Мы пообщались с DJ Shadow за кулисами фестиваля EXIT-2010: звезда танцполов не чурается и выступлений на крупных фестивальных площадках. Нам удалось разговорить Джошуа Пола Дейвиса (Joshua Paul Davis), и он поведал нам о своих славянских корнях, о роли материального в жизни, а также о том, как ему удается разграничивать творческий процесс и бурную личную жизнь отца семейства.
Звуки: Ты часто концертируешь, при этом играешь как в клубах, так и на фестивальных площадках. А открой секрет, как ты готовишься к сету, как его компонуешь?
DJ Shadow:"Часто" - это не то слово. Вся моя жизнь состоит из переездов, гастролей, бесконечных выступлений. Я, конечно, пытаюсь как-то подстроить сеты под культуру той страны, в которой играю, но это не всегда удается, просто потому что я не успеваю эту страну узнать как следует. Вот, сегодня например, я прогулялся по городу. С Сербией меня многое связывает – мой отец родом из Югославии, так что я попытался понять эту страну, почувствовать ее. Не знаю, получилось или нет, но я позвонил отцу, рассказал ему о своих ощущениях... Отец очень растрогался.
Звуки: А в чем разница между твоим клубным и фестивальным сетом?
DJ Shadow: Фестиваль – это всегда вызов, некий рубеж, играть на фестивале существенно сложнее, чем в клубе. Я вспоминаю, как в 2006 году играл на Wireless Festival в Лондоне. Девять экранов, многокиловаттный звук – потрясающе! Но пойми, я никогда не стремился к масштабным шоу. Наоборот, я хочу, чтобы в моих выступлениях прослеживалась концепция, был виден замысел, идея, которую я закладываю в свою музыку. И, конечно, мне интересно, смогу ли я сыграть концептуальный сет на фестивале. Получится ли? Поймут ли? Не знаю. Впрочем, я всегда могу быстро сориентироваться и поменять пластинки (смеется).
Звуки: А, может, стоит не пластинку сменить, а просто сыграть новые композиции, которые никто до этого не слышал?
DJ Shadow: Ага, есть мысль сыграть пару-тройку новых вещей... Такой соблазн всегда присутствует. Не знаю, может быть, и сыграю. Под настроение.
Звуки: В тебе таинственным образом сочетаются активно гастролирующий музыкант и нежно любящий отец. Как удается сочетать активное творчество и семейную жизнь? Дети еще помнят, как выглядит их отец?
DJ Shadow: Когда в 2004 году появились на свет двое моих детей, я серьезно задумался о том, как мне разграничить творческий процесс и личную жизнь. Но я нашел выход. Я арендовал студию, в которой работаю каждую неделю по четыре-пять дней. Я живу там, сплю, ем – четыре дня каждую неделю. Это – мое рабочее пространство, там я сочиняю, там я работаю над пластинками. А потом – я приезжаю домой, играю с детьми, и это не имеет ни малейшего отношения к работе. Так что для меня сочинение музыки – процесс интимный, требующий жесткой концентрации и самодисциплины. А дом - это дом, это дети, это телевизор, это игры и игрушки. И никакого сочинительства!
Звуки: Но музыку-то ты дома слушаешь! Кстати, как на тебя влияет новая музыка?
DJ Shadow: Конечно, я постоянно слушаю самую разную музыку, не ориентируясь на какие-то определенные жанры и стили, пытаюсь понять, что нравится публике, что востребовано, что нет. Анализирую рынок.
Звуки: Рынок рынком, а концерты - концертами. Сегодня ты играешь на фестивале EXIT, который в свое время стал символом свободы против режима Милошевича. А что в твоем понимании свобода?
DJ Shadow: Хороший вопрос. На меня огромное воздействие, как на музыканта, оказал хип-хоп. А хип-хоп – это ведь, по сути, и есть выражение свободы. Я всегда поражался тому, как в хип-хопе люди одновременно могут выразить и социальный протест, и какие-то душевные терзания, и при этом добавить даже немного юмора или какой-то словесной провокации... То есть хип-хоп казался мне высшей точкой самовыражения. А что такое свобода как не самовыражение?
Звуки: То есть музыка - это и есть свобода...
DJ Shadow: Именно так. Я- скучный человек, собственно, кроме музыки меня мало что интересует (смеется). Все мои друзья музыканты, музыка постоянно меня окружает, музыка – это моя жизнь. И, конечно, я понимаю, что для многих людей музыка – единственный способ не только заявить о себе, но и просто рассказать всем о том, что они думают и чувствуют. Я сам был и есть такой, только мне за мое самовыражение еще и деньги платят.
Звуки: Ну, тогда если музыка - это свобода, то не могу не спросить, как ты относишься к свободному распространению музыки, например, посредством скачивания в интернете. Ну и заодно, не досаждают ли сетевые пираты?
DJ Shadow: Еще один хороший вопрос. Правда, я не знаю, с какой точки зрения на него отвечать...
Звуки: Зависит от того, сколько у тебя точек зрения...
DJ Shadow: Вот, смотри, с одной стороны, я – музыкант, и мне важно, чтобы мою музыку услышало как можно больше народу. С этой точки зрения я обеими руками за бесплатное распространение музыки. Но, с другой стороны, я поп-артист, как ни крути. Для меня важна и коммерческая составляющая – если все бесплатно скачают мою новую пластинку, и никто ее не купит, то чем я буду кормить семью? А у меня двое детей, и я ничего, кроме как сочинять музыку, и не умею. Так что тут для меня материальная составляющая оказывается несколько более важной... Уж извини.
Дата рождения:
29 июня 1972
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)