Представьте, что по соседству с вами живет клоун. Хороший, талантливый клоун, который каждый вечер в цирке падает носом в опилки, пускает длинные струи искусственных слез и веселит детишек. После представления он снимает грим, переодевается в нормальный "человеческий" костюм и идет домой. Но вот однажды клоун перестает носить гражданскую одежду и повсеместно-постоянно щеголяет в клоунском костюме и гриме. А теперь скажите, какие мысли приходят вам в голову по поводу такого экстравагантного соседа?
С Laibach примерно та же история, что и с клоуном. Пока они выполняли функцию одних из основных сатириков Европы - все было понятно и простительно. Одни из основателей индастриала, они варили потрясающий аудиовизуальный компот, который вызывал на концерте смех, восторги, но недоумение - никогда. Однако сегодняшний Laibach, настоявшийся, тридцатилетней выдержки, напомнил вкусное элитное вино, которое по недоразумению оставили в открытой бутылке.
Программа действа, прошедшего 19 мая в клубе "Б1 Maximum" состояла из трех неравнозначных частей: старых песен с первых альбомов, сопровождавшихся оригинальным видеорядом, подобранным лидером коллектива Иваном Новаком (Ivan Novak), перепевок-гимнов с альбома "Volk", и небольшого количества старых хитов. Наверное, усталым от концертных марафонов жителям государства NSK (вымышленной основателями группы страны) такая программа более, чем по сердцу, но вот что подумал зритель?
Начался концерт c выхода вокалистки и клавишницы Мины Шпилер (Mina Špiler), которая прокричала в мегафон несколько фраз по-немецки. Грянул в барабаны Янез Габрич (Janez Gabrič), взвыли синтезаторы Сасо Фолльмайера (Sašo Vollmayer) и Луки Ямника (Luka Jamnik), и лишь затем на сцену медленным тяжелым шагом вышел Милан Фрас (Milan Fras). Начали с архаичных "Smrt Za Smrt" и "Drzava", которые сопровождались типично "лайбаховским" черно-белым видеорядом с непонятными техногенными агрегатами. И лишь на "Brat Moj" все внимание немногочисленной публики сосредоточилось на экранах, а не на сцене - хитрец Новак выбрал для иллюстрации этой старой песни фрагменты порнофильма, демонстрирующего прием, именуемый в киноискусстве "глубокая глотка". Тут-то и стало понятно висевшее на входе в клуб предупреждение о том, что дети до 18 лет на концерт не допускаются.
Добить публику Laibach решили следующей видеоинсталляцией на песню "Krvava Gruda", в которой Новак продемонстрировал ни много ни мало, а съемки родов, прокрученные в обратной последовательности: младенчик вместо появления на свет отправлялся обратно в материнскую утробу. Зрелище, надо сказать, не для слабонервных. А главное - совершенно нелогичное, словно клоунский костюм в деловом офисе: зачем? для чего? что вы хотите этим сказать?
Cлов более не нашлось, потому - запустим танцы. Концерт продолжился блоком песен с альбома "Volk". Все-таки Laibach мы любим не столько за экстремальные видеоряды, сколько за неуемную фантазию, благодаря которой они даже из официального гимна могут сделать нечто дико смешное и в то же время оригинальное. Муза Полигимния полезла за пузырьком корвалола: Laibach шандарахнули гимнами Турции, Англии и Франции (вот тут видеоряд с гильотиной пришелся как нельзя кстати). И только затем пришел черед незабвенных "God Is God" и "Tanz Mit Laibach", где Фрас дал публике возможность как следует поорать слова вместе с ним.
Несмотря на общую эклектичность и алогичность концерта, звучала группа, как это не странно, весьма и весьма прилично. Особенно надо отметить мастерство Габрича, который сочетает игру на обычной, акустической установке с электронными барабанами: у Янеза стоит сдвоенный драм-кит, по которому он порхает с сумасшедшей скоростью, мгновенно переключаясь с одной установки на другую. Весьма достойно артикулировала клавишные фразы и Мина Шпилер, подчеркивая короткими ритмичными пассажами общую музыкальную канву, создаваемую остальными участниками группы.
На бис исполнили, конечно же, два гимна - ""Rossiya", в котором Мина вполне недурно пропела русский текст, и "Slovania", под который на экране демонстрировалась картинка, иллюстрирующая экспансию славянских народов на территорию Европы. Зал заорал: "Life Is Life!", но свой главный хит Laibach так и не исполнили вживую: песня прозвучала лишь в записи. Под нее на экранах полетели титры, объясняющие, кто есть кто в группе, а музыканты вышли на прощальные поклоны.
... На выходе из клуба предлагался разнообразный мерчендайз: от слюнявчиков с символикой "Volk" до презервативов с надписями Laibach и Antisemitizm. Паспорта NSK на этот раз не продавались: судя по всему, государство переживает не самый лучший период. Хочется надеяться, что в свой следующий визит Laibach привезут в Москву нечто более цельное. Конечно, тема порно для современности опорна, но, в конце концов, есть же и другие способы экстремального развлечения!
1924 – Родилась Сара Вон - одна из величайших джазовых вокалисток XX-го века, наряду с Билли Холидей и Эллой Фицджеральд »»
1927 – Родился Мстислав Ростропович - советский и российский виолончелист, дирижёр и правозащитник »»
1950 – Родился Тони Бэнкс - британский автор песен, пианист, клавишник, гитарист-самоучка, один из основателей прог-рок группы Genesis »»
1967 – Ливерпульская четверка установила музыкальную гегемонию в сингл-чарте Австралии. Первые шесть строчек хит-парада заняли битловские композиции »»
1993 – День рождения группы «Краденое Солнце» »»
Sarah VAUGHAN (1924)
John MARASCALCO (1931)
Johnny COPELAND (1937)
Bunny SIGLER (1941)
Tony BANKS (1950)
VICTOR BAILEY (1960)