Аналоговые и цифровые музыкальные технологии в том виде, в котором они сейчас присутствуют на рынке, и актуальный музыкальный язык достигли потолка своего развития. Несмотря на это, уже в нашем веке развитие музыкальной индустрии ждёт новый качественный рывок.
До начала ХХ века развитие музыкальной мысли было медленным процессом и двигалось общим потоком по единой прямой, осваивая и расширяя понятия мелодии, полифонии, тональности и гармонии. В периоды первого авангарда между мировыми войнами музыкальная мысль получила второе измерение, как вода, разливающаяся по плоскости – композиторы начали осваивать атональные и политональные способы изложения, была создана 12-тоновая система. Во время второго авангарда (с начала 1950-х до конца 1960-х) музыкальное мышление получило третье измерение – как вода, заполняющая большую ёмкость. Композиторы не просто сочиняли произведения, а изобретали новые способы сочинения и индивидуальные музыкальные языки, вплоть до собственных систем нотации и музыкальных форм, обратились к неевропейским музыкальным системам - в этом показательно творчество Карлхайнца Штокхаузена, которого уместнее считать не композитором, а учёным-новатором.
Сейчас мы стоим на пороге нового качественного скачка – "вода в ёмкости" получит четвёртое измерение, начнёт менять свои свойства ("цвет", "химический состав", "прозрачность", "температуру"). Я связываю это новое измерение с внедрением в музыкальную индустрию систем Искусственного Интеллекта (ИИ, Artificial Intelligence, AI). Именно ИИ даст новый толчок технологиям и переформатирует творческое мышление.
Математические основы ИИ были заложены ещё в первой половине ХХ века, но бурное исследование вопроса началось в 1950-е в США с появлением первых компьютеров. Ещё в середине 1950-х в Америке была создана одна из первых программ с элементами самообучения. Эта программа умела играть в шашки и смогла на тогдашнем маломощном компьютере обыграть сперва своего создателя Артура Сэмюэля, а потом и чемпиона США.
Системы ИИ построены на различных алгоритмах самообучения: человек ставит задачу, задаёт исходные данные, программа сама выбирает путь решения, в процессе которого анализирует промежуточные этапы, накапливает опыт, исправляет ошибки, корректирует промежуточные данные и выдаёт конечный результат. При этом быстродействие компьютера не всегда играет определяющую роль, больше зависит от качества алгоритма и программы, от корректно поставленной задачи, от характера исходных данных.
Системы с ИИ находят всё более широкое применение в жизни, и мы этого даже не замечаем: это различные виды прогнозирования (погоды и изменения климата, популяций животных, рынков), автопилоты и прокладчики курса, персонажи компьютерных игр, диагностика медицинских заболеваний, распознавание лиц преступников и террористов в потоке прохожих, проектирование новых материалов и лекарств с заданными свойствами, обнаружение компьютерных вирусов и их уничтожение, обработка и классификация больших массивов данных, автофокус видеокамер при их передвижении, программный дизайн, сложные автоматические режимы в бытовой технике и многое другое. Когда в интернет-магазине пользователь покупает книгу, а ему "вдогонку" предлагают ещё несколько изданий сходной тематики – можно предположить, что в сайт встроена простейшая система с ИИ.
Самые последние тенденции научного поиска – научить компьютер работать с символами, решать творческие и исследовательские задачи, проявлять эмоции. И некоторое успехи в этом направлении есть. Забавный факт: при загрузке в систему с ИИ данных по движениям планет солнечной системы компьютер с программой BACON.3 повторно "открыл" третий закон Кеплера.
Что касается музыки, то и ее создатели уже начали использовать ИИ в своей работе. Ещё в 1940-50-е американский математик и композитор Милтон Бэббит (Milton Babbit) сделал анализ музыки композиторов начала ХХ века с точки зрения математики и сформулировал свою "теорию рядов" (авторское название Set theory analysis). Алгоритм Бэббита-Форта (Allen Forte, последователь Бэббита) "Theory Of Set-complexes", позволяет математически вывести основные принципы творческих методов каждого конкретного композитора и снять характерные "отпечатки пальцев" каждого музыкального произведения. Сегодня возможен и обратный процесс – на основе заданных принципов сочинить (точнее, сгенерировать) произведение в манере конкретного композитора.
В западных лабораториях ещё в 1980-е проводили такие эксперименты: в компьютер в виде сканов нот, миди-файлов или в ином цифровом формате загружали, допустим, все фортепианные сонаты Бетховена или Моцарта. Программа анализировала данные, выявляла характерные черты работы композитора, и затем на основе произвольной мелодии (какого-нибудь "Чижика-пыжика") "сочиняла" сонату "под Бетховена". Безусловно, художественная ценность подобного сочинения под большим вопросом, но оно выдержано полностью в манере Бетховена – это признавали профессиональные музыковеды во время тестов "вслепую".
Сейчас музыкальная индустрия активно берет ИИ на вооружение. В 2003 году появился синтезатор Hartman Neuron, производители которого заявляли, что в его начинке использованы элементы ИИ. Интерес к инструменту был высок, Neuron получил несколько престижных призов и премий за свои инновационные разработки. Детали его работ не раскрывались, но создатели инструмента говорили, что его логика построена на алгоритме нейронной сети. Вскоре выяснилось, что в "мозгах" синтезатора имеются существенные баги, а рядовых покупателей отпугнул необычный интерфейс и цена в 5 тысяч долларов. Недавно Аксель Хартман выпустил vst-версию этого инструмента, но и он достаточно дорог и вдобавок требует покупки специальной управляющей консоли, напоминающей игровую приставку.
В творческом плане программы с ИИ вряд ли смогут конкурировать с человеком: ждать компьютерной “Yesterday” не стóит, хотя машины уже в ближайшем будущем будут способны взять на себя часть рутинной работы. Допустим, вам нужно сделать оркестровку своего произведения под симфонический оркестр. Программе задаются некие исходные данные, например:
- диапазоны каждого инструмента и наиболее удобные для исполнителей участки этих диапазонов;
Особенности исполнительской техники, например:
- тромбонист физически не может исполнить быстрый пассаж шестнадцатыми или тридцать вторыми нотами и максимальная длительность ноты при игре "форте" не должна превышать 10 секунд;
- у контрабасов в среднем и быстром темпе не рекомендуется использовать интервалы больше секунды, т.к. исполнителю сложно быстро переместить кисть руки;
Тонкости оркестровки:
- медные духовые и струнные не очень удачно сочетаются между собой кроме партий контрастного характера;
- в аккордах не рекомендуется использовать малые секунды;
- более предпочтительно использовать струнные и деревянные духовые и менее предпочтительно медные духовые
- и так далее.
В результате программа проанализирует ваши исходные партии и выдаст некий вариант оркестровки (возможно, используя пресеты "под Вагнера", "под Моцарта" или других композиторов). Ещё проще сделать программу, способную выполнять переложения музыкальных произведений для рояля-соло или рояля с вокалом. Нечто подобное уже есть на рынке, но имеющиеся "автоаранжировщики" ещё не поднялись с уровня детских игрушек.
Вполне возможны варианты широкого использования ИИ в композиторских целях. Даже сегодня существуют программы, "сочиняющие" музыку по методам построения геометрических фракталов:
Предвижу, что в нынешнем веке при использовании в творчестве систем ИИ стартовые преимущества получат коллаборации, где один участник проекта отвечает за программную часть, а другой – за музыкальную.
Все признаки случившейся революции уже налицо. На Западе силами энтузиастов активно развивается направление "интерактивной музыки", когда публика или окружающая среда в режиме реального времени могут влиять на отдельные параметры исполняемого произведения или под исполняемое произведение в режиме реального времени генерируется видеоряд и т.д. Подобные проекты обычно выполняются в программах Max/MSP, Max For Live, Reaktor, CSound, а использование ИИ в этом направлении открывает заманчивые перспективы. В случае с Бетховеном при попытке опубликовать результаты работы программы возникнет вопрос: кому принадлежат авторские права на "новую" сонату Бетховена – компьютеру, программистам или Бетховену?
Сейчас на передовых рубежах исследования ИИ находятся США и Япония, но к счастью, в России вопрос изучения ИИ курируется на уровне Академии наук РФ (кроме того, существует Российская ассоциация искусственного интеллекта). Системы с ИИ вот-вот начнут внедряться в музыкальную индустрию со скоростью снежной лавины, но только первопроходцам достанутся самые вкусные плюшки. Ничего не мешает и нам, музыкантам, включиться в эту гонку и стать лидерами по использованию ИИ в музыкальной индустрии! К счастью, для этого нужны лишь мозги, воображение и нестандартное мышление.
Что же касается глобальных прогнозов, то я знаю, чем всё кончится. Уже в обозримом будущем нас ждёт много всего интересного:
- Системам с ИИ будет поставлена задача разработать оптимальный алгоритм самовоспроизводства ИИ, самостоятельно ставить и решать задачи. Эти задачи будут решены на основе анализа Big Data.
- Система с оптимальным супер-алгоритмом ИИ без участия человека реализует себя в виде гигантской нейронной сети по подобию человеческого мозга, где каждая её клетка-нейрон будет представлять собой компьютер и/или смартфон, подключенный к интернету.
- Затем этот супермозг освоит и классифицирует всю информацию человечества, имеющуюся в интернете, на смартфонах и в компьютерах всего мира... Oh wait.
Другие прогнозы Нострадамуса 2.0 читайте в следующих материалах.
1963 – Родился Джеймс Лабри, вокалист американской рок-группы Dream Theater . Также Джеймс является участником True Symphonic Rockestra »»
J.B. LENOIR (1929)
Delia DERBYSHIRE (1937)
Johnnie TAYLOR (1938)
Tammy WYNETTE (1942)
РАФАЭЛЬ (1943)
Bill WARD (1948)
Martin SIMPSON (1953)
Ian MCCULLOCH (1959)