Норвежцы Xploding Plastix относятся к той категории групп, для которых окончательно стёрта грань между живым и электронным звучанием. История эта началась примерно в середине девяностых, и границы этого "множества неопределенности" задавали с одной стороны Red Snapper, а с другой Амон Тобин (Amon Tobin). Первые, как метко заметил кто-то из британских критиков, "использовали только живые инструменты, но играли на них настолько хорошо, что казалось, будто это сэмплы". Второй умудрился записать альбом, не сыграв не ноты и собрав его целиком из сэмплов как лоскутное одеяло. Звучал он при этом так, будто в подчинении у бразильца как минимум хорошо вышколенный биг-бенд.
Халвард Веннерсберг Хаген (Hallvard Wennersberg Hagen) и Йенс Петер Нильсен (Jens Petter Nilsen) находились где-то посередине. Не чурались живых инструментов, всегда могли записать ударные, контрабас или гитару, но затем самозабвенно погружались в "микроконструирование". Звук получался с одной стороны живым, с другой – сверхточным, выверенным до малейших деталей. Не то эйсид-джаз, не то броукен-бит, не то IDM (в том виде, как его понимает, например, Squarepusher), не то музыка для воображаемого кино без видимых жанровых завязок.
Их дебютный диск "Amateur Girlfriends Go Proskirt Agents" (2001) попадал под определение "future jazz", однако уже на следующей пластинке "The Donca Matic Singalongs", которую группа издала под патронажем норвежского филиала Columbia, звуковая палитра стала еще богаче, а ритмы – сложнее. Ударные то и дело начинали скрежетать и строчить пулеметной дробью, а из-за струнных, духовых и вибрафонов вдруг вылезали резкие синтетические клавиши, будто среди инструментов оркестра затесался детский синтезатор.
В середине нулевых норвежцы начали осваивать смежные территории. Они сочиняли музыку для кино и телевидения, а также стали проявлять себя не только как "прикладные", но и как "фундаментальные" композиторы. Вершиной этого стал совместный проект с Kronos Quartet. От квартета норвежцы получили набор сэмплов, из которых собрали три композиции, которые уже затем снова исполнялись живым составом. Такая вот занимательная утилизация.
Вся эта сторонняя активность стала причиной того, что Xploding Plastix нечасто выпускают пластинки, свежих альбомов не было вот уже пять лет. Но гастрольной активности группы это никак не мешает. Живое выступление Xploding Plastix тоже выглядит как причудливый гибрид живой игры и цифрового сэмплирования. С одной стороны барабаны, гитара и прочая органика и акустика. С другой – ноутбук, клавиши и trigger-finger контроллеры. Так что в отличие от концертов того же Амона Тобина, жаловаться на отсутствие действия на сцене не придётся точно.
XPLODING PLASTIX
Москва, клуб "Театръ"
2 октября, 20:00
1924 – Родился Чет Эткинс (настоящее имя - Chester Burton Atkins) - знаменитый гитарист, композитор и продюсер. В конце 50-х руководил знаменитой рекорд-студией RCA. Чет записал более 30 сольных альбомов. В 1973-м году включен в Зал музыкальной славы »»
1942 – В Калифорнии родился Брайан Уилсон - старший из братьев Уилсонов, главный автор серф-хитов The Beach Boys. И папа Wilson Phillips »»
1969 – Дэвид Боуи выпустил сингл "Space Oddity", написанный под впечатлением от "Космической одиссеи 2001" Стэнли Кубрика. Трэк достиг 1 строчки британского чарта лишь после переиздания в 1975 году и до сих пор считается одной из самых лучших работ исполнителя. Главный герой песни, вымышленный космонавт… »»
Chet ATKINS (1924)
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1932)
Николай Николаевич ДРОЗДОВ (1937)
Bob PORTER (1940)
Brian WILSON (1942)
Lionel RICHIE (1949)
Peter Laurence GORDON (1951)
Cyndi LAUPER (1953)
Chris CORNELL (1964)
Twiggy RAMIREZ (1971)