Если бы фильм Малика Бенджеллула "В поисках Шугармена" был игровым, его надо было бы запретить просто из любви к кино. Сопливейший голливудский сюжет, неубедительная игра с мифологией и массовым сознанием, музыка неуместного протеста, недокрученный детектив, сахарные потоки оптимизма. А он документальный.
Невозможно поверить, но все это действительно произошло: в конце 60-х — начале 70-х был такой рок-музыкант Сиксто Родригес (Sixto Rodriguez), жил в мрачном рабочем Детройте, выпустил два альбома. На его концерты мало кто приходил, альбомы не раскупались, и он исчез. На одном из концертов облил себя бензином и поджег. Нет, допел последнюю песню, достал из кармана пистолет и выстрелил себе в голову. Нет, растворился в сточных водах Детройта. Но страшная детройтская сказка на этом не закончилась: какая-то американка привезла альбом Родригеса своему любовнику в ЮАР. И оказалось, что "Блюз истеблишмента" или "Хотел бы я знать, сколько раз ты занималась сексом" — это песни мощнейшего, ураганного протеста, голос борьбы против апартеида. Альбом подпольно переписывали, переиздавали, эти песни запрещали, их знали наизусть, в ЮАР Родригес был популярнее Элвиса, хотя в Америке о нем все давно забыли. И вот в 90-е один южноафриканский музыкальный журналист захотел написать статью о том, как же все-таки на самом деле умер Родригес.
Дальше — детективная история с поиском наследников, расшифровка кодов в текстах песен, разговоры с экспертами и сентиментальные воспоминания музыкальных продюсеров пенсионного возраста. Автор действует неуклюже, он зачем-то разбавляет интервью мультфильмами, теряет сюжетные линии, слишком беспокоится о деньгах, не может свести концы с концами. Но сама жизнь музыканта Родригеса — это сюжет такой силы, что можно просто встать перед камерой и рассказать ее спокойным голосом и публика сойдет с ума и отдаст такому фильму все призы зрительских симпатий ("Шугармен" уже получил несколько).
Потому что это фильм о чуде. Два года назад, двадцать лет назад, пять тысяч лет назад вы что-то сказали и забыли; вы уверены, что на другом конце света на эти слова не молятся до сих пор?
Это фильм о параллельных вселенных. "Сколько пластинок Родригеса было продано в ЮАР?" — спрашивает автор у кого-то из южноафриканских музыкальных продюсеров. Тот мнется: "Ну-у, сложно сказать, ну, полмиллиона..." - "Сколько копий первого альбома Родригеса было продано в США?" И американский продюсер первого альбома Родригеса немедленно отвечает: "Шесть".
Это фильм о страсти. Если вы что-то любите, кричите об этом, только так вы увидите чудо. Но это и фильм о бесстрастии. Если вы что-то делаете, не ждите признания. Молчите. Делайте.
И еще это фильм обо всех живых, сильнейшее, почти религиозное переживание, фильм-рай, кино о мире, каким он должен быть. Каким? Вот, слушайте: Элвис похудел, живет в Мексике, делает сахарные черепа для туристов. Виктор Цой где-то в корейской котельной ворошит уголь, пишет роман, иногда дает квартирники для своих. Сергей Курехин водит сияющие корабли по черно-белому морю, играет подводную музыку. Егор Летов продолжает писать саундтрек к новейшим временам, долгая счастливая жизнь, такая долгая счастливая жизнь. Пушкин выжил, ест сушеную морошку, марает бумагу. Раз в полгода выходит на сцену, и его сметает рев ста тысяч фанатов: "Не мысля! Гордый! Свет! Забавить!" Следующее выступление послезавтра. Да, жив до сих пор.
Нет, смерти нет.
1977 – В Индианаполисе состоялся последний концерт Элвиса Пресли. "Король рок-н-ролла" скончался менее, чем через два месяца после этого события »»
Dave GRUSIN (1934)
Larry TAYLOR (1942)
Georgie FAME (1943)
Steve NARDELLA (1948)
Joey BARON (1955)
Chris ISAAK (1956)
Patty SMYTH (1957)
Вячеслав ПЕТКУН (1969)
GAROU (1972)