Многие из нас знакомы с Олегом Гаркушей -
безумным долговязым шоуменом
АукцЫона. Но еще никто не знает, каков из Гаркунделя писатель. 2 февраля
нам представится возможность это узнать: в ОГИ будет презентован двухтомник
"Мальчик как Мальчик", вышедший из-под пера enfant terrible русской рок-сцены.
Сам Гаркуша последние несколько лет является активным поборником здорового
образа жизни и регулярно присутствует на мероприятиях, организуемых "Домом на
горе" - известным питерским учреждением, в котором обретают новый смысл жизни
люди, зависимые от наркотиков и алкоголя. На этом мероприятии мы его и застали.
Однако разговор с Олегом, приводимый ниже, затронул темы, далекие от
литературы, алкоголизма и наркомании.
Начали мы с самого громкого, пожалуй, события прошлой недели - закрытия ТВ-6:
Звуки.Ru: - Твое отношение к этим событиям?
Гаркундель: - Ну, если что-то происходит, значит, это кому-то нужно. А
если так надо, значит, так и должно быть. Было ТВ-6, значит, будет ТВ-7, ТВ-8 -
неважно, люди без работы не останутся. Возможно, какая-то часть отсечется,- но
профессионалы, которых, я думаю, на ТВ-6 немало, невостребованными не
останутся. Что же касается того, хороший это был канал или нет,- то я лично не
вижу ни одного канала, который был бы достаточно интересен для нормально
образованного, интеллигентного человека, ну, разве что "Культура".
Звуки.Ru: - Не кажется ли тебе, что после закрытия "Программы "А",
"Живой коллекции", "Антропологии",- а теперь еще и 'Земли-Воздуха' на ТВ-6 на
нашем телевидении практически исчезают живые концерты в прямом эфире?
Гаркундель: - Почему? Есть шоу Кирилла Кальяна на "Дарьял-ТВ", там
бывают живые концерты. Я их смотрю с удовольствием.
Звуки.Ru: - Ну, этот канал не везде можно увидеть. Я имею в виду
общероссийские эфиры.
Гаркундель: - Ну, ты же понимаешь это прекрасно. Кто из рок-н-ролльных
музыкантов будет платить за то, чтобы его показали по центральному каналу? Если
взять того же Крутого, и иже с ним, то они же банально проплачивают то эфирное
время, в которое показываются их программы.
Звуки.Ru: - Не думаешь ли ты, что в этой ситуации рок-н-ролл вскоре
вообще исчезнет с телевизионных экранов?
Гаркундель: - В том-то и дело, что исчезнет. Потому что у
рок-н-ролльщиков, у настоящих ( я не имею в виду группы, как Сплин, Би-2,
Земфира и иже с ними - это группы другого эшелона) - у них, может быть, и
есть такая возможность, но им особо этого даже и не надо. Вот, например, группе
АукцЫон, появляться каждодневно через рекламу в телеэфире не требуется.
Но передача, которая бы рассказывала о рок-музыке, нужна несомненно. Не о
"попсовой" рок-эстраде, а именно о рок-музыке! О молодых группах и т. д. -
такая передача должна быть. Но она не может сейчас существовать, потому что
денег-то нет! Кто даст денег на рок-н-ролл? Сами исполнители не дадут, потому
что у них нет денег.
Звуки.Ru: - Тогда получается замкнутый круг?
Гаркундель: - Да, именно так и получается. Замкнутый круг!
Звуки.Ru: - А какой же тогда может быть из этого выход?
Гаркундель: - Выход - оптимистически подходить к этому делу. Вот раньше
все было совсем по-другому. У нас в Питере были программы "Поп-антенна",
"Калейдоскоп", где просто показывались все рок-н-ролльные группы. Дело доходило
до того, что некоторые группы умудрялись на ленинградском телевидении снимать
достаточно большое количество клипов. НОМы, по-моему, штук двадцать так
сняли. Я не знаю, откуда брались деньги, но откуда-то они брались тогда, и были
передачи, в которых эти группы участвовали. И АукцЫон тоже часто приглашали на телевидение.
Звуки.Ru: - Помнится, это продолжалось так где-то до 98-го года...
Гаркундель: - Ну, да. Значит, тогда были какие-то определенные деньги,
которые давались на то, чтобы эта музыка была.
Звуки.Ru: - Многие считают, что если устраивается какой-то грандиозный
концерт или шоу, например, как "Мир N 0" ДДТ,- значит, это все
проплачено бандитами - друзьями Шевчука. То есть люди думают, если у
рок-н-ролльщика есть деньги, значит, обязательно он водит дружбу с какими-то
богатыми бандитами.
Гаркундель: - Понимаешь, обыватель многого не
понимает. То есть он
думает, видя меня по телевизору или читая обо мне в газетах или журналах, что
я просто "золотой" - у меня машина, квартира и т. д.! Но это не так! У меня нет
ни квартиры, ни машины, ни огромадных денег. Это я говорю абсолютно честно, но
обыватель-то этого не знает! Он читает, что Олег Гаркуша - звезда, и думает,
что у меня все есть.
Звуки.Ru: - Ну, у того же Шевчука-то это есть?..
Гаркундель: - Это сейчас! А лет десять-пятнадцать назад ничего не было
тоже. Даже комнаты в коммуналке не было. Просто каждый творческий человек идет
целенаправленно к осуществлению своей мечты. Мечта может быть "бытовая" -
квартира, машина и т. п., и может быть "бытовая" + еще запись альбомов и
концертная деятельность и т. д.
У нас можно по пальцам пересчитать рок-н-ролльные группы, которые не
зависят сейчас от теле- и радиоэфиров. Это, на мой взгляд, Аквариум, Алиса,
ДДТ, АукцЫон,- ну, и еще какие-то, может быть. Вот они есть, они записаны
давно и непонятно кем в разряд "культовых" - и все! Практически каждый знает,
что такая группа есть. Может быть, вообще эти эфиры-то и не нужны, потому что,
например, в свое время "начинающие" группы Сплин и Би-2 потихонечку были-были,
а сейчас, при всем моем глубоком к ним уважении, слишком часто появляются на
экране, и это, мягко говоря, уже не то, уже вызывает некоторое неприятие.
Звуки.Ru: - Тогда возникает такой вопрос. Ведь всем, кого ты ранее
перечислил, уже далеко за сорок, еще лет пять-десять - и надо уходить. А что же
дальше? Кто будет за вами? "Где та молодая шпана..."? Она есть, или
дальше будет развиваться только так называемый "рокапопс"?
Гаркундель: - Я скажу такую вещь. В последнее время я часто присутствую
в составе различных жюри, организую какие-то фестивали и т. д. Групп различных
- безумное количество! Среди этих групп примерно штук 200 более-менее регулярно
концертируют. Допустим, групп 10 очень хорошие, и где-то 2-3 - очень-очень
хорошие... ну и что? Они все умеют играть, у них отличные тексты, есть лидеры,
но в лучшем случае они издадут свою песню в каком-то сборнике - раз! Запишут, к
примеру, на "Добролете" альбом - два! И все! А кто будет им делать концерты? А
кто будет их продюсировать, вкладывать в них деньги?
Сейчас немножко все по-другому. Раньше, когда группы начинали, они сами
себя делали, по большому счету. "Слабый" уходил, и об этих группах забывали.
"Сильный" оставался и своими силами продолжал работать и добиваться успеха.
Сейчас молодым командам не так просто: или напористо идти вперед, или банально
искать человека с деньгами, который их будет раскручивать. Но тут опять
возникает двоякость ситуации, поскольку человек не будет просто так вкладывать
деньги - он захочет эти деньги "отбить". Мол, "мы заключим с вами такой
простенький договорец лет на пять, а там посмотрим". И группа начинает зависеть
от этого человека. Он начинает с них высчитывать деньги, совать их во всяческие
"сборные солянки" с популярными попсовыми исполнителями... Может быть, на
мировом уровне это нормально! Вот, к примеру, U-2 и Бритни Спирс
получают рядышком призы - для них это вообще "по барабану"! Они занимаются
шоу-бизнесом, и для них это нормально! У нас - другая ситуация.
Вот недавно
видел афишу какого-то концерта в "Ледовом", где одна попсня, и среди них -
Би-2, Сплин, Чичерина. Вполне возможно, что именно так и должно быть. Допускаю
даже, что все выступали на "живом" звуке. Но для меня это -?..
Звуки.Ru: - Если сравнивать вас, когда вы начинали, и нынешних - кому
легче было? Когда запрещали и никуда не пускали - или теперь, когда есть
возможность выступать во многих клубах, только для этого нужны деньги?
Гаркундель: - Да, у нас не было клубов, а сейчас их великое множество.
Но практически ни один клуб не возьмет не известную никому группу.
Звуки.Ru: - Но их, по крайней мере, не арестовывают за то, что они
играют рок-музыку?..
Гаркундель: - Их не арестовывают, да! Но, чтобы сыграть хотя бы один
концерт, нужно иметь какую-то репутацию. Клубы должны приносить определенную
прибыль. А если получается так, как у меня было в клубе "Гаркундель", когда
выступали группы, абсолютно никому не известные, и приходило от 5 до 15 человек
- друзья этой группы или те, кто просто зашел пива попить. Ну и что? А ведь эти
неизвестные группы могут через несколько лет стать популярными?..
Звуки.Ru: - Как и случилось с Королем и Шутом, Пилотом и другими...
Гаркундель: - Да! Но опять же, тот же "КиШ" шел к своей популярности 10
лет, 'Ночные снайперы' - 4 года, Пилот - где-то около 5 лет. Все равно нужно
время, чтобы "засветиться" по-настоящему. Чтобы кассета с твоей записью попала,
образно говоря, на стол к Мише Козыреву, попала опять же под его
"настроение" и ему понравилась, чтобы так: "О! Это моя любимая группа!"
С одной песней! А все остальные песни-то - говно! Одна песня кайфовая, а все
остальные - говно, разве это группа? У группы должно быть, по крайней мере, 99
% песен хороших! Ну, хотя бы 70...
Звуки.Ru: - Когда вы начинали, то для вас это были просто занятия
творчеством, способ выражения своих мыслей. А много ли групп сейчас занимаются
музыкой ради творчества, или для них это, в первую очередь, способ
зарабатывания денег?
Гаркундель: - Где-то "50 на 50". Я как раз сталкивался в своем клубе с
этим: одни приходили и спрашивали "где наши деньги?", а другие - "нам бы
сыграть!" Есть люди, которые хотят просто показать себя, пусть и бесплатно, а
есть те, которые хотят за свою игру получать деньги. Но, милые мои, нужно лет
10 "потрубить", чтобы это заслужить, а потом уже можно претендовать на какие-то
дивиденды! К сожалению, сейчас много таких, которым только "Дай! Дай!" - и все.
Когда мы начинали - это было для нас, по большому счету, хобби. У нас у
всех были работы, и это было, скорее, клуб по интересам, "подростковый". Идешь
с работы, даже если устал - настроение замечательное, идешь на "репу", сидишь
там, переживаешь, мысли какие-то возникают! А сейчас подход у людей другой,
потому что они поняли, что можно играть на гитаре, да еще и деньги за это
получать. Как кайфово! И тебя еще все при этом любят - вообще супер! Правда, не
у всех это получается...(улыбается)
Звуки.Ru: - И последнее. Как ты думаешь, будущее все-таки за
коммерциализацией русского рока, или останется какая-то часть "упертых", в
хорошем смысле, рок-музыкантов?
Гаркундель: - Опять же - "50 на 50". Часть останется непризнанными и
"нераскрученными", потому что нет у них такой возможности "раскрутится". И
будет такой талантливый человек "до седин" практически сидеть у себя на кухне и
играть свои безумно хорошие песни. А другую часть смогут раскрутить, и она
волей-неволей пойдет на те условия, которые ей будут предлагать, к сожалению.
Соблазн-то велик, и поэтому такие группы постепенно превращаются в некую
"рок-эстраду". Многие меняют даже свое музыкальное звучание: начинали с
какого-нибудь "злобного" панка, как те же "КиШ" и "Пилот", а потом становятся
более "приглаженными' - типа "и нашим, и вашим". То есть больше поют песни,
которые "катят" по радио и ТВ, потому что такие - злободневные, жесткие в
музыкальном плане - песни по ТВ "не катят". Все-таки большинство нашего народа
любит некоторую "приглаженность", ему эта "чернуха" на фиг не нужна!
Будем надеяться, кому-то она все-таки будет нужна.
Дата рождения:
23 февраля 1961
1894 – Родилась Бесси Смит — блюзовая певица и актриса. Многие музыканты считали ее величайшей блюзовой певицей всех времен. Джазовый гитарист Денни Баркер рассказывал, что во время выступления Бесси "в зале можно было услышать звук падающей булавки" »»
Richard DAVIS (1930)
Allan CLARKE (1942)
Dave EDMUNDS (1944)
Stewart Wooly WOLSTENHOLME (1947)
Mike CHAPMAN (1947)
Алла ПУГАЧЕВА (1949)
Sam BUSH (1952)