Московские гастроли Горана
Бреговича, по несправедливости, удалось увидеть и услышать только
людям
с хорошими финансовыми возможностями. В былое время народная музыка
в нашей стране насаждалась насильственно по первому каналу (песни и танцы
разных народов, гармоника и папуасы),
но предметом массового спроса не являлась.
Ныне же - не является оттого, что подается продюсерами как "музыка для
снобов". Набить под завязку зал Моссовета Бреговичу удалось без проблем.
Проблема в том, что он способен собрать пять таких залов...
Это жаль. Это невыразимо жаль, потому что это - действительно народная
музыка,
без фигни. Такая, какой ей и полагается быть: с веселым визгом, не
обремененная
укашательствами и не страдающая перфекционизмом, с блеском в глазах и с
такой гаммой настроений и стилей, какую снобы себе никогда не позволят.
Важная составляющая концерта - публике был показан не только спектр
музыкальных настроений и жанров,
но и (очень пафосно, но точно) славянства во всем его великолепии.
Идеальная
Восточная Европа, как ее себе представляли славянофилы,- где каждому
найдется
свое место и область деятельности.
Модель Идеальной Европы выглядит по Бреговичу так: академичные поляки
(Познанский струнный оркестр), насквозь фолковые, без примесей Болгарские
Голоса (фактически, только три солистки пловдивского состава), раскатистый
и
раздольный, словно Волга, московский мужской хор Пересвет, веселый и
разбитной "Свадебный и похоронный оркестр" (The Wedding and Funeral Band) под
управлением черного демона Радивоевича -
и сверху до кучи сам Брегович: в белом европейском платье и с электрогитарой.
Западные, южные и восточные
славяне встретились на одной сцене, чтобы повергнуть зрителей в шок.
Веселый калейдоскоп: галопом от "Сакраменто" до "Отче Наш", дважды спетый "на бис" Калашников (ноги сами в пляс идут), Горан Брегович в роли Игги Попа и болгарки в партиях цыган. Звучит совершенно непривычно (понятно, что болгарки, скажем, не акцентируют так, как мы это привыкли слышать на саундтреке Arizona Dream), но удивительно здорово: гармонично, цельно... почти халявно.
Легкость восприятия и исполнения - второй ключевой момент в понимании музыки Бреговича.
- Как вы расслабляетесь?
- А я просто не напрягаюсь.
Он играет так, что сразу становится понятно:
здесь не Занимаются Серьезной
Музыкой, просто несколько хороших людей встретились, чтобы поиграть в свое
удовольствие. Если рассматривать его в контексте World Music, Оркестр Свадеб и
Похорон попадает аккурат в нишу между Питером Габриелем и уличными
оркестрами.
Он хулиганит и не скрывает этого: Мне говорили, что в России к этому
относятся очень серьезно, но... даваайте попробуем: мы устроим Military
Action... сейчас будет вступление... барабаны, флейта... тра-та-та, потом
я
говорю "раз-два-три-четыре" - и вы все: ВПЕРЕД! Понятно? И-и-и...
Тра-та-та... раз-два-три-четыре...
зал: ВПЕРЕЕЕЕООООД!
...и он урезает "Калашникоффф". На бис. Дважды.
Музыка Бреговича иронична, под стать хозяину. Она умеет быть изысканной и
нежной: задушевный дуэт с Огняном Радивоевичем, акустический вариант Танго из
"Underground" звучали совершенно
неожиданно - и в этом тоже была своеобразная ирония.
Горану 50, и все эти годы он оттачивал свое непревзойденное мастерство
сердцееда. К концу концерта девицы висли на нем гроздьями и заваливали
цветами. Сравнения с играющим Кустурицей неуместны: для того, чтобы с такой же
легкостью "взять" зал, Кустурице нужно для начала элементарно научиться играть
и уверенно держаться на сцене. Там, где Кустурица устраивает целый
фейерверк, Бреговичу достаточно просто улыбнуться. Прекрасно, что Брегович
не пытается снимать кино.
Есть надежда что он еще приедет...
1947 – Родился британский барабанщик и прог-композитор Карл Палмер. Известен своим участием в группах The Crazy World of Arthur Brown, Atomic Rooster, Emerson, Lake and Palmer и Asia »»
1969 – В британском консульстве на Гибралтаре зарегистрирована женитьба Джона Леннона и японской художницы-авангардистки Йоко Оно »»
Александр ГОРОДНИЦКИЙ (1933)
Lee "Scratch" PERRY (1936)
Jerry REED (1937)
Tracy CHAPMAN (1964)
Alex KAPRANOS (1972)
Chester BENNINGTON (1976)