Мы живем в очень открытом и стремительном мире. Обмен данными и идеями происходит в нем с космическими скоростями. "Железный занавес" давно сгнил в металлоломе. Звезды совершенно открыто и без посредников общаются друг с другом и со своими фанатами в социальных сетях. И, тем не менее, если спросишь знакомых музыкантов: "Когда и с кем вы последний раз сотрудничали в других проектах, не связанных с вашим?",- чаще всего ответом будет: "никогда и ни с кем".
"Ты что-нибудь кому-нибудь подаришь - тебе что-нибудь кто-нибудь подарит! Красота!"
Самый очевидный пример сотрудничества творческих людей – соавторство в написании
песен. Сегодня возможности для сотрудничества гораздо шире: можно привлекать соавторов для написания музыки, дистанционно делать аранжировки, записи и мастеринг - вплоть до готового проекта с выпуском полноценного
альбома и видеоклипа. При этом своего соавтора вы можете не знать в лицо: ведь мобильные средства связи позволяют сотрудничать с музыкантами не только вашего
родного города, но и других стран. Встречаться лично для этого не обязательно, расстояние уже не является непреодолимым фактором. Именно эта форма творчества оптимально подходит для тех, у кого уже есть постоянная "должность" в известном составе, а также для сессионных музыкантов. Например, знаете ли вы, что появление на свет группы Gorillaz - вовсе не тонкий продюсерский ход, а прямое следствие того, что все участники коллектива были перманентно заняты в своих постоянных составах и практически не имели возможности встречаться в студии и на репетициях?
Кстати, лидер Blur и автор идеи Gorillaz Деймон Олбарн (Daemon Albarn) широко известен своими экзотическими коллаборациями с самыми разными музыкантами: он записывает совместные пластинки с электронщиками из Амстердама и редкими африканскими народностями из Мали, пишет и ставит оперы и записал альбом с ветераном соул-сцены Бобби Вумаком (Bobby Womack), гитаристом Flea и бог знает с кем еще. При этом Деймон - весьма умеренный путешественник: собрав необходимый материал и договорившись с коллегами, всю дальнейшую работу он производит дистанционно.
Планировать и обсуждать ход работ, а также обмениваться сэмплами, треками и готовыми проектами можно по телефону и смс, по электронной почте, в реальном
времени по Скайпу и в других мессенджерах. Конечно,
проблемы и взаимонепонимание случаются, но их причина кроется больше в психологии творческого человека: "Что они
натворили?! Я работал над этим басом целую неделю! Они всё испортили!"
И тем не менее, чаще всего сотрудничество с другим человеком плодотворно. Вы можете научиться
у своего далекого соавтора чему-то новому, компенсировать его сильными сторонами свои слабости,
приобрести дополнительный опыт. Ваши совместные знания и опыт в ходе работы не складываются, а
перемножаются.
Несколько лет назад у меня был успешный опыт сотрудничества с американцем, который сочинял тексты песен на мои мелодии. Долгое время я был уверен, что он молодой парень - а он оказался седым дедом, профессором из Нью-Джерси. В молодости мой соавтор был участником хиппи-движения. Тут стоит добавить, что сам я живу в Челябинске.
Некоторое время назад фирмы-производители музыкального софта начали обращать своё внимание на музыкантов, которые сотрудничают в создании аранжировок, находясь при этом в разных странах. Идея заключалась в том, чтобы два и более пользователя могли бы работать, подключаясь к виртуальной студии через интернет, а сама «студия» находилась бы при этом на некоем удалённом сервере. Общение музыкантов предполагалось организовать здесь же в специальном чате в режиме реального времени. Попытки реализовать эту технологию предпринимали компании Steinberg Cubase, Ableton и Propellerhead Reason, однако результаты пока не впечатляют. Многообещающая заявка была анонсирована компанией Bitwig, (http://www.bitwig.com/bitwig-studio) но на сегодняшний день выпущена лишь первая версия виртуальной студии Bitwig Studio v1.0, а возможность сотрудничества музыкантов онлайн в реальном времени обещает быть реализована лишь в следующей версии.
Тем не менее, стоит испробовать разные способы сотрудничества музыкантов онлайн, чтобы оценить, насколько изменится ваше отношение к музыке и к самому процессу творчества.
Где и как найти будущих соавторов? Очевидный ответ – на форумах музыкантов и в
социальных сетях.
Интересную функцию предлагает сервис Soundcloud.com. Вы можете загрузить
звуковой файл с рабочей версией вашего проекта в любой стадии, активировать для него
функцию Private и добавить имена либо ники тех пользователей сайта, которым этот трек
будет доступен. В самом треке добавьте комментарии с вопросами о том, что и как здесь
улучшить и не хочет ли кто-либо этим заняться? Вполне вероятно, что в результате вы получите ценные советы других пользователей сайта и кто-то, возможно, предложит вам свою помощь.
Как организовать процесс совместной работы
Прежде, чем шагнуть в реку коллабораций, нужно определить для себя основные
принципы. Нет и быть не может двух людей, в равной степени обладающих некими знаниями и
талантами. В любой коллаборации разделение труда неизбежно: один пишет мелодии
и тексты песен -– второй делает аранжировки; один делает аранжировки – второй
выполняет сведение и мастеринг; один сочиняет все мелодические партии, второй –
все ритмические; один выполняет всю творческую работу – второй всю техническую
и так далее. Жёстких правил нет и быть не может.
Определите свои сильные и слабые
стороны: чего вы ждёте от сотрудничества? Каких знаний и умений не хватает вам? Какие
свои навыки вы можете предложить потенциальному партнёру? Какими качествами и
способностями должен обладать ваш напарник?
Основные трудности ждут вас в самом начале сотрудничества. Будьте готовы к самому
неожиданному мнению вашего партнёра и к жесткой критике с его стороны. Будьте готовы чётко
объяснить своё видение проекта и то, чего вы ждёте от сотрудничества. Ставьте партнёру
конкретные, предметные задачи. Уважайте чужое мнение. В конце концов, если сотрудничество не ладится,
лучше сразу поставить на нём точку – так вы сбережёте свои нервы и время.
Важное правило: не молчите. Будьте на связи. Вы ежедневно должны находиться в контакте со своим
партнёром: е-мейл, скайп, телефон, смс-сообщения. Будьте готовы ответить на самый
неожиданный и глупый по вашему мнению вопрос. Если вам нужно на какое-то время
отправиться в места, где отсутствует интернет – предупредите об этом партнёра.
Возможно, вклад вашего партнёра в проект будет таким, что проект получит новое неожиданное направление развития. Ваши идеи будут трансформироваться и дополняться новыми. Приготовьтесь к этому заранее и решите, насколько промежуточные версии и окончательная редакция могут отличаться от ваших первоначальных замыслов. Учтите, что нет двух людей с абсолютно идентичными музыкальными предпочтениями. Готовы ли вы интегрировать в проект все возникающие идеи или лучше что-то оставить «на потом»? Какую степень творческой свободы вы готовы предоставить своему напарнику?
Технические аспекты сотрудничества
Заранее определитесь со своим соавтором с форматом проекта. Некоторые полупрофессиональные звуковые карты не записывают с внешних источников звук с частотой сэмплирования 96кГц и не работают с разрешением 32 кбита.
Очень важная проблема заключается в совместимости программного обеспечения. В идеальном случае у вас обоих должны быть установлены одинаковые версии виртуальных студий и плагинов. В жизни добиться этого крайне сложно. Часто более ранние версии виртуальных студий (DAW) не имеют каких-либо функций более поздних версий, и это может стать серьёзным тормозом в совместной работе. Нужно заранее обменяться с партнёром списками ваших виртуальных инструментов и обработок: хорошо бы пользоваться только тем софтом, который имеется у вас обоих. Если вы с напарником предпочитаете разные DAW, то вы не сможете обмениваться проектом целиком, а только wav- и миди-файлами. Обмен файлами. Звуковые файлы wav «весят» достаточно много в отличие от почти невесомых midi. Учтите, что эффекты и обработки – особенно дилэи и реверберация – значительно увеличивают вес звуковых файлов. Будете ли вы обмениваться отдельными партиями или каждый раз посылать друг другу весь проект целиком? Полезно подумать об использовании онлайн-«склада» и файлообменников для хранении и передачи рабочих материалов.
Важный вопрос – мониторинг. Какие мониторы и наушники у вас и у вашего партнёра?
Не получится ли так, что один и тот же файл на разных мониторах у одного из вас будет
звучать с избытком каких-то частот, а у второго – наоборот? Насколько эта разница
критична для готового материала?
Оставляйте своему партнёру право на личную жизнь. Не требуйте от него без особой
нужды закончить работу к определённому часу – конечно, если вас обоих не поджимают
сроки контракта, обязательства перед заказчиками и другими людьми.
В любом проекте всегда найдётся что-то, что можно улучшить. Когда можно будет
считать работу законченной?
Как делить шкуру неубитого медведя
Договоритесь со своими партнерами заранее и в письменной форме (желательно сохранить переииску или заключить самый договор): как вы определите долю участия каждого из вас в проекте? В
какой пропорции вам обоим будут принадлежать авторские права на результат? Обычно
авторство делится в пропорции 50/50, а для публикации результата совместного труда
каждый из авторов обязан получить согласие партнёра. Прибыль и бонусы потом тоже
распределяются пополам. Однако возможны любые другие варианты - важно, чтобы условия, будучи установленными с самого начала, далее изменялись лишь по обоюдному согласию.
...И всё же перед началом сотрудничества как следует подумайте: очень многие
люди (и я в их числе) чувствуют себя самодостаточными, им некомфортно в работе с
соавтором. Кажется, что партнёр – это гиря, прикованная к ноге: небольшую дистанцию
кое-как пройти можно, но бежать уже не получается. Может быть есть смысл подучиться,
восполнить пробелы в знаниях и обойтись собственными силами?
1980 – Власти ЮАР по политическим мотивам запретили пинфлойдовскую песню Another Brick in the Wall. Советские газеты выступили с критикой, поддержав музыкантов. Но строчка "Брежнев взял Афганистан" со следующего альбома группы заставила СМИ изменить точку зрения »»
Richard "Groove" HOLMES (1931)
John VERITY (1944)
Lesley GORE (1946)
Валерий ГЕРГИЕВ (1953)
Elliot GOLDENTHAL (1954)
Alec EMPIRE (1972)
Lily ALLEN (1985)