Швейцарская пунктуальность давно стала расхожим штампом, однако даже видавшие виды представители Switzerland Tourism были настроены скептически: нет, мы не успевали на концерт Роджера Ходжсона (Roger Hodgson), лидера легендарных Supertramp. Десять часов в пути, один самолет и два поезда - и все же в горный Церматт Звуки.Ру прибывали по расписанию. Ровно через час после заявленного начала сета...
Однако эти предупредительные и точные люди не знали, с кем они имеют дело! В результате оптимизации расчетного времени и забега по пересеченной местности "самолет - паспортный контроль - багаж - перрон - пересадка" мы поставили рекорд скорости, вот уже за окном - живописное и грозное горное ущелье, и мы прибываем на вокзал строго за 10 минут до начала выступления. Глаза встречавших нас пресс-агентов были выразительны: такую волю к победе они, похоже, встречали впервые.
Уже стемнело, когда мы пробрались в огромный, надежного вида тент (в похожем выступает Cirque Du Soleil). Заняли места в зале, освещенном причудливыми хрустальными люстрами и осмотрелись: гигантский зал был полностью заполнен народом!
Как я уже рассказывала, концепция фестиваля Zermatt Unplugged - только и исключительно акустическая музыка, что хорошо сообразуется с нынешним камбэком Ходжсона. Знаменитый сонграйтер делает программу в жанре "авторский вечер за фо-но". На сцене - рояль, синтезатор и гитара, Роджер перемещается между ними, попутно отвечая на реплики из зала и рассказывая истории из жизни. Ему помогает канадский коллега с кларнетом и губной гармоникой. Других участников шоу не предусмотрено - все глаза в зале направлены только на легенду.
Роджер начинает с бравурного интро ""Take The Long Way Home", отмечая свое возвращение веселой прогулкой по закоулкам нашего детства, когда диск "Breakfast in America" был у каждого уважающего себя поклонника англосаксонского рока, когда на волне были Styx, Journey и Foreigner, и никто не слышал еще слова "брит-поп". Импровизации на кларнете подчеркивают эту юношескую легкость и "необязательность". Жаль, что этот беспечный бродяга покинул Supertramp в 1983 году - но с того времени он написал несколько десятков отличных песен, а группы более не существует.
"Меня зовут Роджер Ходжсон, мой голос вы слышите по радио последние 30-40 лет. Я благословен тем, что мои песни нашли понимание и любовь столь огромного числа прекрасных людей. В моих песнях - мой жизненный опыт, мои переживания и встречи - надеюсь, слушая их, вы найдете что-то и для себя", - представляется Роджер под смех и аплодисменты зала.
Первое, на что обращает внимание сет Ходжсона - это свежий, ничуть не изменившийся за 40 лет вокал. Российские ровесники и родственники по жанру, Лоза и Малежик, на его фоне выглядят и поют куда менее убедительно: сказывается груз прожитых лет. А Роджер звучит так, словно последние 40 лет провел в криозаморозке. Он одинаково убедительно держит драйв в "Give a Little Bit" и выводит партию в верхнем регистре в мелодичной "Lovers in the wind". "Невозможный вопрос для меня - есть ли у меня любимая песня. Их слишком много!", - восторженно говорит артист, представляя следующий блок гитарной акустики.
Как рассказывает Ходжсон, многие люди признавались ему в том, что его песни помогают им в трудных жизненных ситуациях, но у него есть песня, котору он написал, когда сам попал в такую ситуацию - это, конечно же, "Hide in Your Shell". Однако целительным бальзамом на душу публики, разумеется, пролились "Breakfast in America" и "Fools Overture" - каждую из них публика заставила Роджера перепевать дважды.
Вторым ярким шоу вечера стало выступление Naturally 7 - нью-йоркской банды фанкеров, поющей а капелла. Состав, который не просто отлично имитирует инструменты, но и умеет весело импровизировать. Глухая басовая бочка, звенящий хэт, гулкий слэп бас-гитары и даже скрэтчи - все это делается музыкантами при помощи рук, языка, губ и грудной клетки. Это была бы обычная поп-группа, если бы за каждой простой мелодией не стояли сложнейшие аранжировочные и вокальные решения. Это больше чем бит-боксинг, это интереснее и гораздо веселее. Naturally 7 стоит слушать именно в концертной версии - потому что в записи они, откровенно говоря, проигрывают конкурентам с инструментами в руках (тому же Барри Уайту или Стиви Уандеру). Но как туристический аттракцион группа идет на ура.
Истинные масштабы фестиваля Zermatt Unplugged нас предстояло оценить утром: в парке рядом с теннисным кортом разбит гигантский шатер на 5 тысяч зрителей, для которого удивительным образом нашлось место в компактном городке, зажатом в скалах. Помимо большой сцены, фестиваль приютили еще 8 площадок -от больших клубов до гостиничных холлов. Самая экзотическая из них носит название Blue Lounge и находится прямо на горнолыжном склоне. Там разместили сцену молодых талантов - видимо, специально для повышения выживаемости.
Ежедневно фестиваль проводит 8 больших концертов - не считая джемов и семинаров. Первые шоу стартуют в час дня, последние заканчивают работу в час ночи. Удобный формат - нет пересекающихся крупных событий, так что при желании можно успеть все. К тому же, из восьми концертов только два - платные, да и то стоят вполне разумных денег (меньше 50 долларов за места в партере).
В этот раз хедлайнером предстоит стать парню, который просто не способен удержаться в рамках акустики. Это всеобщий любимец Seal - фанкер в душе, поп-продюсер по жизни. Я часто сталкивалась с тем, что зрители на концертах Сила удивляются, услышав его песни: "вот это да!" Оказывается, этот хит тоже написал Сил!" - но сама попадаю в смешную ловушку, ошибочно приписав перу обаятельного негра "Here I Am (Come and Take Me)" - на самом деле, ее автор - Эл Грин (Al Green вместе с Тини Ходжес (Teenie Hodges) .
Сил честно начинает сет с балладной лирики: "Whirlpool" c его соул-основой, исполненный в комбинации двух классических акустических гитар, настраивает на углубленное слушание. Звук в зале настолько хорош, что слышно мельчайшие детали - сложные гармонические построения перемежаются тонкими джазовыми импровизациями, нежные переборы струн оттеняет проникновенный вокал. Но прдолжается эта благость недолго: уже на "Dreaming In Metaphors" Сил берет третью гитару, далее, на "Don't cry", вступает синтезатор - это по-прежнему благородная классика, однако вот уже из-за кулис показывается барабанщик - пока он играет щетками...
Эта игра нзывается "нагружаем корабль". На "Love's Divine" барабанщик потихоньку начинает использовать бочку, а один из гитаристов - какое кощунство! - берет бас. "Хотите потанцевать?", - интересуется Сил, и, услышав дружное "да", немедленно приступает к "It's Alright", вызвав из-за кулис бэк-вокалисток... что это у них в руках? Тромбон и труба!
Зал, словно подброшенный, вскакивает и начинает отплясывать на шатких подмостках. Шатер ходит ходуном. Во всеобщем ажиотаже исполняются "I Can't Stand The Rain" и"Here I Am", звук все уплотняется, словно Сил испытывает нас и окружающие склоны на прочность. К знаменитой "Crazy" мы подходим в состоянии, которое проще всего характеризуется словом "угар". Чтобы разрядить обстановку, артист затягивает знаменитый "бэтменский" хит "Kiss From A Rose", вежливо предупредив: "Если помните слова - подпевайте. Но если вы только думаете, что помните,- вы не одиноки: я-то эту песню написал аж 27 лет назад!".
Разумеется, выдержать расписание, когда весь зал стоит в овации, нереально. Сил выходит на последнюю песню "Secret", посвятив ее тем, "кто знает, как важно найти человека, с которым ты готов пройти сквозь годы". Пожалуй, этот концерт мог бы продлиться еще добрый час - но впереди у нас еще два шоу.
Швейцарская певица Sina обрадает приятным грудным вокалом и благородными манерами, однако ее англоязычные балллады довольно безлики. Пожалуй, единственное достоинство исполнительницы - способность весело развлекать публику в перерывах между выступлениями.
За талантливыми мелодиями приходится идти в пятизвездочный Mont Cervin Palace. Ближе к полуночи там собираются сливки местного общества. Неожиданно к зрителям присоединяются знаменитый Клод Ноббс - организатор Montreux Jazz Festival, а также Фрида - экс-солистка ABBA. Сегодня с акустической программой выступает участник Starsailor, красавец Джеймс Уолш (James Walsh). Вопреки опасениям, его одинокая гитара прекрасно держит и отчаянную "Hurts Too Much", и нежную "Long Way To Love". Но наибольшую поддержку публики получает композиция с рефреном "Daddy Was an Alcoholic" - в ней есть необходимое количество панковской "грязи", которая так прекрасно удается британским музыкантам.
Вторая часть выступления Уолша представляет собой долгий дружеский джем: на сцену с ним выходят молодые музыканты, которые в этот день играли на маленьких площадках. Вместе они исполняют битловскую классику ("Across The Universe", "With A Little Help Of Mu Friends"), и даже вытаскивают на сцену самого Ноббса! Это - самое теплое завершение дня, какое только может подарить Церматт.
Мы продолжим репортаж из Швейцарии в ближайшее время. Ждите спойлеров - большая часть артистов, о которых мы рассказываем, планирует в ближайшее время посетить Россию!
Продолжение следует.
1994 – 25-летие «Машины Времени». Концерт на Красной площади собрал более 400000 зрителей »»
1994 – Дебют группы «Неприкасаемые» »»
2009 – В возрасте 50 лет умер "поп-король" Майкл Джексон »»
Carly SIMON (1945)
Ian MCDONALD (1946)
Tim FINN (1952)
David PAICH (1954)
George MICHAEL (1963)
Захар МАЙ (1969)