Когда в 1913 году итальянский композитор-авангардист Луиджи Руссоло опубликовал свой манифест "Искусство шума", он наверняка не мог предположить, что семьдесят лет спустя британская группа с таким же названием произведёт маленькую революцию в звукозаписи. И эта революция связана с именем Гэри Лэнгэна.
К 1983 году Лэнгэн (Gary Langan) уже не был новичком в звукозаписи. Восемнадцатилетний англичанин начинал ещё в середине 1970-х в качестве ассистента звукорежиссёра, участвовал в записи альбомов Queen “A Night at the Opera”, “A Day At The Races” и “News of the World”. Он сотрудничал с продюсером Тревором Хорном (Trevor Horn) в проектах Buggles, Dollar, ABC и путешествовал по миру с экс-менеджером Sex Pistols Мальколмом Маклареном (Malcolm McLaren), записывая экзотическую музыку разных народов для его сольного альбома “Duck Rock”.
В начале 1983 года Лэнгэн в качестве звукорежиссёра участвовал в записи диска "90125" группы Yes: "Я одиннадцать месяцев занимался этим альбомом Yes вместе с Тревором (Хорном). Как-то в четверг вечером, когда все уже разошлись по домам, у меня появилась идея сэмплировать ударную установку при помощи сэмплера Fairlight. Никто прежде такого не делал. Я сказал Джи-Джи (Джезалику), который был программистом у Тревора: "Слушай, никого нет. У нас есть Fairlight, барабаны Алана Уайта (Alan White), давай постучим по ним?! У него волосы встали дыбом. Всё началось с барабанов Yes и с Fairlight..
Лэнгэн и Джезалик сэмплировали ударную установку, вдобавок они высунули микрофон в окно и записали звук автомобиля "Фольксваген Гольф", заводившегося поблизости.
В те времена технологии сэмплирования ещё только зарождались. Никаких библиотек сэмплов не было и в помине, сам процесс был сложным и трудоёмким.
Лэнгэн: "Там (в Fairlight) был 8-битный процессор, можно было добавлять только полуторасекундный сэмпл, не более. И если вы что-то сэмплировали и потом воспроизводили, оно звучало иначе. Как будто он (сэмплер) делал что-то по-своему, это было здорово. В плане технологии это был оазис для гениев".
Первый опытный экземпляр цифрового сэмплера на базе операционной системы Motorola MDOS в 1979 году разработали австралийцы Питер Фогель (Peter Vogel) и Ким Райри (Kim Ryrie), но его звучание было не очень качественным. Фогель и Райри создали компанию Fairlight CMI, и в 1982 году в продаже появились улучшенные промышленные образцы сэмплера, однако цена устройства была заоблачно высокой – 20-25 тыс. фунтов стерлингов (около 100 тыс фунтов в нынешних ценах) в зависимости от модели и комплектации. Сложность была и в том, что сэмплер не имел привычных клавиш и выглядел как появившиеся незадолго до этого персональные компьютеры. Неудивительно, что эти технологии были не по карману обычным музыкантам, а непривычный интерфейс и сложность программирования отпугивали потенциальных клиентов.
Первыми покупателями сэмплеров Fairlight были Питер Гэбриэл (Peter Gabriel), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Стиви Уандер (Stevie Wonder) и Ник Роудс (Nick Rhodes) из группы Duran Duran. Впервые Fairlight прозвучал на альбомах Кейт Буш (Kate Bush) “Never For Ever” (1980) и Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) “Magnetic Fields” (1981), но это было лишь эпизодическое использование.
Вскоре после первых опытов Лэнгэна с сэмплером Тревор Хорн объявил, что создаёт свой собственный лейбл ZTT, но у него пока нет групп и исполнителей. Ещё через несколько дней Лэнгэн и Джезалик переписали сэмплы ударных и звук автомобиля на магнитофонную плёнку. Туда же дописали голос судьи с Уимблдонского теннисного турнира со словами "Прошу тишины" — эту фразу нашли в библиотеке записей BBC. Лэнгэн: "Это было просто чудачество, но было прикольно".
Материал послушал Хорн, аранжировщик Энни Дадли (Anne Dudley) сходу сочинила и спела что-то вроде мелодии, всё быстро свели — получилось нечто авангардное и экспериментальное. Так в феврале 1983 года появился студийный проект The Art Of Noise. Функции менеджера группы взял на себя бизнес-партнёр Хорна по лейблу ZTT журналист Пол Морли (Paul Morley).
Тот самый "Фольксваген" звучит в композиции "Close (To the Edit)”, а слова "инам, инам" — ни что иное, как прокрученные задом наперёд “money money” (деньги, деньги) в исполнении Джезалика.
Результат всем понравился, и с благословения Хорна Лэнгэн и Джезалик продолжили эксперименты с сэмплированием. Одновременно Хорн и Лэнгэн записывали для нового лейбла дебютный альбом группы Frankie Goes To Hollywood и заканчивали работу с Yes. Лэнгэн вспоминает: "В то время мы сэмплировали всё подряд, я и Джи-Джи. Тогда сэмплирование было новой технологией. Это сейчас она устарела, но тогда это было что-то особенное. И мы это делали. В те времена люди могли сэмплировать малый барабан или немного баса. Но мы хотели раздвинуть границы. Мы с Джи-Джи хотим сказать, что как будто рылись в чужих звуковых мусорных контейнерах. Как ворóны".
Одна из записей, состоявшая в основном из ударных, сперва называлась "Кантатой для стартера Фольксвагена", но в окончательной редакции получила название "Beat Box (Diversion One)".
Лэнгэн – о композиции A Time for Fear (Who’s Afraid): "Это началось с кубинского кризиса (противостояние между СССР и США, чуть было не приведшее к ядерной войне). Это запись Фиделя Кастро. Она дала вдохновение. Мы подумали, что было бы круто сэмплировать речь Кастро". Но вскоре группа подписала контракт с лейблом ZTT, один из пунктов которого гласил, что музыканты сами несут ответственность за всё, что они производят.
Лэнгэн: "После этого пункта мы начали беспокоиться. Возможно, это была единственная политическая песня, которую мы написали, и с речью Фиделя вышли затруднения. Но мы просто добавили к ней немного музыкального безумия".
Лэнгэн рассказывает о записи композиции "Momento": "Эти шаги, церковные колокола и всё остальное – от настоящего оргáна. Это было увлечение Энни. Сейчас у нас достаточно средств на разные вещи, но у Энни всегда была страсть исполнять реквиемы на церковном оргáне. Это было то, что она давно хотела записать. Мы поехали в студию Angel в Ислингтоне, где был настоящий церковный орган. Огромный, с трубами. Он до сих пор там. Там записано много саундтреков, прекрасное помещение. Думаю, Энни играла Баха. Звуки шагов в нашей композиции – это Энни ходит по деревянному полу студии на своих высоких каблуках. Повезло, что микрофоны были включены".
В композиции "Who’s Afraid (of the Art of Noise)" Лэнгэн и Джезалик использовали сэмпл вокала в исполнении совсем молодой девушки. "В этом треке есть вокальный сэмпл "хей!". Это девушка по имени Камилла Пилкингтон-Смит. Какое шикарное имя! Она из династии производителей стекла. У Джи-Джи в то время была подруга, которая училась в частной школе, и она сказала, что у одной её знакомой потрясающий голос. Мы пригласили её в студию. Ей было всего 15 лет, она сдавала экзамены". Девушку попросили наговорить несколько фраз. "Мы ей заплатили. Если кто-то работает у нас в студии, мы всегда хорошо платим". Этот же сэмпл с разрешения Лэнгэна и Джезалика позже использовали The Prodigy в своей композиции "Firestarter”. Постепенно у команды набралось достаточно много материала. "Возможно, это Тревор сказал: “Смотрите-ка, вы сделали целый альбом. Ещё нужна баллада”. Хорн тут же придумал название для будущей композиции – "Moments In Love". "Когда вы покупали Fairlight, он уже был с собственным банком звуков. Один из них, который мы ещё не использовали, назывался "А 1". Это был сэмпл "пачки" женских вокалов, певших звук “а”. Я сделал музыкальную фразу. Очень простую. От ноты до к соль, вниз к фа, снова к соль и снова к до. Начали с неё, потом пришла Энни и записала струнные. У Тревора появилась отличная идея сэплировать пение Энни фразы "moments of love". До этого момента были только риффы и мелодии, без вокала. Так появился основной вокал. Это был первый случай, когда (в Art Of Noise) мы записали вокал. Хотя в общем-то мы не планировали каких-то вокалистов. Я не знал, что из этого получится. Я думал, что это будет инструментал".
Первые работы Art Of Noise вышли в сентябре 1983 года в формате мини-альбома “Into Battle with the Art of Noise”. Альбом не попал в хит-парады, но получил восторженные рецензии, своим качеством записи и необычным материалом диск привлёк большое внимание музыкантов, продюсеров, звукорежиссёров и разработчиков музыкального оборудования: это были первые записи, созданные практически полностью из сэмплов.
Очень скоро на рынке появились намного более удобные сэмплеры Emulator и Ensoniq по вполне демократичной цене около 2000$, и уже в середине 1980-х фирма Фогеля-Райара не выдержала конкуренции и обанкротилась, хотя последние модели Fairlight имели качество сэмплирования на уровне звучания CD. В середине 1980-х Лэнгэн построил собственную студию в здании бывшей электростанции, и по творческим соображениям ушёл из Art Of Noise и с лейбла ZTT.
С 1984 по 1999 год вышло ещё пять полноценных студийных альбомов группы, наивысшее место в хит-парадах альбомов — №18 в Великобритании (1986 год). Кроме того, команда выпустила множество синглов, их версия темы из сериала "Peter Gunn" получила "Грэмми", музыка группы звучит в огромном количестве радио- и телепрограмм всего мира, а зёрна сэмплирования, посеянные Art Of Noise, дают свои всходы до сих пор. В июле 2010 года вышел сборник Art Of Noise, на котором кроме всего прочего много новых композиций.
Лэнгэн: "Много материала (в 1980-е) не вошло в этот проект. Сейчас мы выпустили двойной CD “Art Of Noise: Influence”, со всеми хитами, плюс двадцать не издававшихся архивных композиций и мастер-плёнок примерно того периода. Интересно послушать, что мы тогда забраковали".
1838 – Родился Карл Давыдов - русский композитор и виолончелист, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876-1887 гг »»
1947 – Родился Райлэнд "Рай" Питер Кудер - американский гитарист, певец, композитор и продюсер. Известен своим мастерским использованием слайда при игре на гитаре. Одним из самых успешных проектов Кудера стала сборная группа Buena Vista Social Club »»
1955 – Родился Ди Снайдер - рок-музыкант, фронтмен глэм-метал группы Twisted Sister. Также известен как радиоведущий, актёр, сценарист, композитор, писатель и обладатель заразительного смеха »»
1955 – Родился Ди Снайдер - вокалист и фронтмен глэм-металлической формации Twisted Sister. Также известен как радиоведущий, актёр, сценарист, композитор, писатель. В списке ста лучших метал-вокалистов всех времён, опубликованном в журнале HitParader, Снайдер занимает 83-ю строчку »»
1984 – На ленинградском ТВ снимается первая программа о рок-музыке в СССР «Музыкальный ринг». В первом«Ринге» участвовал «Аквариум», но группу пришлось представить как музыкальных пародистов »»
Ben JOHNSTON (1926)
Arif MARDIN (1932)
Charles LLOYD (1938)
Mike LOVE (1941)
Sly STONE (1944)
Ralph MACDONALD (1944)
Howard SCOTT (1946)