Несмотря на исключительно тихий нрав и желание быть в стороне от событий, норвежского композитора Йона Эрика Кода (John Erik Kaada) отличает редкое умение внезапно появляться и так же неожиданно исчезать. Так, он впервые появился на горизонте с блестящим альбомом "Music For The Moviebikers", затем без предупреждения выпустил сильнейшую пластинку совместно с главным безумцем от американского рока Майком Паттоном (Mike Patton), теперь как апрельский снег на голову свалился в столичное культурное расписание. Накануне выступления Звуки.RU поговорили с Кодой об экспериментах, государственной поддержке, самодельных инструментах и мериле успеха.
Звуки.RU: Йон, до начала сольной карьеры Вы играли театрализованный панк в группе Cloroform – в этом свете довольно странно, что вы так легко переключились на столь изящную и спокойную музыку. Вы не собираетесь возвращаться к Cloroform в дальнейшем?
Йон Эрик Кода: Мы вроде как и не распадались вовсе. Просто все так заняты, что пока что проект поставлен на паузу. Да, разница существенная, Cloroform – это агрессивный и неконтролируемый поток звуков: на сцене мы прыгали, кричали, трясли инструментами, словом изо всех сил изображали такую "настоящую рок-группу", как мы её понимали. А когда я выступаю с ансамблем, то, как говорят друзья, меня на сцене даже и заметить сразу сложно.
Звуки.RU: А чем можно объяснить такие перемены? Это Вы так сильно изменились, или же в Cloroform кто-то другой был за главного?
Кода: Cloroform – это трио, и в конечном итоге музыка сочинялась всеми нами, просто нас объединяло желание сделать что-то необычное, но шумное и резкое. Два других участника сейчас тоже занимаются несколько другой музыкой: Берге Фьордхайм (Børge Fjordheim) продюсирует поп-исполнителей, вот, например, певица Лене Марлен (Lene Marlin) – его подопечная. Ейвин Сторзун (Øyvind Storesund) играет на басу в Kaizers Orchestra, но его и там отличает довольно авангардная манера. Что до меня, то после всех этих сценических бесчинств с Cloroform мне захотелось попробовать сделать нечто мягче и тоньше и, попробовав, я быстро вошел во вкус. Это отразится и на грядущей пластинке Cloroform – мы все набрались опыта, поэтому не думаю, что она будет похожа на ранние записи группы, которые даже мне порой тяжело слушать.
Звуки.RU: У нас в России много говорят о государственной системе помощи музыкантам, организованной в скандинавских странах. Скажите, вот Вы от этого что-то получаете?
Кода: Ну, у нас существуют программы поддержки молодых музыкантов и композиторов, тех, кто в ней действительно нуждается. Когда-то и я тоже проходил по такой программе, но сейчас от них что-то давно ничего не слышно – с одной стороны, это приятно, что меня больше не считают начинающим композитором, с другой – иногда такая помощь очень была бы к месту. Но у всякой системы есть свои издержки – тут, как показывает опыт, часто важен не просто талант композитора, а талант писать прошения. Если вы им располагаете, то вполне сможете безбедно существовать в Норвегии на гранты по искусству.
Звуки.RU: Насколько я знаю, в Вашем распоряжении есть и самодельные инструменты. А что они из себя представляют?
Кода: О, ну на самом деле, ничего особенного. Недавно я сделал самый большой инструмент в моей коллекции – получилось что-то вроде огромной бас-гитары, но со струнами от рояля. Но это совсем не революционные инструменты и вряд ли они пригодятся кому-то кроме меня – просто я люблю делать что-то своими руками и изменять звук уже привычных вещей.
Звуки.RU: Но, если Вы используете их в студии, то вам потом, получается, надо менять аранжировки для живых выступлений – вы же не сможете их все с собой взять?
Кода: Да, я бы рад был бы привезти их в Москву, но я боюсь, что перевес в аэропорту просто разорит меня. Поэтому приходится обходиться тем, что есть. Конечно, использование таких инструментов весьма существенно – ведь я склонен работать именно со звуком, даже мелодии не так важны для меня, как правильно выстроенный саунд. Я часто пишу музыку на бумаге, но решающий момент наступает только тогда, когда мне удается верно подобрать звучание композиции – до этого всё колеблется на уровне черновика.
Звуки.RU: В Вашем творчестве было немало экспериментов, да и выпускаетесь вы на весьма авангардном лейбле Майка Паттона Ipecac…
Кода: О, я стараюсь не думать о том, какая у меня музыка получается – экспериментальная или наоборот. Всё это только слова, да и само понятие эксперимента мне не очень ясно. Я совершенно точно не ставлю какие-то намеренные опыты. Просто я меняюсь и меняются мои вкусы. Иногда я слушаю только Бартока, Листа и Шостаковича, а порой только хэви-метал, и всё это, конечно, сказывается на результате моей работы. Правда, поэтому я чаще всего я вообще ничего не слушаю – стараюсь не выпускать собственной музыки из головы. А вот свои записи я слушаю довольно редко, потому как я практически никогда не бываю до конца доволен тем, что в итоге получается. Иногда я думаю, что неплохо было бы переиздать старые записи и тотально там всё переделать, но потом понимаю, что это было бы нечестно.
Звуки.RU: Вы же получали академическое образование, верно?
Кода: Да, я заканчивал по классу фортепиано, но знаю, насколько мне это пригодилось. В основном я подбираю мелодии на гитаре, а за клавиши сажусь в исключительных случаях, хотя, думаю, что какие-то азы никуда не делись. Но видели бы мои преподаватели, как я играю сейчас – их бы приступ хватил. Я играю кулаками, локтями, коленями, намеренно искажаю звук инструмента – словом, нарушаю все правила, которыми меня когда-то научили.
Звуки.RU: Кстати, я хотел бы выразить Вам благодарность – песни с вашего альбома "Music For The Moviebikers" играли на моей свадьбе…
Кода: Что? Вы серьезно? Да, пожалуй, я слишком строг к своим старым записям! Спасибо за то, что сказали: если твои вещи звучат на свадьбах – то это уже успех.
Kaada
Москва, Avant Club
28 апреля 21.00
Дата рождения:
28 июля 1975
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)