Американский аналитический портал Business Insider (BI) вогнал очередной гвоздь в крышку гроба официальной рекорд-индустрии. Если верить бизнес-аналитикам, то производство носителей не спасет уже ничего. Даже цифровые продажи.
Материал, озаглавленный лозунгом "CHART OF THE DAY: The Death Of The Music Industry" ("ЧАРТ ДНЯ: Смерть музыкальной индустрии"), почти не содержит текста, но зато проиллюстрирован очень многозначительной картинкой. Точнее, текста там ровно на один абзац, который можно пересказать ровно одной фразой: смотрите, чуваки, помирает дедуля. А дальше - кардиограмма этого дедули, а точнее - данные продаж носителей, начиная аж с 1973 года и заканчивая 2010-м. Вот, собственно, этот график.
Для тех, кому вся эта схема кажется немного туманной, поясним. По данным западных аналитиков, рынок музыкальных носителей медленно, но верно идет на спад. Продажа физических носителей мчится в яму, как бобслеист по желобу, а цифровые продажи хоть и занимают все большую долю в объеме прибыли отрасли, но так же движутся к нулю. И проблемы падения прибыли в целом не решают. Причем, все это в Цивилизованном Западном Мире, где пиратство считается зазорным, электронными платежами может пользоваться даже ребенок, а обороты музыкальной индустрии выражаются в таких цифрах, что виснут даже мощные калькуляторы. Товар есть, а вот деньги за него нести не торопятся. Наоборот, доля расходов на покупку музыки неуклонно падает. И бодрым оптимистическим предсказаниям по поводу дивного нового цифрового мира впору сменяться некрологами.
Впрочем, надо признать, что сама индустрия шла к этому коллапсу семимильными шагами. Расцвет радиовещания, музыкального телевидения, а чуть позже и Интернета с его свободным обменом файлами, стриминговым аудио и расцветом видеохостингов, привел к тому, что в других отраслях промышленности называется кризисом перепроизводства. Музыки стало так много и она принялась атаковать потребителя так активно, что, похоже, сам потребитель решил бежать от этого стозевного чудища.
Если раньше выход пластинки любого исполнителя воспринимался как культурное событие, то сегодня это - лишь пара строчек в газете. Музыкальная индустрия превратила музыку в белый шум, в нечто назойливое, постоянное, но не требующее внимания. Герои года скукожились до героев мгновенья, а количество людей, выбирающих музыку в качестве маркера своего стиля жизни или собственного философского ярлыка, стало стремительно сокращаться. Пластинка, альбом, диск - вещи, которые раньше были желанным и обязательным фетишем,- стали предметом коллекционирования, но ушли из области продукции массового спроса. Сама индустрия похоронила интерес к пластинкам у массового покупателя, сначала введя правило нескольких "альбом = пара хит-синглов + гора мусора", а потом, сделав ставку на продажу отдельных треков через интернет и мобильные устройства.
Попытки свалить все на пиратов, конечно, имеют под собой некоторые основания. Но речь в графике BI идет о странах с высокой потребительской культурой, где уважение к частной собственности, в том числе и интеллектуальной, традиционно выше, чем в нашей стране или в том же Китае. И продажи падают именно там, потому что у нас они по большому счету и не начинались. Популярная музыка, которое в свое время была самым доступным и массовым удовольствием, выродилась в нечто само собой разумеющееся и не требующее оплаты. Зачем покупать чей-то альбом, если в любой точки планеты можно слушать радио в мобильном телефоне? Или воспользоваться услугами стриминговых сервисов, а то и вовсе заняться перебором клипов на YouTube, который почти похоронил общедоступные музыкальные каналы вроде MTV. На то, чтобы послушать музыку в любой точке планеты больше не надо тратить усилия, а самое главное - деньги. Не говоря уж о том, чтобы захламлять квартиры коробками с дисками или конвертами с грампластинками. Носители мертвы. Момент, когда нынешний график BI упрется в ось абцисс, приближается с неумолимостью курьерского поезда. И даже гигантские мейджор лейблы вроде EMI со временем превратятся в нечто, напоминающее спившихся спортсменов, звенящих в барах своими медалями и выпрашивающих у посетителей пару долларов на стаканчик виски во имя вчерашних заслуг.
Покойся с миром.
1971 – Rolling Stones, достигнув статуса культовой супер-группы, озаботились вопросом снижения себестоимости своего творчества. Логичным разрешением этого вопроса стало открытие собственного лейбла Rolling Stones Records, ставшего подразделением Atlantic Records »»
1985 – По всему миру прозвучала песня We are the world, записанная звездами мировой сцены, включая Майкла Джексона, Билли Джоэла и Дайану Росс. Доходы от радиотрансляции составили более 60 млн.$. На запись песни в студию почти все музыканты приехали на лимузинах, исключая Брюса Спрингстина - он приехал на… »»
1994 – Курт Кобейн, лидер грандж-формации Nirvana, покончил жизнь самоубийством. Его тело было обнаружено спустя двое суток, рядом лежала записка: "Я не чувствую радости ни когда пишу музыку, ни когда ее слушаю... И это длится уже много лет" »»
Stan LEVEY (1925)
Jack CLEMENT (1931)
Stanley TURRENTINE (1934)
Agnetha FALTSKOG (1950)
Pharrell WILLIAMS (1973)
Макс ИВАНОВ (1974)