12 мая в Москве выступит голландская экспериментальная панк-группа The Ex. Любителям гаражного рока, гитарного нойза, панка, протопанка и всяческого шумного авангарда стоит обратить внимание на это событие. За плечами этих музыкантов более чем 30-летняя история, а корни их звучания уходят прямиком в 60-е – к раннему гаражному року, в частности, к группе The Sonics.
Начинали The Ex с пружинистого взлохмаченного панк-рока, поскрипывающего и скребущегося. Такими они предстают на альбоме "Disturbing Domestic Peace" (1980). Музыка на нём иногда скатывается в весёлое и прыгучее дуракаваляние, а в песне "Rules" мы слышим, как бас бубнит одну и ту же тупую фразу, словно нерадивый школьник, не способный к запоминанию. Однако вскоре голландцы делают очень важный ход – они преодолевают стандартное панк-звучание. Так, на альбоме "Blueprints For A Blackout" (1984) песня "Streetcars Named Desire / Animals Harm (Medley)" начинается со смеси дарк эмбиента и фри джаза. Саксофон слабо дребезжит больными звуками, жалобно скребётся и тоскливо страдает, однако впоследствии альбом запестрит диким мощным стальным звучанием. Например, песня "A Goodbuy to You" представляет собой шумное индустриальное полотно – музыка звучит так, будто она была записана при помощи экскаваторных ковшей и искрящейся проводки. При этом в инструментальной композиции "Requiem For A Rip-Off" мы слышим аккордеон и маримбу, и музыка здесь напоминает замечательный похоронный оркестрик The Dead Brothers (и это задолго до появления The Dead Brothers).
В дальнейшем голландцы не отступят от своего сурового звучания: в их работах будут и гитарный нойз, и пост-панк, и то, что можно назвать трэш-фанком. Грызущее гитарное звучание, грязные и упругие ритмические структуры остались с The Ex и по сей день. Кроме того, у группы есть немало совместных работ с различными интересными музыкантами. На альбомах "Scrabbling at the Lock" (1991) и "And the Weathermen Shrug Their Shoulders" (1993) партнёром голландцев стал ныне покойный американский виолончелист-экспериментатор Том Кора (Tom Cora). В рамках проекта In the Fishtank The Ex выпустили два диска: первый с группой Tortoise (в 1999-м), второй – с Sonic Youth (в 2001-м). В 2006 году голландцы записали "Moa Anbessa" – совместный альбом с эфиопским саксофонистом Гетачу Мекуриа (Getatchew Mekurya). На выходе получился один из лучших дисков группы: психоделический этно-джаз с африканскими мотивами. Альбом примечателен очень насыщенным и ярким звучанием саксофона, в котором зачастую есть что-то животное, звериное. На альбоме есть немало танцевальных мелодий: пёстрых, сочных, густых, а композиция "Sethed Seketelat" представляет собой почти танго. В 2010-м группа выпустила очередной альбом – диск под названием "Catch My Shoe". Музыка на нём ожидаемо скрежещет, царапается и отдаёт гаражной ржавчиной. Не обошлось и без буйных плясок с дразнящимся саксофоном. В общем, сейчас The Ex гремят не хуже, чем в старые добрые 80-е. В преддверии концерта это воодушевляет.
The Ex
Москва, КЦ "ДОМ"
12 мая, 20:00
Санкт-Петербург, Центр Современного Искусства им. Сергея Курёхина, в рамках фестиваля SKIF 15
13 мая, 20:00
1991 – Первое классическое произведение Пола Маккартни - "Ливерпульская Оратория" - впервые прозвучала в Англиканском Соборе Ливерпуля. Маккартни написал ее в соавторстве с американским композитором Карлом Дэвисом »»
John LEE (1952)
John MEDESKI (1965)
Mark STOERMER (1977)
Tim MCCORD (1979)
Алина ОРЛОВА (1988)