Трудно сказать, что более интересно описывать: восстановленное имперское величие ВДНХ или концерт звезд современной эстрады.
Эстрада уверенно придерживалась парково-имперских традиций. В водной зоне фонтана "Каменный цветок" три раза в день гоняли балет на музыку Сергея Прокофьева "Сказ о Каменном цветке" в исполнении солистов Большого театра. На сцене "Космос" пели участники шоу "Голос" и группа Любэ. Фонтан "Дружба народов" пытались трансформировать в шоу расказчиков о дружбе народов, но превратили - в нескончаемый День ВДВ. А вся молодая Москва в этот уик-енд собралась вдали от главных аллей выставочного комплекса, в восстановленном Летнем театре.
Летний открытый театр появился на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в 1939 году, к 1954 году был перестроен по проекту архитектора Бориса Ефимовича. К 2010 году был практически заброшен, порос лесом и быльём, в 2014 году отреставрирован и торжественно открыт в очередной раз могучим бесплатным open air к 75-летию Выставки достижений народного хозяйства. Здесь играли Optimistica Orchestra, Нино Катамадзе, Петр Налич, Мгзавреби и Севара - словом, все то, на что у широкого слушателя обычно жалко денег, а ценитель готов выложить последние.
Странная тенденция строить стационарные концертные площадки на задворках немаленьких парков сохранилась и на ВДНХ. Зелёный театр находится в самом дальнем углу выставки - если смотреть на план, то в левом верхнем углу от центрального входа, для навигатора более близкой точкой будет Хованский вход. Хотя в день концертов информация навигатора была неполной, ибо Хованскую улицу перекрыли "кирпичом" доблестные гаишники, а птенцы гнезда Ликустова зачем-то пригнали стаю эвакуаторов.
Запарковав машину на одной из придомовых парковок со стороны улицы Королева, мы прогулялись по полупустой Хованской до одноименного входа и далее налево до самого Зеленого театра. На территории уже можно ориентироваться по звуку, вопль Макса Леонидова "Домо-ой-ой-ой!" ни с чем не перепутаешь.
Максиму Леонидову и группе Хиппобэнд повезло, как утопленникам: прямо перед началом их сета летний дождь, летний дождь начался сегодня рано… И раскалённая Москва- жара слегка притухла до вполне комфортной температуры.
Творчество и репертуар экс-секретовца знают наизусть все, поэтому любой концерт быстро превращается в караоке. Макс забыл слова, но по ходу песни успел, не выпадая из квадрата, извиниться за то, что прямо с самолёта, и попросил допеть куплет, что зал с радостью и проделал. На майковских "Буги-вуги каждый день" народ хором давал буги-вуги, благо широкие проходы позволяют, на "Алисе, которая не может и дня …" уже солировали романтичные пары.
На ВДНХ параллельно полным ходом шел день десантника. Впереди меня сидела девушка по спине которой переливался сине-зеленой радугой огромный синяк. Не иначе веслом со всей дури нае@нули, машинально отметил я, но присмотревшись, разобрал структуру павлиньих перьев - этакая шутка тату-мастера. Ветераны ВДВ почему-то на концерте практически отсутствовали, а те немногие, что всё-таки дошли, были трезвыми и вполне мирными пацанами в тельняшках-безрукавках и беретах. Правда, говорят, кого-то все-таки скрутили под конец дня.
Старожил Евгений Маргулис вспомнил концерты звёзд эстрады, собиравшие на этой площадке аншлаги.
Как сейчас помню, - сидя среди лопухов на завалинке, прослезился старик Маргулис в пшеничные усы, - лазал я через энтот забор в 1977 году на концерт легендарного ВИА Поющие гитары, хорошо играли, громко… И затянул козью ножку с самосадом "Я старый самолёт".
Женя прекрасный артист, но несколько другого масштаба и жанра.
Судя по всему, советские архитекторы получив карт-бланш и немеряный бюджет на постройку объекта, сидели и думали, разливая по рюмкам отечественный психоделик, чем бы нам еще удивить Америку и самих себя.
- Давай забубеним греческий амфитеатр? - За амфитеатр!
И портики с колоннадами! – За портики!
И сцену, как в Большом с колоннами! – За сцену!
Вероятно так колоннада а-ля Бернини и оказалась прямо на сцене Зеленого театра. Красиво, конечно, но артисты среди античных колонн несколько теряются, как в лесу.
Аналогично и Маргулис, артист каламбура и нюанса, гитар-сигар-бокса и харпа , несколько диссонировал с Моральным кодексом строителя коммунизма, вдохновлявшем творцов могучего советского ампира. Хотя по нынешним временам песни "Брошу курить" и "Побыть холостым" тоже стали диссидентскими.
Для БГ и Аквариума была идеальная ситуация. Огромная площадка, на которой вместились все желающие, тысяч 5-7 людей, аншлаг, хороший звук и свет. Летняя вечерняя прохлада, ВСЕ ТРЕЗВЫЕ, ни одного инцидента, редкая охрана только по периметру и та совершенно ненавязчивая. Борис даже скаламбурил после лиричной жалостливой песни, что нет ни зажигалок, ни фонариков мобильных, ни рукоблудного размахивания, - неужели что-то меняется?
Состав группы: БГ-Зубарев-Титов-Рубекин-Шар-Суротдинов-Мещеряков+Гребенщиков-мл.+дудки. Как же хороши и к месту были дудки!
Смена групп проходила под звуки му невнятного словоблудного конферанса, заполнение сценических пауз - это какой-то отдельный жанр, и в сборных концертах с ним надо что-то делать. Вроде, вменяемые люди, поставленные в антракте к микрофону, начинают нести какую-то околесицу и натужно шутят, надоедают моментально, так и хочется запустить гнилым фруктом и крикнуть: оторвать ему голову!
Кто придёт на смену Петросяну?
Гребенщиков решил дать гари и буквально вылетел на сцену под грохот барабанов и вой медной группы. По пути зацепил стойку то ли тарелки, то ли микрофона и с неописуемой радостью и размахом зашвырнул ее в сторону. Белый костюм, красная манишка как и Фендер, бликующие очки, микрофон в зубах, - вылитый Элвис работы карикатуриста Ефимова из журнала "Крокодил" 1965 года.
Напор вступления новой песни и неожиданно хриплый низкий голос напомнил иггипоповское "I am the passenger and I ride and I ride", да и по тексту есть смысловые пересечения:
- Если я уйду, кто сможет меня найти?
Но если я останусь здесь, кто сможет меня спасти?
Ты рядом, но не здесь, прекрасно, но ты не при чем
Луна в моих зрачках, ворон за моим плечом.
Дальше не менее энергичный "Губернатор" и еще пара новых песен, и - СТОП! Блоком две песни из Тбилиси-80: "Сидя на красивом холме" и "Я прорвался на этот концерт'. Фразу "стучит, кто должен стучать" ревер записал особенно внятно и долгим эхом передавал куда следует.
Трек-лист получился удачным: новые песни, которых не слышал никто, и ранние песни, про которые все вспоминают с перестроечно-застойной ностальгией.
Борис умудрился в драматургии собственного выступления дать культурную хронику недавней рок-истории нашей страны.
От квартирно-запрещенного "Блюза простого человека" и "Летающей тарелки' через скандал "Тбилиси-80" к сумасшествию "2-12-85-06" и угару "Гарсон №2". "Паленое виски и толченый мел... Кто смел, тот и съел..." - точная характеристика 90-х. Лирику и личную жизнь под "Небо становится ближе" и "Ангел" рушат в 2000-х "Губернатор" и "Чужой", совсем актуальным фрондёрством стала «Береги свой хой!"
Закончилась аквариумная вакханалия ехидным и весёлым рэгги-поклоном Москве:
"И этот город - это Вавилон,
И мы живем - это Вавилон,
Я слышу голоса, они поют для меня,
Хотя вокруг нас - Вавилон.
Две тысячи лет, две тысячи лет,
Мы жили так странно две тысячи лет.
Но Вавилон - это состоянье ума.
Понял ты или нет,
Отчего мы жили так странно две тысячи лет?"
Пролетая в после концертной ночи на крыльях Пегаса мимо сусального золота фонтана Дружбы народов под бороздящими небо цветными прожекторами, мне почему-то вспомнилась кеосаяновская фильма "Неуловимые мстители": 14 год, что тогда было?
Война началась…
1949 – Родился Рик Окасек - гитарист и композитор американской группы The Cars »»
Евгений Исаакович КЛЯЧКИН (1934)
Michael NYMAN (1944)
Ric OCASEK (1949)
Chaka KHAN (1953)
Phil JUDD (1953)
Василий ШУМОВ (1960)
Андрей "СВИН" ПАНОВ (1960)
Damon ALBARN (1968)