Разбудите меня среди ночи и спросите - кто главный продюсер русского рока? - и я моментально отвечу: Александр Кутиков. Вы можете сыпать в ответ десятками достойных имен, но я буду тверд и непоколебим: без Кутикова русская рок-музыка была бы другой - если бы она вообще была. И сегодня, когда Александр Викторович справляет юбилей, очень хочется спеть ему достойный панегирик: и не только потому, что этот человек написал музыку к песням, которые четыре десятка лет распевает вся страна. Он еще и сумел сделать так, что эта страна вообще стала слушать рок-музыку.
Берем воспоминания любого рокера (да и поп-музыканта, что греха таить) 80-х - я гарантирую, что рано или поздно там встретится фраза: "и вот мы пришли к Кутикову", или "а Кутиков помог нам записать нашу первую пластинку", или "а Кутиков услышал нас на концерте и пустил к себе на базу". На той самой "кутиковской студии", которая потом станет лейблом Sintez Records, именно оттуда и вышли записи "Браво", "Nautilus Pompilius", "Арии", даже Леонида Агутина и "Рондо". Кутикова можно было назвать продюсером в самом настоящем, правильном, неискаженном смысле этого слова: он строил студию, ловил звук и фиксировал его. Злые языки, которые твердят "а на западе-то в то время сводили и писали круче" могут попробовать сконструировать машину времени, мотнуться в начало 80-х и попробовать построить в Москве звукозаписывающую студию. Кутиков - смог.
Удивительное дело - в то время, как многие музыканты мечтали о том, как бы вот так взять да и найти возможность записаться профессионально, по-настоящему, Кутиков просто делал все для того, чтобы эту возможность реализовать. Не ждать милостей от судьбы, а сделать все самому. Остальное - всем известно: на студию к Кутикову мечали попасть все московские рокеры - это была, пожалуй, единственная возможность получить в 80-е качественную запись.
В "Машине времени" он всегда оставался главным экспериментатором: Маргулиса тянуло в блюз, Макаревича - в джаз, а то и в авторскую песню. Кутикову было всегда интересно сделать что-то неожиданное, что-то неоднозначное. От него ждали пауэр-зонгов а-ля "Поворот" или "Скачки", а он выпускает в 1990 году альбом "Танцы На Крыше", сделанный по всем музыкальным европейским канонам: с яркими клавишными партиями, с элегантным саксофоном Сергея Мазаева и чуть отстраненной гитарой Дмитрия Четвергова. Даже клип "Троянский Конь" казался уж очень "ненашенским" - настолько он был сделан по зарубежным канонам, без оглядки на зачаточное постсоветское клипмейкерство. Проведите эксперимент - отключите звук, чтобы не был слышен русский текст. И кто скажет, что это видео снято на песню главного русского рокера?
Александр Викторович и сегодня не перестает удивлять. Он мог бы уже давно почивать на лаврах - заслуг одной "Машины времени" хватает на весьма и весьма солидную биографию. Но и сегодня он полон настоящего юношеского задора и жажды эксперимента. Он пишет новые песни и записывает отличный сольник "Демоны Любви". Он возрождает "Нюанс" и начинает играть сольники - а запись его концерта во МХАТе, может быть, на сегодняшний день одно из лучших российских рок-видео: специальный анимационный видеоряд, потрясающая подборка песен, прекрасно сведенный звук... Кутиков по-прежнему остается перфекционистом: он или делает "на отлично" или не делает вообще.
Он и сегодня полно идей и планов, он пишет новые песни, играет концерты и выпускает пластинки. Музыкант, продюсер, звукорежисер - и замечательный человек. Звуки поздравляют Александра Викторовича с юбилеем - счастья и новых песен!
Дата рождения:
13 апреля 1952
1995 – Валерий Сюткин заявил, что покидает группу «Браво» и начинает сольную карьеру »»
Lowell GEORGE (1945)
Al GREEN (1946)
Михаил ШУФУТИНСКИЙ (1948)
Peabo BRYSON (1951)
Александр КУТИКОВ (1952)
Jimmy DESTRI (1954)
Louis JOHNSON (1955)
Сергей ШНУРОВ (1973)
Lou BEGA (1975)