С тех пор, как мы общались с Оскаром Хумлебу (Oskar Humlebo) 5 лет назад, в пору его первых приездов в Россию, карьера шведского романтика, взявшего себе псевдоним Moto Boy, круто пошла в гору - и это мягко сказано. Оперный певец, автор музыки к театральным постановкам и концертный гитарист The Cardigans - вот еще несколько строчек в и без того насыщенном резюме человека, который пел в церковном хоре, был участником бойз-бенда и сменил массу профессий, прежде чем стать одним из самых востребованных ремесленников шведской сцены. Однако в этот раз мы оставим в покое биографию Оскара и поговорим о только что вышедшем альбоме "Keep Your Darkness Secret", с которым Moto Boy вскоре приезжает в Москву.
"Midnighty Rain"
Звуки: Не самый очевидный ход - открывать альбом ноктюрном. Но он в каком-то смысле задает настроение всему альбому.
Оскар: Да, именно. В этом и состоял план: эта песня как бы заманивает вас, приглашает вас в альбом, прежде чем тот раскроется в полную силу. Хорошо, когда есть возможность поставить такую песню в начало. Если бы я отодвинул ее в середину, она могла бы показаться, не знаю, слишком медленной, а так она служит прекрасной приманкой.
"Keep Your Darkness Secret"
Звуки: Заглавная вещь напоминает о Kent и Mew. Очень скандинавская. Я бы на шоукейсе северной музыки by:larm, и там на одном из круглых столов поднимался вопрос, почему в Скандинавии (и особенно Швеции) так много успешных поп-продюсеров и авторов поп-песен. И это объяснялось климатом региона: долгие зимы, мало солнечных дней, людям нечем себя занять, отсюда сильные песенные традиции, развитый фолк.
Оскар: Да, и вам, наверное, это должно быть близко и понятно. Зимы в России еще суровее. Длинные ночи, короткие дни - это как бы отправная точка шведской музыки, фолка прежде всего. Здесь всегда уделяли внимание мелодии, мелодия должна была быть простой и запоминающейся, подчиняться эмоциональной гармонии. Но моими любимыми композиторами всегда были русские - Чайковский, Хачатурян, Прокофьев, Шостакович. На мой взгляд, они даже более великие мелодисты. Но в Швеции мелодизм тоже всегда был сильной стороной, просто мы не стараемся сильно усложнять мелодии.
"Someday"
Звуки: Рад, что вы упоминали свою любовь к классике. Мне кажется, что следующая песня на альбоме обязана им, в первую очередь.
Оскар: Вся песня держится на одной мелодии, мелодии струнных. И мне это нравится: можно написать песню, использовав шесть нот и доминирующие аккорды. Вроде бы банальная идея, но если сделать все правильно, может получиться действительно красивая вещь. Наверное, в "Someday" воплотилась моя мечта писать для симфонического оркестра, и буквально на деле один театр как раз предложил мне этим заняться. Иногда просто хочется писать мелодии, не думая о тексте. Для меня это фетиш такой, что ли.
"This is Love"
Звуки: Самая длинная и, пожалуй, наиболее мелодраматическая штука на альбома. В ней есть любопытный синтезаторный бас, который создает дополнительную глубину.
Оскар: По-моему, это старая Yamaha, один из первых синтезаторов, который был запущен в массовое производство. Он не мой вообще-то, его принес продюсер альбома, австриец Николас Стоссль (Nicolas Stoessel). Он много работал с Дэйвом Гэаном (Dave Gahan) из Depeche Mode, и кажется, даже для самих DM что-то делал. У Нико множество аналоговых синтезаторов. И для "This is Love" и еще нескольких песен он принес эту "Ямаху", с совершенно потрясающим звуком. Правда, с ней была проблема, как со всеми старыми аналоговыми машинами: когда включаешь ее на следующей день, она звучит совсем по-другому. Но когда удается поймать нужный саунд, результат великолепен.
"A Dance Like We Used To" и "Heaven is a Heartbeat"
Звуки: Следующие две песни звучат так, как будто вы написали в паре, чтобы одна цеплялась за другую. Песни-близнецы, обе фортепианные баллады.
Оскар: Забавно, я не думал об этом, но теперь, когда вы об этом сказали, я припоминаю, что эти две песни я написал в одно время, их разделяют пара недель или месяц. Получается, что тогда у меня была определенная настройка в голове. Я много сочинял для гитар, и сесть за фортепиано было своего рода свежей идеей... Да, эти песни правда хорошо сочетаются! Я не планировал, чтобы они шли вместе, но получается, что где-то на подсознательном уровне они срослись друг с другом.
"Too Young To Know"
Звуки: ... и за ними идет самая бодрая вещь на альбоме, которая, помимо прочего звучит как потенциальный радио-хит.
Оскар: Это была последняя песня, которую мы записали для диска. Идея песни давно сидела у меня в голове, мы записали ее только через несколько месяцев. Мы понимали, что хотя бы один бодрый трек на альбоме должен быть. Особенно после двух фортепианных вещиц - нужно что-то, что немножко разбудит слушателя. В то же время, это очень меланхоличная песня, в ней нет бравады. Мне хотелось написать поп-песню, которую можно слушать ночью за рулем. И вот тут, кстати, очень пригодились аналоговые синтезаторы Нико.
"Either Way I Lose"
Звуки: "Элегия" - это первое слово, которое приходит на ум при прослушивании альбома. Это грустная пластинка, но сквозь грусть просвечивает оптимизм.
Оскар: Наверное, так. Он может показаться печальным и беспросветным, но на самом деле он о том моменте, когда ты отбрасываешь все ненужное и обретаешь свободу. "В любом случае, ты проиграешь" - прозвучит претенциозно, но это оптимистичная песня, несмотря на всю меланхолию. Это как бы две стороны одно и того же состояния.
"Nothing Shatters Like a Heart"
Звуки: Эта напоминает мне о поздних The Cardigans. Легко могу представить, как ее исполняет Нина Перссон (Nina Persson). Каково это было, ездить с большой группой?
Оскар: Это была фантастика, с первого же дня. Эту песню я и правда задумывал как дуэт с Ниной, забавно, что вы это подметили. Нам помешало то, что она была в Нью-Йорке, а я - в Берлине, и у нас просто не было времени, чтобы записаться вместе. Но затея такая была. The Cardigans - чудесные люди, настоящие профессионалы, которые относятся к тебе с уважением. Я в жизни не гастролировал с такой большой командой. Это был лучший период в моей жизни, я многому научился в это время. Я даже не поверил сначала, что туры могут быть настолько комфортными (смеется). Когда я езжу как Moto Boy, мне приходится таскать все самому, самому настраивать гитару. А в The Cardigans было намного проще.
"It Was Always You"
Звуки: И закрывающий трек, своего рода лебединая песня. Вступление очень в духе Джеффа Бакли (Jeff Buckley). Ее вы писали сразу как финал или уже потом поставили в конец альбома?
Оскар: Я думаю, что с самого начала решил, что в песне должен быть эмоциональный взрыв. Она обязана была стать последней. Или первой - но нет, для первой она длинновата. И мне приятно, что вы упомянули Джеффа Бакли, когда тебя сравнивают с таким артистом, это большой комплимент.
Moto Boy
Москва, клуб ”Мастерская”
4 июня, 21.00
1992 – В этот день в 1992 году состоялся один из самых громких скандалов в карьере Шинейд О’Коннор. Исполняя песню Боба Марли "War" в прямом эфире тв-шоу «Saturday Night Live», ирландская певица порвала портет Иоанна Павла II со словами "Сражайтесь с настоящим врагом!" »»
Joe ALLISON (1924)
Albert COLLINS (1932)
Steve REICH (1936)
Eddie COCHRAN (1938)
Lindsey BUCKINGHAM (1948)
Stevie Ray VAUGHAN (1954)
Tommy LEE (1962)
Вадим САМОЙЛОВ (1964)
Евгений ФЕДОРОВ (1965)
Gwen STEFANI (1969)