Хорошо ли мы знаем современный польский джаз? Авангардный трубач Томаш Станько (Tomasz Stańko), саксофонист Хенрык Мискевич (Henryk Miśkiewicz), группа Simple Acoustic Trio, контрабасист Оло Валицкий (Olo Walicki). Узнать о польском джазе побольше можно будет в октябре, когда в Москве стартует Фестиваль культуры Польши. В его рамках состоится выступление одного из наиболее ярких представителей польского джаза — группы Contemporary Noise Sextet.
Самое интересное, что корни Contemporary Noise Sextet уходят в... хардкор. Основатели группы, Куба Капса (Kuba Kapsa, фортепиано) и Бартек Капса (Bartek Kapsa, барабаны), до 2003 года играли в хардкоровой группе Something Like Elvis. С этой группой братья выпустили три альбома. На альбомах «Personal Vertigo» (1997) и «Shape» (1999) группа исполняла хардкор с использованием такого неожиданного инструмента, как аккордеон, а на последнем альбоме «Cigarette Smoke Phantom» (2003) вышла на другой уровень музыкального мышления. Уже в первом треке «Foam» присутствует смесь джаза и психоделического рока. В дальнейшем на альбоме обнаруживается психоделический пост-рок, разбавленный кабарешной аккордеонной песенкой «Egzistantional Limerick». На этих записях Куба Капса выступал преимущественно в роли басиста и вокалиста. После распада Something Like Elvis братья Капса решили заняться джазом, основным инструментом Кубы стало фортепиано, а оставшиеся члены группы организовали отличную прог-группу Potty Umbrella.
К сегодняшнему дню братья Капса выпустили пять джазовых альбомов. Сначала под маркой Contemporary Noise Quintet был выпущен мощный альбом «Pig Inside the Gentleman» (2006), затем уже в расширенном составе, как Contemporary Noise Quartet, альбом «Theatre Play Music» (2008) с музыкой, написанной для польского театра. Первый альбом в составе секстета вышел в том же 2008 году. Назывался он «Unaffected Thought Flow» и содержал в себе элементы фри-джаза. Так, композиция «Unaffected Thought Flow (Part 2)» то разрывается от фри-джазового хаоса и клокотания, то переходит в эмбиентное звучание с мягкой и задумчивой трубой. Следующий альбом Contemporary Noise Sextet вышел в 2011 году. «Ghostwriter’s Joke» получился авангарднее и сложнее, нежели его предшественники, а звучание духовых на нём приобрело африканский оттенок, местами напоминая музыку эфиопского саксофониста Гетачу Мекуриа (Getatchew Mekurya). Кроме того, в интернете можно найти мп3-релиз «November Note» (2010), на котором представлен концерт секстета, записанный в 2008 году в Познани. На сайте группы в разделе «Dyskografia» он не указан, зато именно он даёт наибольшее представление о концертном звучании группы. В живом исполнении некоторые вещи заметно меняются. Так, красивая вещь под названием «Zero Gravity» в концертном варианте вырастает с 6 до 9 минут и приобретает длинное и загадочное дарк-эмбиентное вступление.
Contemporary Noise Sextet
Москва, клуб «16 Тонн»
6 октября 21:00
1955 – Элвис Пресли выпустил свой первый хит I Forgot to Remember to Forget / Mystery Train. Он попал на вершину чартов несколько месяцев спустя и продержался там 5 недель »»
1960 – Битлз начали свои выступления в Гамбурге в клубе Indra. Когда они отыграли 48 ночей, директор клуба попросил участников группы, быть на сцене "поживее". Музыканты начали сопровождать свои концерты криками и воплями, они скакали по сцене и иногда играли, лёжа на полу. Однажды Джон Леннон вышел на… »»
1964 – Совет Глазго в Шотландии объявил, что все юноши, носящие битловские прически, обязаны надевать резиновые шапочки в бассейнах, так как волосы битломанов засоряют фильтры »»
1969 – В штате Нью-Йорк состоялся легендарный "фестиваль любви" в Вудстоке. Его полное название - Woodstock Music and Art Fair »»
1998 – День рождения электро-фолковой группы "Иван Купала" - одной из первых групп в России, работающих в формате world music »»
Jack SPERLING (1922)
Luther ALLISON (1939)
Robert DE NIRO (1943)
Belinda CARLISLE (1958)
Everette HARP (1961)
Maria MCKEE (1964)