Андерс Трентмеллер сперва был популярным диджеем и автором ремиксов, которые вовсю расхватывали составители хаусных сборников. Затем, во второй половине "нулевых" вдруг сделал поворот в сторону живой музыки и создал свой узнаваемый бленд электроники и рока. Окончательную трансформацию датчанин совершил на своем прошлогоднем (отличном) альбоме "Lost", с которым он приезжает в Россию в октябре. Звуки поговорили с Андерсом о скандинавской меланхолии и о том, как в его клип попал номинант на "Золотой глобус".
Звуки: Давайте начнем с вашего последнего альбома,. Это же довольно распространенный ход среди электронных музыкантов - собирать живой состав и играть скорее рок, нежели электронику. Ткну пальцем в небо: это вас пример Джеймса Лавелля (James Lavelle) из UNKLE вдохновил?
Андерс Трентемеллер: Нет, нет, я же уже давно собрал группу, и в ней оказались те, кого я действительно очень ценю как музыкантов. Просто в студии я играю почти на всех инструментах, а делать это на концертах невозможно.
Звуки: Вы довольно четко обозначили в предыдущих интервью, что вам в какой-то момент надоело просто играть пластинки на диджей-сетах, потому и собрали группу. Но тем не менее на записях вы почти все играете сами. Это принципиально для вас? Кого-то со стороны вы приглашаете только в случае острой необходимости?
Трентемеллер: Не совсем... Возвращаясь к концертам, тут еще вот какой момент: было бы скучно играть песни в притирку к студийным версиям. Для живых выступлений мы обычно что-нибудь эдакое придумываем, треки с альбомов могут звучать совсем не так, как на диске. Концерты должны нести эмоции, в них должен быть элемент неожиданности. Для этого тоже нужна группа.
Звуки: "Lost" показался довольно личной пластинкой, многие песни посвящены утрате и чувстве потерянности. При этом в ее записи приняло участие куча народу, и они звучат на одной эмоциональной частоте. Так что не могу не поинтересоваться: у вас с самого начала был план заложить в альбом именно это чувство или оно само всплыло потом, уже в процессе записи?
Трентемеллер: Второе. Когда я только начинал работать, я вообще-то не думал об этом. Наверное, само получилось. Но название "Lost" - двоякое, в нем есть и печальное, и прекрасное. Ведь можно потеряться и в музыке, потеряться в любви. Иногда это просто необходимо. Понимаете, мы очень одержимы коммуникациями, социальными сетями, фейсбуками, а порой нужно просто отключаться от всего этого, найти что-то, в чем можно потеряться. Так что "Lost" - необязательно что-то плохое.
Звуки: И список коллабораторов на альбоме причудливый. Не каждый раз в одном месте собираются The Drums, Low и, скажем, Кадзу Макино (Kazu Makino) из Blonde Redhead, разве что где-нибудь на фестивале Primavera. Они к вам присоединялись, когда песни были уже более-менее готовы, или с самого начала работы подбрасывали вам какие-нибудь идеи?
Трентемеллер: Я немножко странно работаю. Когда я иду в студию и только принимаюсь за песню, у меня в голове уже есть представление, кто в ней может спеть, я стараюсь подстраивать аранжировки под их вокальную манеру. А уже в самом конце я начинаю писать вокалистам, и это всегда жуткий стресс - а вдруг откажут? Но в этот раз мне повезло, все песни на "Lost" поют именно те, для кого они предназначались.
Звуки: "Candy Tongue" своей отстраненностью напоминает мне о Siouxsie and the Banshees, а в "Never Stop Running" есть что-то от Роберта Смита (Robert Smith), а что-то от Talk Talk середины 80-х. И это не единственные такие "звоночки", на "Lost" многое звучит как современная вариация на тему классического пост-панка и нью-вейва. Вы росли на этой музыке?
Трентемеллер: Да-да, я очень люблю все это, и Banshees, и Смита, и New Order. Эта музыка сопровождала меня в подростковом возрасте. Потом я переключился на что-то более современное, но в геноме моей музыки пост-панк и нью-вейв сохранились, нельзя же просто взять и выкинуть свою юность (смеется).
Звуки: Вы сильно удивились, когда узнали, что в видео на "Gravity" будет играть Оскар Айзек (Oscar Isaac)? Ну то есть, человек вот только сыграл у Коэнов и на "Золотой глобус" номинацию получил, и в следующий момент он у вас в клипе. Как вам фильм "Внутри Льюина Дэвиса", кстати, раз уж про Коэнов речь зашла?
Трентемеллер: Да, я и старые их фильмы люблю, и последний мне понравился. А с Айзеком, так получилось, знакомая моя девушка, и он оказался поклонником моей музыки, поэтому в клипе он снялся бесплатно. И клип вышел в середине января, когда "Золотой глобус" вручали, так что все очень удачно совпало. Видео на "Gravity" я страшно доволен, по-моему, красивая история получилась.
Звуки: Многое было сказано о том, как скандинавская погода влияет на местную музыку: с одной стороны, на меланхолическое настроение, которое ей присуще, с другой - на историческую плодовитость музыкантов, которым особенно нечего делать по вечерам. Поскольку я звоню вам не с Ямайки, я под аргументом готов подписаться. Но все-таки у меня есть подозрение, что это такое типичное клише про суровый северный край.
Трентемеллер: Это и клише, и реальность! То есть нельзя все списывать на погоду, но если вы послушаете скандинавскую музыку 200-летней давности, вы точно услышите там эту меланхолию, это минор. Я думаю, что это традиция, которая передается из поколение в поколение, но с погодой у нас не так плохо, как принято думать, и мы не сидим все время взаперти и льем слезы (смеется). И все-таки меланхолия присутствует в скандинавской музыке. Возьмите Sigur Ros и The Raveonettes, например - они же очень разные, но и у тех, и у других эта эмоция есть.
Звуки: Когда я покопался в исландской музыке - а она у них очень, очень молодая, как и все их современное искусство - я не мог не обратить внимание на любопытный факт: там многие музыканты оказывались многостаночниками. Визуальными артистами, графическими дизайнерами, хореографами, арт-перформерами. Видимо, потому что их было мало, им приходилось браться за все подряд, было это ощущение - "если не мы, то кто?". А в Дании как с этим дело обстоит? Вот с вами какое-то время Хенрик Вибсков играл, а он и фэшн-дизайнер, и режиссер, и кто только не.
Трентемеллер: Да, похоже на то. Когда я ходил в школу (Андерс вырос в прибрежном городке Вордингборг - прим. Звуков), выбор у меня был небольшой - либо футбол, либо музыка. Больше в городе делать было нечего. И те люди, которые, как и я, выбрали музыку, необязательно стали музыкантами, но для них важно было это ощущение - быть в группе, быть частью чего-то. Я думаю, сейчас [с искусством] стало получше. Даже там, где я рос, у людей стало больше возможностей проявить свою креативность.
Звуки: Но говоря на чистоту, в Дании же совсем не большая сцена. И задача прославиться внутри страны не выглядит непосильной. В то же время на то, чтобы перерасти эту сцену, заявить о себе в других странах, многих уже не хватает. Lulu Rouge, скажем - они же явно могут больше.
Трентемеллер: Да нет, мне кажется, сейчас уже многие датские исполнители известны, ездят по миру, собирают аншлаги и неплохо чувствуют себя. Те, кто еще пять лет назад, в основном, играл в маленьких клубах, доросли до больших площадок.
Trentemøller
9 октября - Санкт-Петербург, "Зал Ожидания"
11 октября - Москва, Ray Just Arena
1961 – В поселке Бугач Красноярского края родился советский и российский рокер Вячеслав Бутусов »»
1968 – В 1968 году в британском Университете графства Саррей молодая группа, ранее известная как The New Yardbirds, впервые выступила под своим новым именем Led Zeppelin. По самой расхожей легенде автором названия является Кит Мун, ударник The Who »»
Mickey BAKER (1925)
Freddy COLE (1931)
Robert WARD (1938)
Chris DE BURGH (1948)
Dr. Alex PATERSON (1959)
Андрей САРАЕВ (1960)
Марина КАПУРО (1961)
Вячеслав БУТУСОВ (1961)