Фактически, весь третий день фестиваля отведен под концерт Принса (Prince) – понятное дело: большое культурное событие для всей Восточной Европы, невероятная промоутерская удача, такого еще не было - идеальный способ отметить юбилей мероприятия. Тем не менее, несмотря на усталость и боль после давки на шоу года в третий день у меня запланировано посещение еще одного выступления.
На подходе к World Stage, на которой вот-вот должен начать Биг Бой (Big Boi) из OutKast, много недовольных и растерянных людей, кто-то свистит и хлопает в ладоши, экран сбоку сцены горит зеленым, на нем на двух языках сообщение о том, что концерт задерживается на неопределенный срок. Что ж, это только на руку: есть время восстановить силы после испепеляющего сэта Принса, поесть и выпить. Каким-то невероятным образом все складывается так, что Биг Бой выходит на сцену именно в тот момент, когда я, совершив все запланированное, возвращаюсь к ней, так что я не пропускаю ни секунды шоу. Под прожекторами неприкосновенный запас, необходимый для проведения хип-хоп концерта: только диджей, хайп-мэн (фактически, бэк-вокалист и подтанцовщик рэппера) и, собственно, сам Биг Бой в рубашке цвета хаки, очках-авиаторах и бейсболке. Примерно три первых трека – что-то новое, никогда доселе мною не слышанное, однако все здорово, все качает, публика принимает тепло, порция южного хип-хопа в конце напряженного и насыщенного дня – это то, что нужно. Уже к четвертой композиции Биг Бой интересуется у толпы, чего она ждет и хочет от него. Ответом на нечленораздельные крики служит знакомый бит: мажорные переборы клавиш, орган, слэп-бас и посвящение: "Эта песня для всех мам-мам-мам детишек" - зрители вскакивают как ошпаренные, звучит “Ms. Jackson”, народный хит, песня, по которой знают хип-хоп примерно восемь из десяти пришедших сюда. Этим Биг Бой не ограничевается: за сэт исполняются практически все хиты OutKast: звучат "Ghetto Music", "I Like The Way You Move", “Rosa Parks” и даже особая секция для ценителей "из раннего": “Two Dope Boys In a Cadillac” и “Player’s Ball”. В середине шоу, инициативу перехватывает хайп-мэн Биг Боя по имени Си-Боун (C-Bone) и исполняет сольный номер – яркий пример, развязного и практически танцевального южного рэпа в духе Гуччи Мейна (Gucci Mane). Временами, публика ведет себя странно: к удивлению, граничащему с шоком, зрители абсолютно не реагируют на "лучшую песню нулевых по версии портала Pitchfork" - “B.O.B.”. Припев, кажется, орем только мы с Си-Боуном, зато все подпевают и качают руками под номера с прошлогоднего сольника Биг Боя. На “Shutterbugg” демонстрируется танец с одноименным названием, перед “Shine Blockas” Биг Бой разражается трогательным монологом: "Многие пытаются помешать нам засветиться - их мы называем “shine blockas”. Мы сюда приехали, но у нас сломался компьютер с “минусами” и нам пришлось гнать обратно в отель, брать новый лэптоп и переписывать на него биты. Но вот мы здесь, и нам не помешает уже ничего”. Только радость, только счастье, самая жизнеутверждающая песня последних лет в конце такого дня – никто, кажется, в тот момет о полуторачасовом опаздании Биг Боя вспомнить не смог. На “Tangerine” из-за сцены выводят каких-то маленьких полячек в дождевиках, которые поизображав из себя хип-хоп подруг, смущенно убегают обратно - это уже точка в выступлении Биг Боя: всего один час, но зато какой. Плюс ко всему, на часах уже три ночи, самое время готовиться к завтрашнему большому финалу фестиваля.
В тенте, где я начинаю четвертый день, довольно просторно, однако в радиусе десяти метров вокруг меня дымятся около пяти штакетов: а как же иначе, ведь мы пришли на дабстеп! На экранах - обложка дебютного альбома главной надежды и популяризатора жанра, в колонках уже играет даб вперемешку с музыкой из старинных хорроров, единственное, что немного расшатывает обстановку – это бесконечно милый ярко-розовый закат вдали. На сцене главный соперник вокалиста группы Two Door Cinema Club в битве за наиболее стильно уложенную стрижку - Джеймс Блейк (James Blake) за пианино и еще два человека: один стучит по электронным барабанам, другой нажимает кнопки миди-клавиатуры и периодически переключается на бас. Выступление начинается с “Unluck” – Блейк здорово и проникновенно поет, барабанщик умудряется поразительно четко держать абсолютно размазанный ритм, басы такие, что я чувствую, как вибрируют волосы на затылке. В “I Never Learned to Share” Блейк педалями семплирует сам себя, на запись попадают шум и крики толпы, эффект сногсшибательный. На “CMYK” барабанщик фантастически живьем отстукивает сложнейший дабстеповый бит. На “Lindesfarne” тишайшего, делающего паузы в словах Блейка перекрикивают разговаривающие рядом со мной укурки - и это вторая по важности проблема этого выступления. На фестивале трудно создать какую-либо атмосферу кроме "кача", и Блейк, с его заигрываниями с тишиной и сумеречной меланхолией тут совершенно некстати, его сэт похож на спаивание микросхем посреди автобана – толком не выходит ни движения, ни какого-то результата. Первая же по важности проблема заключается в том, что Блейк в принципе делает преступно скучную музыку, которая живьем, кроме выкрученных на всю катушку басов ничего не приобретает. Дослушав “Limit to Your Love” исполненную с таким грохотом, что у меня трясутся коленки, я отправляюсь к главной сцене.
Я впервые встаю так далеко, чуть ли не в центре поля, зато нам с друзьями просторно, никто не толкает и не мешает, и следующие полтора часа мы намерены танцевать под группу нашего детства, которая была когда-то невероятно крутой, потом была просто клевой, а в последнее время стала что-то совсем не крутой и не клевой. На оформленную светящимися стрелками сцену выходят The Strokes и первой же песней играют “New York City Cops”. Простите, я говорил, что The Strokes в последнее время перестали быть клевыми? Я ошибался: с первых же аккордов своего выступления Джулиан Касабланкас (Julian Casablancas) с товарищами завоевывают целое поле, не встречая ни малейшего сопротивления. Самое время укрепить позиции: начинается “The Modern Age” - песня с лучшим гитарным соло последних десяти лет, все счастливы и, похоже, все поняли, что этот концерт вернет этой группе доброе имя. The Strokes звучат громко и зло, Касабланкас поет шокирующе хорошо, группа играет как натянутый провод, по которому бежит пятьдесят тысяч вольт электроэнергии – предельное напряжение и предельная концентрация. “Machu Picchu” – первая песня с нового, предательски провального альбома, которую они себе позволяют, но картина, как ни странно, совсем не портится. The Strokes – группа, живьем звучащая настолько сыгранно, глубоко, грувово и мощно, что мы встречаем на ура даже не самые желанные номера. Новых песен немного и все они расставлены довольно ловко. После “Taken For a Fool” идут “Someday” и “Is This It”, за “You’re So Right” следуют “Trying Your Luck” и “Automatic Stop”. За эти полтора часа и двадцать сыгранных на пределе возможностей композиций едва ли наберется и пять минут, на которых группа делала не как себе. “Juicebox” лучше всего описывается словом "рубилово": толпа неистовствует, в то время как пять человек на сцене окончательно превращаются в рок-н-ролльную машину, идеальный механизм и совершенный двигатель. The Strokes – без малого, самая сыгранная гитарная группа, которую я видел в своей жизни: поймав с самого начала нерв, они умудряются держать его до самого конца. В финале – комбо: "Hard to Explain" и “Take It Or Leave It”, во время второй Джулиан Касабланкас не выдерживает, сбегает со сцены и лезет обниматься с толпой – это первый приезд The Strokes в Польшу и он заканчивается абсолютным триумфом.
На этом, по-хорошему, можно ставить точку: я видел все, что хотел, и те, на кого я надеялся не подвели, фестиваль закончился как нельзя лучше. Самое время ехать в номера и до утра отмечать финал праздника с друзьям, однако я решаю остаться и посмотреть еще три выступления.
Первой становится Майа (M.I.A.), которую я выдерживаю около десяти минут. Это полный провал и катастрофа: на сцене примерно пять человек, которые ходят из стороны в сторону и не знают, чем заняться, на экранах взрывы, истребители и танки, сама Майа в кислотном топе и серебристых шортах воет как кошка, которой наступлили на хвост, и совершает движения, не адекватные ни своей музыке, в которой не слышно вообще ничего, кроме басов и какого-то гудения, ни поведению зрителей, которые, как и я, находится в полнейшем непонимании, что вообще происходит. У людей, разгуливающих на главной сцене в данный момент нет ни идей, ни песен, ни грува, ни даже желания, чтобы хоть что-то из этого появилось. Это не выглядит панком будущего и это не выглядит как акт звукового вандализма, который исполнительнице стали приписывать после последнего альбома. Это просто одна сплошная неловкость. Зато у Майи есть политизированность, которая выражается в расположенной в центре сцены кафедре с кучей торчащих из нее микрофонов – совсем как на пресс-конференциях политических лидеров. Однако, если этот концерт – очередное политическое заявление исполнительницы, то она только что окончательно потеряла мой голос.
Далее – тент и последние двадцать минут группы Chromeo, на которую меня тащит знакомый со словами, что они "смешные, веселые и ни на что не претендуют – просто хорошая поп-музыка". После Майи это прямо отдушина: на сцене два человека: один худой, поет и с гитарой, а другой толстый, играет на всех инструментах и подпевает. Звучит веселый электропоп, Chromeo дурачатся, раззадоривая публику делают неожиданные паузы в хитах, во время исполнения гитарных партий встают спиной друг к другу и играют тему из "Полиции Майами". Просто хорошая поп-музыка, и ладно.
Последний, кого я застаю - deadmau5, бог быдло-хауса и икона гиков и сисадминов. Людей у главной сцены уже значительно меньше: завтра в Польше рабочий день и все разъезжаются по домам. Передо мной мерцающий куб из которого торчат светящиеся уши, позади куба – экран, который является чем-то, вроде продолжения куба; показывают яркие картинки, играет абсолютно тупой, примитивный и плоский хард-хаус. deadmau5 делает фоновую музыку, в которой решительно не за что зацепиться: прямой бит, перегруженные синтезаторы, ковыряющиеся в трех нотах, и обязательные "рейвовые" моменты, в которых бит с басом исчезают, а потом разом выстреливают. Я не один, кого deadmau5 не может раскачать: в поле моего зрения от силы пять человек подают хоть какие-то признаки жизни – топают ногами или вяло хлопают. Все остальные, судя по всему, как и я, просто любуются переливающимся кубом и ждут, когда уже у ушастого диджея загорится экран на шлеме, чтобы, увидев его, поскорее свалить с уверенностью, что “видел все”. Наконец, это происходит, и я ухожу с чистой совестью. На поле глубокая ночь, становится прохладно и неуютно, но я иду в сторону выхода в прекрасном настроении. За эти четыре дня я действительно видел все.
1860 – Французский изобретатель Эдуар Леон Скотт де Мартинвилль сделал первую звукозапись за изобретенном им самим же устройстве — фоноавтографе. Эта историческая запись сейчас хранится в парижском архиве, правда прослушать её, скорее всего, не удастся. Фоноавтограф предполагал только запись… »»
1970 – Пол Маккартни объявил, что больше не собирается писать песни совместно с Джоном Ленноном. Это заявление Пола положило конец существованию группы The Beatles »»
George David WEISS (1921)
Carl PERKINS (1932)
Terry KNIGHT (1943)
Richard SUPA (1944)
Gene PARSONS (1944)
Albert HAMMOND JR. (1980)
Jazmine SULLIVAN (1987)
Jackie EVANCHO (2000)