В том, что уроженка Аризоны Ника Роза Данилова (Nika Roza Danilova) дает своим композициям названия «Lady Maslenitsa», «Smirenye», «Tsar Bomba» нет ничего удивительного: певица ничуть не скрывает эмигрантского происхождения. Акцентированной славянофилии, правда, здесь не встретишь: по записям заметно, что в первую очередь основательница проекта Zola Jesus вдохновляется шумовыми релизами восьмидесятых, классической оперой и ледяным пост-панком. Начав с грязных и скрежещущих нойз-коллажей Данилова за три года пришла к образцовой поп-музыке высокой породы, которой хочется внимать со священным трепетом — к тому же, и сами песни повествуют о любви, доросшей до размеров религиозного чувства. Ошеломляющий эффект от творчества Zola Jesus кроется не столько в аккомпанементе, хотя к нему тоже не придерешься, сколько в выдающемся мраморном голосе Даниловой — несмотря на юный возраст, ее вокальные данные и умение загипнотизировать слушателя, заставляют поставить Нику в один ряд с величайшими вокалистками прошлого: Сьюзи Сью (Siouxsie Sioux), Лизой Джерард (Lisa Gerrard) и Кейт Буш (Kate Bush). Накануне выступления американской ворожеи в рамках московского фестиваля Strelka Sound, корреспондент Звуков связался с певицей и обсудил положение женщины в электронной музыке, шумовой авангард, готику и неизбежный конец света.
Звуки: Ваш следующий альбом называется «Conatus», что вы имеете в виду под этим названием — это всё следствие вашего увлечения философией?
Zola Jesus: Для меня это очень важный альбом — он будет своего рода точкой, отсекающей то, что было до этого и началом новой главы. Для меня написание тех песен, по которым меня знают, стало слишком естественным процессом: я начала замечать, что они получаются слишком легко, я начала повторяться и использовать уже опробованные методы. Это верный знак, что пора всё менять и начинать заново. Это будет шаг вперед, продолжение — как и слово «conatus», означающее стремление существовать дальше. И если я хочу существовать дальше, я должна измениться. Всё, что стоит на месте — умирает. Я всегда выбирала самые трудные пути, потому, что я понимала, что артисту необходимо испытывать дискомфорт, чтобы становится сильнее. Помните, как у Ницше?
Звуки: И куда же вы направляетесь?
Zola Jesus: Я буду больше работать с электронной музыкой разных стилей. Для меня это terra incognita — в моем детстве вообще не было подобной музыки, я открываю ее только сейчас, поэтому мне очень важно попробовать себя в том, о чем я прежде никогда и не думала. Для меня как для автора — это очень тяжелый вызов, но именно об этом я и говорила, что мне нравится преодолевать сопротивление музыки, слушаю ли я ее или пишу. Сейчас, когда я приступила к работе над «Conatus», я ощущаю себя слабой и маленькой — у меня нет навыков работы с этой музыкой и я только подступаюсь к ней, сопротивление очень велико. Но мне нравится этот риск, это подвергание себя опасности. Нет ничего лучше, чем видеть как твоя несбыточная мечта становится реальностью.
Звуки: Вы часто упоминаете о своей любви к шумовому авангарду и к индастриалу, что вы находите в этой музыке? С ней же сопряжены крайне негуманные и зачастую женоненавистническая идеи...
Zola Jesus: А я не думаю, что нойз должен быть таким «клубом для мальчиков», куда больше никому и попасть нельзя. Необязательно соглашаться со всем, что диктует эта музыка, мне интересен именно момент сопротивления столь мощным звукам и образам — вовлечение, понимание и оспаривание. Ведь это же очень важные вопросы — куда ведет это темное начало? Почему оно пропитано ненавистью к людям? Мне нравится искать ответы в самой музыке. Я пытаюсь быть комментатором, но не снаружи, а внутри самого жанра. Честно говоря, я испытываю такие чувства не только к экстремальной музыке, есть много культурных явлений, интересных с этих позиций. Меня привлекает всё, в честь есть элемент провокации.
Звуки: А вы когда-нибудь думали о том, чтобы выпустить собственный шумовой альбом?
Zola Jesus: У меня они уже были — всё, что выходило перед «Stridulum» было сплошным нойзом. Я занималась этим дольше, чем поп-музыкой...
Звуки: Не могу согласиться, ну какой же это нойз. Тут и мелодии, и вокал...
Zola Jesus: Во всех направлениях музыки вы можете найти мелодии. Например, вот Prurient — очень мелодичный артист. Я имею в виду образ мышления, раньше, я действительно была больше похоже на «шумовика», но это во многом было из-за моей неопытности, не умения делать музыку по-другому. В детстве я только пела чужие песни, подхватывая их отовсюду, но сама ничего не сочиняла и не бралась за музыкальные инструменты. Поэтому я начинала с самого простого, постепенно двигаясь к более сложному. В нойзе же очень много дилетантского, хотя есть и очень опытные, талантливые артисты.
Звуки: Весной вы записывались с электронщиком Prefuse 73, теперь скоро выйдет ваша коллаборация с французским шугейз-проектом M83, вопрос — когда уже совместный альбом с Current 93?
Zola Jesus: Может быть очень скоро! (Смеется) Я думаю, что после всех этих чисел, это впрямь следующее, что я должна сделать. Правда, мне не очень нравится неофолк. Он слишком слабохарактерный, я никогда не понимала эту музыку. Нет, я уважаю Тибета, уважаю Current 93, но вряд ли вы услышите эту музыку в моем доме. Я понимаю, что они хотят сказать своими песнями, но вот честно — мне больше по душе просто фолк, чем любые вариации на его основе.
Звуки: Вам много поступает предложений записать что-нибудь вместе?
Zola Jesus: Много, но стоящих среди них не так уж и много. Все, что мне нравится, я стараюсь воплощать в жизнь. Раньше я шла на это намного чаще, сейчас я думаю, пересмотреть свои позиции: я столько раз разочаровывалась в людях, что теперь сложно говорить наперед, приходится быть осторожнее.
Звуки: У вас был очень чудной сайд-проект Nika + Rory, в рамках которого вы делали такой разудалый дэнс-поп — что это вообще было и зачем?
Zola Jesus: Понятие счастливой музыки мне представляется крайне субъективным. У меня, как у Zola Jesus, тоже вполне себе счастливые песни. По крайней мере, на последних двух альбомах. Но это не значит, что они должны быть веселыми, я вообще не вижу поводов ставить знак равенства между счастьем и весельем. Вот Nika + Rory действительно было про радость совместного созидания легкой музыки. Но я не хочу сказать, что это какая-то бестолковая затея для собственного развлечения — нет! Я вообще считаю, что нет смысла делать музыку без какого-то смысла и даже в этих песнях были свои смыслы. Просто это другой способ их выразить.
Звуки: А что вообще тогда в вашем понимании поп-музыка?
Zola Jesus: Я думаю, что поп-музыка просто обязана иметь запоминающиеся мелодии. Если их нет, то это уже не поп-музыка. Поэтому мои песни зачастую напоминают мантры — я стараюсь, чтобы они въедались в сознание так прочно, чтобы становились его частью. По-крайней мере, я сначала пробую их на себе (смеется). Написать хорошую мелодию сложнее, чем самую зубодробительную последовательность неритмичных, атональных звуков. Я думаю, что те, кто пишет поп-хиты, намного лучше понимают людей и их психологию, зато те, кто стоит на другой стороне, неплохо разбираются в патологиях.
Звуки: Вы часто ругаете тех, кто называет ваш образ готическим, но согласитесь, что сложно устоять: эти черные сценические одеяния, ваши вкусы, клипы, высказывания...
Zola Jesus: Поймите, я не так уж много внимания уделяю тому, что мне надеть, для меня важнее удобство, чем внешний эффект. Я брюнетка (до недавнего времени Ника Роза действительно была брюнеткой — прим. Звуков), мне идут черные вещи, это самый практичный цвет — вот и всё. Конечно, как только я стала заниматься музыкой, как все сразу начали тыкать в меня пальцем и говорить, что я гот. Да я вообще про всё это не знала! И даже сейчас не испытываю к этому никакой близости. Я совсем не «готического» типа человек — я слишком прагматична и жизнелюбива. Нет, конечно, какая-то толика мистики все же присутствует, но зачем же сразу в готы записывать? Мне кажется те, кто называют себя так, просто карикатурные персонажи. Это также смешно, как называть себя, например, я не знаю, принцессой.
Звуки: За последние пять лет появилось множество женщин, выступающих соло или с группами, которые моментально перетянули внимание публики на себя — как вы думаете, это такая волна или же просто совпало?
Zola Jesus: Я не шибко смотрю на то, что делают другие — будь-то женщины или мужчины. Есть те женщины, которые определяют лицо современной музыки, но есть и те, кто стоит у музыки за спиной — вот я скорее из этих. Вот в электронной музыке очень мало женщин, так что, я думаю, еще смогу продемонстрировать свои способности. А так — мне сложно ассоциировать себя с кем-то по половому или возрастному признаку. Я никогда себя считала себя частью какого-то поколения. Да, мы первые, кто был воспитан интернетом, а не родителями. И поэтому у нас так мало интересов, хотя на первый взгляд может показаться, что их слишком много. Мои ровесники получили доступ ко всем знаниям мира, поэтому мало кто пытается придумать что-то новое — намного проще и удобнее просто перерабатывать старое. Здесь во всем заложены противоречия — они социально неустроенны, хоть и много общаются в социальных сетях, они декларируют независимость, хотя на самом деле сидят на цепи. Но одна из причин, по которым я занимаюсь музыкой — это возможность найти и пробудить иные чувства в людях моего возраста.
Звуки: Что вы думаете по поводу всех этих разбирательств вокруг госдолга США, угроз очередного экономического коллапса? Вас это беспокоит?
Zola Jesus: Я думаю, что всё давно уже к тому шло. Сложно не заметить, что мы все ползем прямо в ад — особенно в Америке. Там просто разлито чувства, что какие-то огромные перемены уже стоят на пороге и стучат в дверь. Возможно, это будет революция. И я думаю, что мои песни направлены на то, чтобы люди обратили внимание на то, что неизбежно произойдет, но они не хотят пока этого видеть. Хотя, думаю, внутри себя мы все понимаем, что происходит. (Пауза). Ничего не станет лучше. Или станет, но уже после нас.
Фестиваль Strelka Sound 2011 — Zola Jesus, Manicure, Motorama
Институт «Стрелка»
13 августа 17.30
1977 – В Индианаполисе состоялся последний концерт Элвиса Пресли. "Король рок-н-ролла" скончался менее, чем через два месяца после этого события »»
Dave GRUSIN (1934)
Larry TAYLOR (1942)
Georgie FAME (1943)
Steve NARDELLA (1948)
Joey BARON (1955)
Chris ISAAK (1956)
Patty SMYTH (1957)
Вячеслав ПЕТКУН (1969)
GAROU (1972)