BAD RELIGION  Придумали и верят

Брукс Уэйкерман пришел в Bad Religion в 2001, заменив повредившего руку Боби Шайера и, несмотря на прогнозы скептиков, не только удержался в команде, но и внес свой вклад в звучание звезд американской панк-сцены. Десять лет вместе — достаточный срок, чтобы утвердить свой статус не сессионного музыканта, а полноценного участника банды, поэтому Уэйкерману есть что рассказать о политике, сочинении песен и обезьяне в парламенте, накануне первого российского концерта Bad Religion.

Грохот ударных — его семейное дело: тридцатитрехлетний барабанщик Брукс Уэйкерман (Brooks Wackerman) не зря вырос под чутким надзором отца (стучавшего преимущественно в джазовых коллективах) и старшего брата Чэда, выступавшего с Фрэнком Заппой и Стивом Ваем (Frank Zappa, Steve Vai). Под стать родне и Брукс — в его обширном послужном списке числятся туры с Suicidal Tendencies, Tenacious D и Infectious Grooves. Но главным делом для Уэйкермана стало приобщение к легенде хардкор-панка Bad Religion — Брукс пришел в группу в 2001, заменив повредившего руку Боби Шайера (Bobby Schayer) и, несмотря на прогнозы скептиков, не только удержался в команде, но и внес свой вклад в звучание звезд американской панк-сцены. Десять лет вместе — достаточный срок, чтобы утвердить свой статус не сессионного музыканта, а полноценного участника банды, поэтому Уэйкерману есть что рассказать о политике, сочинении песен и обезьяне в парламенте, накануне первого российского концерта Bad Religion.

Звуки.RU: О грядущей пластинке Bad Religion итак уже достаточно слухов в сети, может быть вы сами расскажите, чего стоит ждать поклонникам от выхода "The Dissent of Man"?
Брукс: Я думаю, что этот альбом станет собранием всех лучших моментов Bad Religion, и он понравится и тем фанатам группы, что любят ее песни времен 80х, и тем, кто больше тяготеет к материалу 90х. Думаю, мы нашли что-то, что объединит их всех. "The Dissent of Man" совершенно точно не будет иметь исключительно политического окраса, так как мы уже сочинили множество песен на самые разные темы, да и вообще решили отвлечься немного от темы политики.

Звуки.RU: Чем для вас является хардкор, какой смысл вы вкладываете в это слово?
Брукс: Хардкор — это способ самовыражения в агрессивно-звучащей музыке. Конечно, также это и заметное движение в музыкальной истории, без которого она бы многое потеряла. Кроме того, это и определенные песни, объединяющие людей самого разного возраста. Все вместе и составляет хардкор.

Звуки.RU: Хардкор первоначально был музыкой обозленных подростков, а сейчас, как вы говорите, его слушают и взрослые люди, вполне вписавшиеся в ту картину мира, против которой когда-то выступали хардкорщики. Вы не находите это чем-то ненормальным?
Брукс: Нет, почему же? Если вам что-то нравится, то почему вы от этого должны отказываться с годами? Сейчас я вижу, что на наши концерты ходят люди с детьми и мы ничего не имеем против этого! Наоборот, это здорово, что старшее поколение приобщает своих потомков к тем ценностям, которые сформировали их жизнь!Я думаю, что такие фанаты — это одно из лучших приобретений для группы, играющей вот уже тридцать лет!

Звуки.RU: А сами-то вы в детстве что слушали? То, что вам давали слушать родители?
Брукс: Нет, не совсем (смеется). Первые воспоминания у меня связаны с записями Van Halen, ни о каком панке я тогда еще не слышал. Знакомство с панком у меня состоялось в возрасте 14 лет, причем, с британской его частью: Sex Pistols, Crass и т.д. Славные времена!

Звуки.RU: У вас уже тогда был свой кумир-барабанщик?
Брукс: Ну если у вас есть пара свободных часов, то я могу, конечно, перечислить всех (смеется). Я всегда был здорово увлечен ударными, поэтому очень большое внимание уделял тому, какое положение занимает барабанщик в группе и как он относится к своему делу. Из тех, кто произвел на меня наибольшее впечатление в детстве я могу назвать Терри Боззио (Terri Bozzio), Бадди Рича (Buddy Rich), Томми Ли (Tommy Lee), Алекса Ван Халена (Alex Van Halen) и Стюарта Коупленда (Stewart Copeland).

Звуки.RU: Довольно пестрый список. Вы сами видите что-то общее среди этих музыкантов?
Брукс: Сложный вопрос! Мне нравятся многосторонние люди, которые способны проявить себя вне зависимости от стиля, к которому они формально принадлежат, люди, легко переходящие от жанра к жанру и везде добивающиеся выдающегося результата. Мой отец был барабанщиком и он научил меня слушать самую разную музыку и никогда не зацикливаться на металле, панке, джазе или чем-то еще. Даже несмотря на то, что меня считают "панк-барабанщиком", я стараюсь черпать вдохновение отовсюду и насыщать простой панк-бит чем-то нестандартным, несвойственным направлению.

Звуки.RU: Вы стучали в нескольких композициях на альбоме Korn "Untitled", в других же за ударные отвечал столь любимый вами Терри Боззио — вы как-то пересекались в студии в то время или же не доводилось?
Брукс: Нет, тогда все приглашенные музыканты записывались в разное время и по отдельности, поэтому мы не видели друг друга. Но вообще мы с Терри очень дружим, правда, в это как раз время мы с ним не особо общались, он слишком был сильно занят делами Korn, поэтому нам редко удавалось поговорить. Но то, что я поучаствовал в записи альбома вместе с Терри — большая честь для меня.

Звуки.RU: Что вы испытывали, когда вас пригласили в Bad Religion? Все-таки, остальные участники группы сильно старше вас, вы не испытывали трудность в нахождении общего языка с ними?
Брукс: Ну мне до этого приходилось играть в панк-группах — например, в Suicidal Tendencies. И всегда я был самым юным в коллективе, для меня это привычно, мне даже нравится играть с более умудренными опытом музыкантами, я могу у них многому научиться, что-то перенять.

Звуки.RU: Я слышал, что вы играете на гитаре в свободное время — то есть, навыки игры Бретта Гуревича (Brett Gurewitz) на гитаре вы тоже перенимаете?
Брукс: За гитару я взялся в 11 лет, но я всегда учился чему-то у тех, с кем я выступаю. Для меня гитара — это не самоцель, а лишь удобный способ сочинять песни, я не стремлюсь стать самим совершенством, мне это просто не нужно — для меня гитара стала лишь средством адекватного построения композиция, постижения ее устройства. Ну и кроме того, любому музыканту нужно практиковаться на разных инструментах, это сильно повышает его уровень. Вообще, это могло быть и пианино, но я почему-то выбрал гитару.

Звуки.RU: Вы провели с Bad Religion последние десять лет, как вы можете охарактеризовать этот период в истории группы? Конечно, вам сложно сравнивать, но все же, что вы думаете?
Брукс: О, это было славное десятилетие, полное приключений и открытий. Я прошел путь от первого знакомства с участниками Bad Religion до настоящей дружбы! Я думаю, это можно сравнить с попаданием в школу — место, где ты беспрестанно что-то делаешь и чему-то учишься, но главное, что ты оттуда выносишь — это твои лучшие друзья, которые будут с тобой всю жизнь и которые не надоедают, даже когда ты видишь их каждый день. Я не испытывал такого ни с одной группой прежде, поэтому надеюсь, что вместе с Bad Religion мы выпустим еще не один десяток альбомов тем же составом!

Звуки.RU: Известно, что у участников Bad Religion довольно разные взгляды на жизнь: на политику, общество и религию в том числе. Как вы уживаетесь вместе?
Брукс: Да, у нас есть разногласия, но... (заминается), что касается наших политических взглядов, то здесь мы точно на одной стороне, это заметно и по альбому "Empire Strikes First", когда мы были совершенно солидарны друг с другом, что тот порядок, который на тот момент царил в стране, был недопустим! К тому же, я сам предпочитаю находится в компании разных по своим взглядам людей, чем среди оголтелых фанатиков, поступающих всегда одинаково.

Звуки.RU: Джордж Буш-младший, хоть его и ненавидели все подряд — от Лори Андерсон (Laurie Anderson) до Ministry, все же сделал благую вещь: консолидировал целую армию исполнителей против него, взять хотя бы серию сборников "Rock Against Bush". A сейчас оппозиция, кажется, потеряла cвоего оппонента. Сегодня вам не так-то должно быть просто критиковать правительство как прежде, верно?
Брукс: Да, но если у нас был бы выбор — обезьяна в правительстве, о которой можно написать еще один гневный альбом, или умный и тонкий политик, на которого можно положиться, но про которого не сочинишь памфлеты, то, я, пожалуй, выберу второй вариант. И я рад, что все так сложилось. Но до тех пор, пока по телевизору идут новости — нам будет о чем петь. Мы поем не о конкретных личностях, а о глобальных явлениях, которые были и будут всегда: войны, болезни, нищета.

Звуки.RU: Ну а какую-то ответственность за свои высказывания вы несете? Слушатели доверяют вам — достаточно ли хорошо вы разбираетесь в этих вопросах, чтобы выносить свои суждения?
Брукс: Мы стараемся следить за тем, что происходит в мире — мы, конечно, не эксперты, но ведь мы и отображаем взгляды простых людей, правильно? К тому же, мы что-то периодически обсуждаем в турне, у нас нет одной "говорящей головы", ко всем решениям мы приходим совместно, и какой бы сложной не была бы обстановка в мире, мы стараемся в ней разобраться. К тому же, хоть без политики и не было бы Bad Religion, но все же мы поем не только о ней, но и самых разных вещах.

Звуки.RU: Этот вопрос было бы логичнее адресовать организаторам вашего концерта — но все же, что вы думаете по поводу того, что на него не будут пускать лиц младше 18 лет? Все-таки, панк популярен именно среди самых юных людей, и они очень расстроятся, что не увидят вас вживую.
Брукс: Ну да, мы очень расстроены этим, ведь мы сами хотим, чтобы на концерты Bad Religion могли прийти люди всех возрастов. И если бы в мой город приезжали Bad Religion и мне было бы меньше 18-ти, я бы тоже был бы очень расстроен этим. Но что мы можем поделать? Мы постараемся приехать в Россию еще раз и на этот раз так, чтобы попасть смогли бы все желающие.

Bad Religion
Клуб "Milk Moscow"
20 июля

12.07.2010, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

BAD RELIGION - свежие публикации: