Нынешний визит Эннио Морриконе (Ennio Morricone) - это не просто рядовая поездка с программой "музыка из кино, которую все знают". Хотя, конечно же, не знать музыку Морриконе невозможно: в активе маэстро - саундтреки к пятистам с лишним фильмов. Так что выбор богат: можно компоновать программу по собственному усмотрению, стыкуя на первый взгляд совершенно несовместимые вещи.
Для нынешних российских гастролей 82-летний маэстро выбрал неоднозначный способ компоновки сет-листа (если этот термин вообще применим для концерта Морриконе). В Москве публике предлагался набор произведений из фильмов, которые сам маэстро считает знаковыми, а вот в Санкт-Петербурге публику ждет тематическая программа, скомпонованная из фрагментов саундтреков: "Жизнь и легенда" (сюда попадают и "Неприкасаемые", и "Легенда о пианисте", и "Однажды в Америке"), "Разбросанные листы", "Миф современности в фильмах Серджио Леоне" и "Социальное кино". Москве же предстояло увидеть и услышать не только Морриконе-кинокомпозитора, но и Морриконе-авангардиста, играющего на поле современной и даже авангардной музыки.
На российских концертах Морриконе помогают два российских оркестра: симфонический оркестр радио "Орфей" (в Москве) и симфонический оркестр Государственного Эрмитажа (в Петербурге). Добавим сюда вокальную поддержку в лице итальянской сопрано Сюзанны Ригаччи и Московского Синодального Хора (пусть вас не смущает название, этот коллектив прекрасно чувствует себя не только на поле духовной музыки) - в статусности мероприятия сомнений нет никаких.
Морриконе, бодрый и подтянутый, выходит к дирижерскому пульту, взмахивает палочкой - и начинает с "Chi Mai", пожалуй, самой известной своей темы. На ней, к сожалению, отстраивается звук - вместе с оркестром играет и живая группа, и звукорежиссер не сразу находит баланс между струнными, роялем Джильды Бутты и барабанами Массимо Д'Агостино, но к финалу звук все-таки выправляется. А дальше начинается милое музыкальное хулиганство, которое, пожалуй, ввело в ступор добрую половину зала - тех, кто ждал от Морриконе the best of, а в программку концерта заглянуть не удосужился. Никаких "Однажды в Америке" или "Неприкасаемых": Морриконе, памятуя давнее сотрудничество с нашими кинематографистами, выдает музыку из "Красной палатки", а затем - одно из своих давних и безумно проникновенных сочинений, музыку к "Novecento" Бертолуччи. Вот так и звучит настоящая ностальгия - подобное начало концерта просто бальзам на душу возрастного российского зрителя: именно так и ловили фильмы Бертолуччи и Леоне на кинофестивалях и впитывали каждый кадр и каждую ноту, не зная, когда еще удастся посмотреть это кино. Да, вот так и жили в жуткую эпоху отсутствия видеомагнитофонов и - о ужас! - iPad'ов.
Но затем приходит время первого (и единственного в московском сет-листе) музыкального коллажа: "Миф современности в фильмах Серджио Леоне": главные темы из "Хорошего, плохого, злого", "Однажды на Диком Западе" и "За пригоршню динамита" с великолепной вокальной партией Ригаччи. Можно закрыть глаза - и прокрутить в голове любимые моменты из любимых фильмов: вот он, сухой ветер прерий, топот лошадиных копыт и тяжесть верного кольта в кобуре.
Но с исходом "тем Леоне" время всем известных хитов заканчивается окончательно и бесповоротно: Морриконе на несколько секунд удаляется за кулисы, возвращается с новой партитурой - и вместо чинного кинокомпозитора за пультом появляется хулиган-авангардист. Две пьесы "Varianti Su Un Segnale Di Polizia" и "Sicilio Ed Altri Fremmenti" - очень странные, завораживающие и, вместе с тем, откровенно смешные. Первая - вырастающие из трелей полицейских сирен темы из криминальных фильмов, а вторая - протяжные музыкальные пейзажи с нервными сбивками духовых и фрагментарно вступающим роялем Бутты.
И завершается концерт еще двумя киносюитами: помпезным "Nostromo" и тремя ключевыми темами из "Миссии", где как нельзя точно звучит хор: в "On Earth As It Is In Heaven" вплетаются отголоски церковных песнопений. Оркестр держит последнюю ноту, постепенно стихая, а затем дон Эннио одним жестом палочки поднимает всех музыкантов на финальный поклон. Сам же маэстро быстро собирает партитуры, деловито кланяется и уходит за кулисы, даже не забрав цветы у восторженных поклонников. И в этой его деловитости нет ни грамма суетливости: он и дирижирует так же, как живет - размеренно, но не отвлекаясь на внешние раздражители.
Потому, вероятно, и сохраняет живость фантазии и безмерную трудоспособность. Кстати, в 2012 году должны выйти аж четыре фильма с музыкой Морриконе. Так что - можем надеяться на новые музыкальные коллажи. На наш век хватит.
Дата рождения:
10 ноября 1928
1924 – Родился Чет Эткинс (настоящее имя - Chester Burton Atkins) - знаменитый гитарист, композитор и продюсер. В конце 50-х руководил знаменитой рекорд-студией RCA. Чет записал более 30 сольных альбомов. В 1973-м году включен в Зал музыкальной славы »»
1942 – В Калифорнии родился Брайан Уилсон - старший из братьев Уилсонов, главный автор серф-хитов The Beach Boys. И папа Wilson Phillips »»
1969 – Дэвид Боуи выпустил сингл "Space Oddity", написанный под впечатлением от "Космической одиссеи 2001" Стэнли Кубрика. Трэк достиг 1 строчки британского чарта лишь после переиздания в 1975 году и до сих пор считается одной из самых лучших работ исполнителя. Главный герой песни, вымышленный космонавт… »»
Chet ATKINS (1924)
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1932)
Николай Николаевич ДРОЗДОВ (1937)
Bob PORTER (1940)
Brian WILSON (1942)
Lionel RICHIE (1949)
Peter Laurence GORDON (1951)
Cyndi LAUPER (1953)
Chris CORNELL (1964)
Twiggy RAMIREZ (1971)