Накануне российских выступлений воссоединившихся Swans Звуки поговорили с Майклом Джирой (Michael Gira) о пути художника и концертном трансе.
Звуки.RU: Вы сначала выпустили акустический альбом "I Am Not Insane", а потом уже переписали эти песни вместе со Swans – зачем это было нужно, помимо сбора средств? Почему вы сразу не стали писать новые песни?
Майкл Джира: Я писал эти песни на протяжении несколько лет и изначально думал, что включу их в альбом Angels Of Light, но при этом они меня не слишком устраивали. Я был в затруднительном положении, и поэтому решил сделать более оглушающий, зубодробительный и монолитный звук – вдохнуть в них тот звук, который был всегда присущ Swans. Я стал работать с разными музыкантами, мне хотелось собрать всех, с кем я когда-либо работал, и в итоге нам пришлось прийти к какому-то результату, близкому к тому, что мы задумывали. Но я вам честно скажу, "My Father Will Guide Me Up A Rope To The Sky" – это переходная запись. Полноценные Swans начнутся на следующем альбоме, который мы начнем записывать в июле.
Звуки.RU: На что он будет похож?
Майкл Джира: Вы слышали бонус-диск к "My Father…"? Вот и грядущий альбом будет примерно таким. Я хочу отойти от наследия Angels Of Light, который все-таки был более песенным проектом, мне хочется заниматься чистым звуком, не помещающимся в привычные формы.
Звуки.RU: Ну а обратную ситуацию вы можете представить? Ну вот, например, исполнить песни с альбома 1984-го года "Cop" под гитару?
Майкл Джира: Ну да, не вижу ничего невозможного – просто покорпеть над аранжировками. Хотя, вы, конечно, сказали – "Cop"! Не могу сказать, что всё что мы делали, делалось нами с каким-то умыслом или рассчетом, но история Swans всегда складывалась гармонично и в ней невозможно переставить отдельные эпизоды местами. Angels of Light родились там, где умерли старые Swans – и это было эволюцией тех идей, что были заложены на альбоме "Soundtracks For The Blind". Поэтому, что до "Cop" – то, это старая и очень жестокая пластинка… нет, я думаю, что переложить эти песни-то я смогу, но не уверен, что мне удастся их правильно исполнить. К тому же, сейчас у меня просто нет желания копаться в старье – у меня слишком много новых песен и задумок.
Звуки.RU: Вы продолжите записываться с Angels Of Light?
Майкл Джира: Нет, этот этап жизни завершен. До октября у нас продлится тур, потом мы сведем новый альбом, а потом опять поедем в тур – у меня просто нет времени ни на что другое. Для нас крайне важно исполнять наши песни живьем, в студийной версии это лишь только полуфабрикаты, которые полностью раскрываются только тогда, когда мы даем концерт, настраиваем людей на нужную волну.
Звуки.RU: Моя любимая запись у Swans – это "Swans Are Dead", аудиодокумент вашего последнего концерта. Вы планируете еще издавать живые записи?
Майкл Джира: Мы записываем каждый концерт. Что-то должно выйти до конца года, но я не могу ничего обещать – вы правы, что "Swans Are Dead" задали очень высокую планку, поэтому мы пока не будем торопиться. Не исключаю, что это будет один из российских концертов – мы отбираем самые сильные исполнения вещей с последней пластинки и чем дольше мы их играем, тем лучше у нас получается вводить людей в транс.
Звуки.RU: В чем заключаются отличия новых Swans от старых?
Майкл Джира: С тех пор прошло тринадцать лет – примерно столько же, сколько Swans были активны – и мы сами сильно изменились за это время. В первую очередь изменилось наше понимание того, как надо работать со звуком, и через него, как работать с людьми, как передавать им наш опыт. Изменились амбиции. Сейчас я хочу делать намного более грандиозные и сложные вещи, чем когда бы то ни было.
Звуки.RU: На вас сильно повлияла встреча с венским акционистом Херманном Нитшем (Hermann Nitsch)?
Майкл Джира: Это было важным событием, но я бы не сказал, что оно послужило началом для того, что впоследствии стало Swans, как считают некоторые. Я принимал участие в его перформансах и пропитывался его идеями, но это был лишь один из источников. Но первое столкновение с Нитшем и его творчеством я не забуду никогда – таких ощущений я прежде не испытывал, это было физические и морально крайне угнетающее и вместе с тем высвобождающее шоу, в чем-то похожее на мессу. В этом плане, наши концерты совпадают с его акциями. Конечно, я рок-музыкант, а не австрийский художник – но вот желание идти до конца, доводить всё до предела – это главный урок, который он мне дал. Кроме того на меня повлияла, хоть это вообще продлилось очень недолго, работа с Гленном Бранкой (Glenn Branca), в его оркестре. Думаю, что у них с Нитшем было что-то общее – поиск запредельного, высочайшего опыта и желание передать его людям. И сюда же можно причислить мои впечатления от Pink Floyd в 1969, когда я еще был совсем ребенком.
Звуки.RU: Вы никогда не слышали про блэкпульский конкурс на лучший текст в духе Майкла Джиры? Такое соревновнование проходило в 90-ые годы…
Майкл Джира: Никогда не слышал, но это смешно. Блэкпул, говорите? Я немного слышал о местных нравах… Что до копирования или подражания – то это все же совершенно сиюминутные вещи. Если говорить о подражателях, то их проблема в том, что они не могут меняться, а я могу. Это застывшие слепки. В этом вся разница между нами. Я всегда испытывал потребность в переменах, причем делал это наперекор любой внешней логике. Я считаю, что артист должен испытывать неудобство – иначе он уходит внутрь своей уютной раковины и постепенно теряет способность делать что-то новое и умирает. Думаю, что воскрешая Swans, я спас себя от такой смерти.
Swans ft. James Blackshaw
14 мая, Санкт-Петербург, 15-й международный фестиваль SKIF, Центр Современного искусства им. Сергея Курёхина.
15 мая, Москва, клуб Avant Club.
1977 – В Индианаполисе состоялся последний концерт Элвиса Пресли. "Король рок-н-ролла" скончался менее, чем через два месяца после этого события »»
Dave GRUSIN (1934)
Larry TAYLOR (1942)
Georgie FAME (1943)
Steve NARDELLA (1948)
Joey BARON (1955)
Chris ISAAK (1956)
Patty SMYTH (1957)
Вячеслав ПЕТКУН (1969)
GAROU (1972)