Афишами Positivus (и не только – как выяснилось, в фестивальном плане Латвия богата не одними спорными мероприятиями "Юрмалина", "Новая Волна" и "Голосящий КиВиН") была увешана вся Рига, все окрестности Риги, и даже на трассе, ведущей в Эстонию, можно было заметить, во-первых, большие фиолетовые плакаты с уже знакомой эмблемой, а во-вторых, бодрых молодых людей с картонками, на которых было намалевано Positivus. Они, вероятно, хотели, чтобы какие-нибудь похожие веселые, бодрые и молодые люди (таких отличали флаги со слоганами, торчащие из машин) подобрали их и подвезли до местечка Салацгрива, где проводится фестиваль уже в шестой раз за свою историю.
Салацгрива — деревенька на берегу моря, славящаяся фестивалем и какой-то невероятной дикой миногой (ее попробовать не удалось). Находится Салацгрива в полутора часах езды от Риги, но на территории фестиваля всегда есть кемпинг, так что ездить туда-сюда совсем не обязательно. Хорошо еще и то, что если грохот музыки с главных сцен надоест, можно всегда уединиться на песчаном пляже и даже, набравшись храбрости, искупаться в холодной воде. По размерам территория фестиваля небольшая – из конца в конец ее можно пройти минут за десять, но она вполне уютно и ладно организована, напоминая собой ранние Пикники "Афиши". Две главные сцены, две маленькие сцены (на которых преимущественно выступают местные музыканты), одна сцена с диджеями, одна — на пляже с ними же, где не без помощи водки Stoli крутила пластинки латышская диджей-артель Jaffa Riga, палатки с различной едой (и даже целый отдельный ларек со свежими фруктами и овощами — где еще придешь послушать рок, заедая его горохом прямо из стручков?), небольшой дизайнерский рынок, магазинчики, стена для скалолазания, стенды спонсоров с развлечениями, детский городок, занятия по йоге, гамаки, огромная вышка для прыжков с высоты 150 метров на батут (в очереди была замечена оживившаяся группа Wild Beasts) и прочие милые удовольствия. Но главное, конечно же, музыка.
В первый день в поле зрения Звуков сразу попали юные британцы Vondelpark. В группе четверо молодых людей, первый из которых похож на грязнулю, второй — обладает штанами в якоря, третий — рыжий солист Льюис Рейнсбери (Lewis Rainsbury) с лицом уверенного троечника, а четвертый — лопоухий барабанщик. На пресс-конференции они растерянно моргали. Интервью ясности не внесло.
Звуки: Вас все время сравнивают с разными коллективами — а сами вы себя с кем могли бы сравнить?
Vondelpark: Slayer, например.
Звуки: Смело. Но как вы охарактеризуете свой жанр?
Vondelpark: Подводный поп на обочине.
Звуки: Вы называетесь Vondelpark — в честь парка в Амстердаме. Вы поборники легких наркотиков?
Vondelpark: Да, мы курим траву. Не прямо сейчас, но вообще, конечно, курим. Blueberry haze наш любимый сорт. У вас, кстати, случайно нет ничего такого с собой?
Звуки: К сожалению, нет. А у вас?
Vondelpark: Не-а.
Звуки: А вы уверены, что хотите, чтобы эти строчки были опубликованы?
Vondelpark: Ага, без проблем.
Однако, на сцене они выглядели куда увереннее, чем в жизни, и вполне оправдывают оправдывают выданные им журналом NME авансы (редакция восторженно отзывалась об этой неглупой электронике и предрекала музыкантам большое будущее). Живьем Vondelpark – это ладный мягкий рок, щедро смешанный с электроникой и пост-дабстепом: местами напоминает Sigur Ros (по большей части из-за вокала и тягучих гитарных партий), местами — разжиженных The xx.
Затем на пресс-конференцию пожаловал его величество King Charles, тут же развалился на диване и стал перебирать пачку фанатской почты (ему пришло самое большое количество карточек с посланиями и пожеланиями — 80% всей макулатуры было про волосы, конечно).
King Charles: Я так рад, что снова в Салацгриве! Я даже совсем не спал, все время ходил, что-то смотрел, восторгался, как тут круто, и как пива много.
Звуки: Вы приезжаете сюда уже во второй раз. Что вы запомнили со своего предыдущего выступления здесь?
King Charles: Вид на толпу с самого верха сцены, куда я забрался. Оттуда лучший вид на свете открывается. Но в этом году я такого повторять не намерен, будут и другие сюрпризы. Не помню, как высоко я забрался, но точно помню, что гуглил потом «самый высокий стейдж-клаймб» в мире.
Звуки: Вы планируете в этом году кататься на велосипеде?
King Charles: Да, то есть нет, я хотел бы на мотоцикле — бррр! гррр! - тут рассекать. Чтоб с моторчиком между ног.
Звуки: А колготки, как в прошлый раз, наденете?
King Charles: Не уверен, это рискованно! Потому что в какой-то момент на одном британском фестивале мои колготы попросту треснули у меня на заднице, когда я забирался на осветительную вышку. Не так высоко, как я тут взбирался, но все же.
Звуки: И что? На вас не было белья?
King Charles: Некоторые злопыхатели утверждают, что не было. Но я уверен, что какое-то все же было. Так что в этот раз без колгот обойдемся.
Звуки: Как вам кажется, эксцентрики — это мейнстрим?
King Charles: Очень интересный вопрос. Мне кажется, что эксцентрикам всегда было место на сцене просто потому что где-то еще им места не было. На сцене сейчас много эксцентриков, как в мейнстриме, так и во всяких левых направлениях, так что да.
Звуки: Каково это — быть таким крутым?
King Charles: Ой, не уверен, что могу отвечать на этот вопрос.
Звуки: Ну тогда спрошу по-другому: а быть все время окруженным полуголыми девицами каково? (Кинга Чарльза трудно было увидеть без симпатичных юных нимф по сторонам).
King Charles: О, а вот это фантастически здорово.
Звуки: Не кажется ли вам, что люди реагируют больше на ваш образ, чем на музыку?
King Charles: Я надеюсь, что на музыку.
Звуки: Надеетесь или знаете?
King Charles: Ммм. Чужая душа потемки, поэтому я не могу сказать наверняка, но люди действительно выражают свой энтузиазм, и это хорошо: неважно уж, по поводу музыки или усов.
Звуки: Как бы вы описали в трех словах свою музыку?
King Charles: Кровь, любовь, фолк.
Ажиотаж пресс-конференции c группками восторженных фанатов на выходе из пресс-зоны, увы, не перенесся на сцену: отсутствие коварных лопающихся колготок все же не было на руку Его Высочеству, потому что без них он смотрелся бледновато, музыка звучала обычная, - ничем не примечательный инди-рок с примесью фолка, - и даже роскошная чернокожая бэк-вокалистка не помогла британцу выглядеть более выигрышно.
А тем временем на главную сцену вышли Niki and the Dove: слегка помятая девушка в красном-вырви-глаз платье, с цветными помпонами в руках, ядерных расцветок украшениями (чуть позже появился тяжеленный кокошник из цветов) совершенно заворожила толпу шаманскими напевами (да и танцами, что уж там, умеют эти шведы поддать мистики). И хотя голосистый женский синтипоп с примесью индитроники и вздохами, в общем-то, вещь не новая, Ники (которую на самом деле зовут Малин, а ее голубя на клавишных — Густаф) может запросто составить конкуренцию Флоренс Уэлч (Florence Welch) и Fever Ray. Особенно хорош был номер "DJ, Ease My Mind" — ставший в живом исполнении еще более минималистским, пронзительным и, как следствие, вобравший в себя еще большей разрушительной силы.
Следом за ней появилась лучшая группа первого дня — Friendly Fires, и без особых обиняков и прелюдий завела публику с пол-оборота. Если вы никогда не видели, как танцует на сцене с виду застенчивый пухлячок в потешной рубашке с жабо Эд Макфарлен (Ed Macfarlane), – вы не знаете, что такое настоящие танцы. Солист на протяжении всего сета извивался ужом, вертел попой, скакал по сцене аки сайгак, вихлял бедрами так, что позавидовали бы все стриптизеры мира, и уж точно оставил далеко позади Тома Йорка (Thomas Yorke) по части сумасшедших движений, и при этом здорово выводил песни с обоих альбомов Friendly Fires – "Friendly Fires" и "Pala". Настоящая животная, гормональная история про гальванизированный дэнс-рок с занятными духовыми. Открыв концерт лихим танцевальным номером "Lovesick", сет продолжился "Jump In The Pool", "Blue Cassette", "True Love", "On Board", а к концу, когда все стоящие перед сценой, валились с ног, - закатывался боевиком "Paris, Hawaiian Air" и лирической "Kiss Of Life".
По дороге на Keane получилось ненадолго заглянуть в тент I love you, где вовсю рубили плясовые мелодии эстонцы Mimicry — девочка с компьютером и юноша с гитарой. Простецкий электро-поп, чем-то напоминающий московскую команду "Барто", на пластинках, конечно, звучит авантажнее, но вживую со всеми недостатками, огрехами и шиком сельской дискотеки для поздних танцев — тоже выглядел симпатично. Что любопытно, Mimicry в этом году пытались взять приступом конкурс "Евровидение", но не прошли даже в финал отборочного тура. Вполне резонно: их музыка именно что для бодрых танцев и энергичных плясок в маленьких душных клубах, но уж никак не на федеральных телеканалов. Тент, тем не менее, был полон фанатами из Эстонии — когда музыканты попросили соотечественников поднять руки, оказалось, что представителей других национальностей на выступлении почти что и не было.
Keane – хедлайнеры первого дня — к сожалению, представляют из себя совершенно никудышное зрелище. Да, звучат чисто, да, отрабатывают навешанные ярлыки "стадионного поп-рока", да, солист томно взбирается на колонку одной ногой, приобнимает микрофонную стойку, картинно воздает руки к небу и падает ниц, да, делает грустные глаза — но за всем этим нет ни малейшего изменения в тоне, ни одного интересного и небанального хода. Все сыграно и спето на одной ноте, с идиотскими песьими модуляциями, бездушно, без вдохновения, и слушать это невыносимо. Если "Everybody's Changing" с ее фортепианными проигрышами еще как-то может сойти за приличную композицию, то все остальное – особенно творения с нового альбома "Strangeland" — сливаются в одну заунывную кашу, бессмысленную и беспощадную, что, впрочем, решительно не мешало подвыпившим мужчинам в VIP-зоне обнимать своих друзей и светиться от счастья. Коллеге из Британии, однако, хватило одного слова для описания впечатления от музыки Keane – "shit".
После ухода британцев на сцене на несколько минут стало тихо, а потом случилось невероятное: совершенно внезапно фестивальную территорию огласил зычный вокал Петра Налича с программой "Веселые бабури". Мы списали эту коллективную галлюцинацию на долгий день, усталость и пару стаканов алкоголя, но загадка волоокого исполнителя напомнила о себе на следующий день — в центре Риги средь бела дня навстречу нам в панамке шел Налич собственной персоной. Как он оказался на фестивале, что делал, как ему удалось пробраться на сцену, и был ли он там вовсе, до сих пор непонятно.
1995 – Группа«Тайм-Аут» играет концерт на Северном полюсе »»
Mundell LOWE (1922)
Iggy POP (1947)
Paul DAVIS (1948)
David Van TIEGHEM (1955)
Roger SMITH (1959)
Michael TIMMINS (1959)
Robert SMITH (1959)
Анастасия ПРИХОДЬКО (1987)
Neal MATTHEWS (2000)