Проект “Rain Dogs”, предпринятый участниками самых одиозных пост-панковских формаций – не просто трибьют и не просто живое исполнение альбомного материала. Это – первая попытка театрального прочтения одного из самых известных альбомов Тома Уэйтса (Tom Waits). Звукам удалось увидеть шоу, в ходе которого молодые музыканты воплотили, как могли, персонажей уэйтсовскиих песен.
Необходимо заметить, что музыка Уэйтса – острохарактерна, и сам автор вполне осознает это. Он создал несколько работ для театра, две из которых - ”Alice” и ”Blood Money” - существуют и в виде музыки к спектаклям, и в виде альбомов. В то же время, вопрос, взялся бы сам Уэйтс за визуализацию “собак”, остается открытым.
История альбома ”Rain Dogs” сама по себе заслуживает внимания. Это был девятый по счету альбом набирающего силу в Европе культового автора и новый релиз, который Уэйтс создавал для Island уже не как для инди-, а как для мейджор-лейбла. На тот момент он располагал практически неограниченным кредитом доверия – и соответствующими возможностями.
Для 1985 года сам факт большого сборного состава звездных участников на записи не был чем-то необычным. Другое дело, что тогда звезды собирались, в основном, для исполнения пафосно-душераздирающих гимнов вроде ”We Are The World, We Are The Children”. А Уэйтс подписал для участия в проекте 24 аутсайдеров, в числе которых оказались Кит Ричардс (Keith Richards) из Rolling Stones, Тони Левин (Tony Levin) из King Crimson и джаз-роковый гитарист Марк Рибо (Marc Ribot). И создал проект, который даже по нынешним меркам можно считать радикальным: взяв банальный кабацкий фолк-рок, замесил его с нажористым авангардом и бурлеском, приправил острой язвительной лирикой – “за вкус не ручаюсь, но горячо будет”.
Успех "Rain Doogs” позже пытались воспроизвести менее удачливые коллеги, однако все попытки создать подобные проекты разбивались о банальную нехватку выразительных (читай - финансовых) средств. Более того, не удалось это и самому Уэйтсу: после ”Rain Dogs” его отношения с заказчиком постепенно охладели настолько, что все последние альбомы он записывает и выпускает полностью собственными силами.
Куда сложнее представляется задача сыграть ”Rain Dogs”вживую. В целях экономии средств можно найти музыкантов-мультиинструменталистов, но заменить харизму и сценическую убедительность австралийского затворника мало кому по плечу. Здесь потребуется быть больше актером, нежели музыкантом: как показала практика, чем старательнее артист "дает Уэйтса", тем хуже результат. И наоборот: стремление играть не Уэйтса, а персонажа песни – мощный козырь.
Участниками проекта ”Rain Dogs Revisited Project” стали группа Tiger Lillies, бурлеск-певицы Эрика Штуки (Erica Stucky) и St. Vincent, рыжая клоунесса Камилла О'Салливан (Camille O’Sullivan), белый клоун Стеф Камиль Кларан (Stef Kamil Clarens) и невзрачный гей Arthur H. Оркестр, который под эту аферу собрал Дэвид Колтер (David Coulter), чем-то напоминает коллаборации Леонида Федорова с тем же Марком Рибо; в нем есть знакомая бравурная отчужденность, хитрые заигрывания с джазом и роком, злые пародии на все, что можно, - от матросских песен до тоталитарных маршей.
Начинается концерт в темноте - искусно сверстанной какофонией, на фоне которой вдруг начинает проступать дрожащий и загадочный звук пилы. Когда на сцене появляется, поправляя постоянно вываливающийся из красного платья бюст, Камилла О'Салливан в вязаном саване и с птичьей клеткой в руках, сразу начинаешь ожидать подвоха. И Камилла оправдывает подозрения: исполняя ”Make It Rain”, она рычит, вопит и экзальтированно лицедействует в стиле Нины Хаген, вставая перед зрителем на колени, меняя регистр и лая в толпу. Это классическое шоу-бурлеск, и мы наблюдаем, как зрители из партера спешно начинают покидать свои дорогостоящие места... зато оставшиеся увлекаются игрой и начинают выть и лаять в ответ.
Далее следует ”Singapore”, исполненная с неменьшей страстью и рвением при участии механической птички и стиральной доски; однако следующая за ней ”Hang Down Your Head” оформлена как нежная колыбельная и выглядит явной победой певицы над собой – здесь чуть хрипловатый голос О'Салливан хорошо рифмуется с пилой, колокольчиками и виолончелью.
Уже очевидно, что придерживаться трек-листа никто не планирует: каждый исполнитель берется за вещи, которые лично ему показались наиболее близкими. Честь исполнять титульную песню досталась “Лилиям”, и они позорно слили. ”Rain Dogs”, которая у Уэйтса звучит гимном всех безумцев и одиноких людей, приобрела у клоунского трио характер песни в тамбуре – подайте, добрые люди, мы сами не местные. Даже если отрешиться от резкого пения альтом, которое выдает Мартин Жак (Martyn Jaques), ощущаешь явный диссонанс интонаций. Творческой удачей Tiger Lillies становится мизантропическая ”Diamonds & Good”, в которой найден очень удачный ход: Адриан Стаут (Adrian Stout) в припеве меняет контрабас на пилу, словно шило на мыло.
А вот следующий номер определил весь ход постановки. Он вобрал в себя все безумие и весь абсурд лирики Уэйтса – и для этого Эрике Штуки потребовалось исполнить лишь три песни. Эрика вышла на сцену в огромной лохматой шапке и шубе, в расписной закарпатской юбке, с гармошкой на шее и с гигантской лопатой в нежных перстах. Сойдя со сцены, она немедленно отправилась в зал, наигрывая себе на лопате. Она исполняет ”9th & Hennepin” так проникновенно и душераздирающе, что сердце рвется из груди. И это не фигура речи: в одной песне певица использует йодль, spoken word, загробное завывание и плач. Переводя дух, Эрика успокаивает собравшихся: ”Вы не волнуйтесь, я с вами, это все понарошку. Крыша скоро вернется на место. Погуляет и вернется!"
”Union Square” певица решила как лаконичный бухгалтерский отчет – под соло на двух саксах она скрипучим голосом зачитывает баланс. Котировки акций падают – down, down, downtown, ощущение безнадежности затягивает.
Явная находка Эрики - ”Jockey Full of Bourbon”. Вооружившись огромным игрушечным магнитофоном, она рыдает в него как младенец, рычит и стонет, а ее огромная цветная бандура при этом жутко фонит. По непонятной причине, все это складывается в цельный трагический образ в духе фильмов Бертона. По-настоящему страшно наблюдать, как Эрика пугает:
Hey little bird, fly away home
House is on fire, children are alone.
Пожалуй, это – единственный сет всего проекта, который действительно показал Уэйтса как разнопланового автора.
Стеф Камиль Кларан, выступающий в широченных шароварах и играющий на добро и укулеле, поет красивым баритоном ”Gun Street Girl”, к которой приделывает хард-роковый финал, а также демонстрирует инфернальную джигу-дрыгу на ”Cemetry Polka”. В его выступлении, даром, что оно довольно "громкое", все сделано на полутонах, практически в стиле кантри – с такими интонациями в ночном баре к тебе обращается подвыпивший посетитель. У Стефа ”Blind Love” хороша той особенной красотой, которая отличает угловатых и буйных подростков, и его твердолобое очарование будет вспоминаться нам еще долго.
Барышня St. Vincent в кои-то веки выступает не в латексе и с заячьими ушками, а во французском платье и с попыткой укладки на непокорных кудрях. Однако петь она лучше не стала: сложившись пополам над гитарой, словно пациент-язвенник, девушка натужно исторгает из себя ”Black Mariah”и ” Tango 'Til They're Sore “ - как обычно, эмоций в происходящем куда больше, чем смысла и, собственно, музыки.
Последним участником живого трибьюта стал Arthur H, в чьем исполнении прозвучали ”Clap hands” и ”Anywhere I Lay My Head” - если не считать того, что во время исполнения песен Артур упорно держался за промежность, его прочтение Уэйтса стало самым нейтральным.
Концерт логически завершился всеобщим братанием и всеобщей какофонией, а мы задумались: много ли в мире альбомов, которые вообще хочется обыгрывать, обдумывать, трансформировать для постановки на сцене? – Пожалуй, немного. И невзирая на то, что эксперимент с Уэйтсом мы оцениваем, скорее, как неудачный, он все равно воодушевляет: ведь это, по сути, уверенный шаг из области музыки в область чистого театра.
Дата рождения:
7 декабря 1949
1959 – Родился Владимир Шахрин, лидер группы "Чайф". Каждый год на фестивале "Старый Новый Рок" Владимир выступает в роли Деда Мороза »»
Kris KRISTOFFERSON (1936)
Chuck JACKSON (1937)
Peter ASHER (1944)
Howard KAYLAN (1947)
Don HENLEY (1947)
Todd RUNDGREN (1948)
Green GARTSIDE (1956)
Владимир ШАХРИН (1959)
Mireille MATHIEU (1964)