшать это умение, как и любое другое: вокал, игру на
музыкальном инструменте, аранжировки.
Конечно, вдохновение необходимо. Оно должно дать вам начальный
толчок к творчеству. Но если свежие идеи не торопятся посетить вашу голову,
можно "технические" способы стимуляции воображения. Они помогут вам сдвинуться с места, когда вдохновение пропало.
Об этих способах и пойдёт речь.
Допустим, у вас уже есть часть текста, мелодии и примерная гармония. Попробуйте
проиграть все аккорды или какой-то фрагмент в обратной последовательности.
Можно в этой гармонии попытаться увеличивать длительность каждого аккорда в
отдельности. Или уменьшать. Заменять каждый аккорд по очереди каким-то совсем случайным.
Если вы обычно сочиняете за клавишным инструментом-попробуйте проиграть всё на
гитаре. Сыграйте гармонию и мелодию в разных тональностях, в "открытых" и
"закрытых" позициях, с каподастром, в разных частях грифа, в другом строе. Так
вы получите мысли о развитии мелодии и гармонии.
И наоборот, если вы
сочиняете на гитаре -сядьте за клавиши. Некоторые западные авторы специально
стараются сочинять куплет за фортепиано, а припев - на гитаре. Это также
поможет вам, когда вы задумаетесь об аранжировках.
Попытайтесь сыграть мелодию в другом размере. Если ваша песня в размере 4/4,
сыграйте её на 3/4, и так далее.
Самодисциплина
Возьмите чистый лист бумаги. Закрепите его на видном
месте, положите рядом
ручку. Как только появляются какие-то идеи - сразу записывайте.
Носите с собой блокнот. Мадонна, например,
использует диктофон. Все
мелодии и стихи, которые приходят ей в голову, она сразу наговаривает на
плёнку. А Рюити Сакамото говорит, что самое
главное - не забывать класть
в карман ручку, потому что записать пришедшие в голову ноты и тексты можно в
этом случае на чем угодно.
Интересная фраза или мелодия может прийти в голову в самом неожиданном месте и в любое время. Однако если вы запишете ее где-то на клочке бумаги, он может потеряться. Джон Леннон всегда, когда дома что-нибудь наигрывал на гитаре, включал магнитофон на запись. После его смерти Йоко Оно нашла несколько сотен кассет таких черновых записей, рассованных по всей квартире-в ванной, в шкафах, в туалете. Эдди ВанХален говорил, что идея игры на гитаре тэппингом пришла ему в голову, когда он принимал душ. Многие песни рождаются на репетициях совершенно неожиданно, из случайной фразы или нескольких аккордов.
Слушайте песни, которые стали классикой. Подумайте: почему их слушают до сих
пор?
Проанализируйте структуру песни, все находки авторов и аранжировщиков. Эти
идеи могут сработать ещё много раз - и работают! Это не плагиат, это-учёба. Режиссёры
фильмов так же берут чужие находки и эксплуатируют их десятилетиями. Потом
говорят: "Классический приём!"
Напишите другой текст к вашей любимой песне. Или мелодию
к другому тексту. Или
песню к фильму. Как насчёт того, чтобы написать новую песню к "Титанику?"
Если ваши песни отличаются разнообразием аккордов, напишите песню на 3-4 аккорда. И наоборот,- вместо 3 аккордов используйте 6-8.
Если вы хотите написать песню о чём-то, но не знаете, с чего начать-используйте ассоциации. Просто сядьте с листом бумаги и пишите всё, что придёт вам в голову. Потом из этого "потока сознания" уберёте всё лишнее.
Многие авторы не хотят напрягаться, чтобы сделать текст песни рифмованным. И
напрасно. Да, есть хорошие песни, где текст "белый". Но хорошо организованный
рифмованный текст запоминается гораздо легче. Однако если вы чувствуете, что с
текстом проблема - просто отложите его на несколько дней. Потом вернётесь.
Попробуйте
использовать другой стихотворный размер. Если вы сочиняете на английском языке,
используйте словари и поисковые системы рифм. Их можно найти по адресам:
http://www.rhymezone.com ,
http://rhyme.lycos.com,
http://www.togethersoftware.com/search.asp,
http://www.thesaurus.com,
http://www.m-w.com/cgi-bin/thesaurus,
http://www.wordmyth.net,
http://www.yourdictionary.com/diction1.html.
Не все они одинаково хороши. Некоторые словари составлены на основе старых
бумажных словарей и не включают в себя многие современные слова. Но всё равно
они будут вам полезны - хотя бы для того, чтобы перестать писать по старым шаблонам.
Спой, Вася!
Чтобы разнообразить вокал, развивайте его линию. Если у вас в мелодии есть долгая выдержанная нота, подумайте: что можно спеть или сыграть в этом месте? Может быть вторым голосом какую-то короткую фразу? Речитатив? Гитарный рифф? Несколько аккордов? Сбивку барабанов? Это та область, где творчество автора песни и аранжировщика - почти одно и то же.
Используйте современные технологии. Многие - даже самые дешёвые
синтезаторы - имеют функцию "автоаккомпанемент".
Проиграйте вашу песню в разных
стилях. Это даст вам новые идеи.
Каждый автор знает, что коммерчески успешная песня
должна иметь какую-то
"фишку". (Психологи сказали бы - "якорь"). В идеальном случае - несколько. Это
может быть что угодно: "мяукающая" манера пения, нестандартная фраза, цитата ("либэ-либэ,
аморэ-аморэ", "гибралтар-лабрадор"'), инструментальный рифф, тембр
инструментов, неожиданная гармония и т.д. Эта "фишка" должна захватывать и
удерживать интерес слушателя. Стремление выделить и подчеркнуть ее может стать
исходной точкой при создании аранжировки. Например, в песне Курта
Вайля "Мэкки-Нож" (классика джаза) - очень длинный текст. В традиционной
аранжировке каждый куплет звучит на полтона выше. Но так как мелодия не велика
по диапазону, то это не вызывает трудностей у исполнителей.
Делайте куплет и припев различными по организации. Если у вас в куплете длинные слова, то в припеве используйте более короткие. И наоборот. Если куплет в миноре - попробуйте сделать припев в мажоре. Части песен могут существенно отличаться друг от друга.
Друзья, прекрасен наш союз...
Подумайте о работе с соавтором. В истории много примеров плодотворного
сотрудничества: братья Джордж и Айра Гершвины (авторы множества
теперь уже
классических джазовых песен), Пол Саймон и Арт Гарфанкел
(известнейший в 60-е
годы американский фолк-рок дуэт), Лайбер и Столлер (сочинившие
множество хитов для
Фрэнка Синатры), Андерсон и Ульвеус (ABBA), ну и
Леннон-Маккартни, конечно же. Другой
человек может увидеть ваши идеи в неожиданном свете, придумать что-то, что
никогда не пришло бы вам в голову. Кому-то легче даётся сочинение мелодии, а кому-то-текста.
Есть ещё такой психологический момент. Если человек сочиняет для себя, он
подсознательно сочиняет только то, что может исполнить сам. Если он сочиняет
для кого-то, он меньше скован рамками.
Сочиняйте, чем больше-тем лучше. Даже Леннон и Маккартни до того, как
прославиться, написали несколько десятков песен.
В конце концов, можно использовать метод "мозгового штурма". Вы знаете, как выбирают Римского Папу? Собираются все кардиналы. Охрана закрывает их в одну комнату и не выпускает никуда - даже в туалет! - пока новый Папа не будет избран из их числа. Перспективный метод сочинения песен в группе, не так ли? ;-)
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)