Филипп Коэн Солаль (Philippe Cohen Solal), один из участников Gotan Project – в фирменном костюме-тройке и шляпе рассказывает Звукам о новом альбоме "Tango 3.0", выходящем 19 апреля, туре в его поддержку и любви к танго.
Звуки: Добрый вечер, Филипп! Сразу хочется спросить, как прошел концерт Gotan Project в Петербурге?
Филипп Коэн Солаль: Замечательно. Видите ли, вчера был самый первый день нашего нового тура, и мы играли много треков с альбома "Tango 3.0", который еще даже не вышел – это очень интересно, потому что люди не знают нового материала, и очень любопытно наблюдать, как они внимательно слушают, прислушиваются. Конечно, мы играли и старые вещи с "Lunatico", "La Revancha del Tango", но мы решили, что в туре "Tango 3.0" сделаем упор на все новые вещи; причем, у нас не только музыка новая, но и визуальная составляющая, сценография, - все новое. И даже некоторые музыканты новые.
Звуки: Как Tango 3.0 отличается от предыдущих записей?
Филипп: На этом альбоме произошла настоящая эволюция звучания Gotan Project. Всем нашим почитателям, уверен, понравится. Конечно, все песни узнаваемы, но не до такой степени, чтобы с первых минут звучания слушатель сказал: "а, да-да, это я уже когда-то слышал". Мы хотели вернуться к нашим электронным корням, поэтому на этом альбоме больше электроники, но она совсем ненавязчивая. Когда мы начинали записывать свои первые альбомы, всем было в диковинку: ух ты, танго, замешанное на электронике! А сейчас электроника повсюду, людей этим не удивишь. У наших новых песен очень силен дух спонтанности: мы написали 20 треков, а в альбом вошло только 11…
Звуки: Что же стало с оставшимися девятью?
Филипп: Ха – некоторые выйдут бонусами на другом издании альбома, некоторые – еще не доделаны, некоторые мы просто отбросили. Так вот, о том, что отличает эту пластинку от предыдущих: мы немножко стали путешествовать от танго к другим жанрам: к блюзу, к африканской коренной музыке… Каждый трек для нас – приключение.
Звуки: Вы упомянули о новых музыкантах – как поменялся состав?
Филипп: У нас замечательная новая скрипачка, она же играет на кларнете, и на такой странной штуковине, представляющей собой скрипку и горн одновременно; такая скрипка с водруженным на нее граммофоном – очень интересная вещь. Звучит очень породисто, как будто прямо из прошлого. У нас новая концертная солистка, Клаудиа, не та, что записывалась на альбоме – она из Буэнос-Айреса, потрясающая женщина, вы сами все увидите на концерте. И мы трое. На альбоме у нас много духовых, да и вообще в тур мы взяли приличное количество незадействованных ранее инструментов – электрический бас, мандолину.
Звуки: Почему вы решили открыть турне именно в России?
Филипп: Думаю, это Россия выбрала нас! Нам очень нравится здесь играть, у вас здесь есть какая-то связь с танго. Танго основано на африканской музыке из Аргентины, и постепенно туда приезжало много эмигрантов, в том числе и из России – например, как семья нашего Эдуардо Макароффа. Поэтому в танго часто можно услышать русские нотки: в его меланхолии, в очень специфичном звуке. Танго везде: есть русское танго, финское танго, французское танго, - все, что хотите. Нам нравится играть здесь, потому что люди открытые, с легкостью принимают все новое.
Звуки: Вы говорите: русское танго. А слышали ли вы русское танго когда-нибудь?
Филипп: Да! Немного. Давно, в начале девяностых, я работал в России с Никитой Михалковым над фильмом "Урга" - был консультантом по музыке. Композитором был Эдуард Артемьев. Помню, что мы записывались с оркестром Большого театра. Так что, да, я слышал русское танго.
Звуки: К слову об оркестре – вам никогда не хотелось поработать с большими формами?
Филипп: Для "Lunatico" мы кое-что записывали с оркестром танго, но в будущем хотелось бы, разумеется, попробовать симфонический оркестр, и чтобы не только на записи, но и на концертах! Но на "Tango 3.0" мы хотели чего-то более интимного, волнующего. Я бы сказал даже "органичного". И новый альбом, действительно, получился органичным.
Звуки: А как насчет сотрудничества на новом альбоме – вы записывались с внушительным количеством музыкантов, с теми же Calexico…на новом альбоме что-то подобное будет?
Филипп: Доктор Джон (Dr. John) – легенда блюза из Нового Орлеана, куда я ездил работать –записал первый трек на альбоме. Аргентинский музыкант, эдакий Том Уэйтс (Tom Waits) от танго, тоже присутствовал на записи - Melingo. Так, кто еще, кто еще, что-то я запамятовал имена. Поработали с Брижитт Фонтень (Brigitte Fontaine). Много музыкантов-инструменталистов из Аргентины нам помогали – например, в одной композиции у нас есть гармоника – и мы нашли лучшего профессионала в этой области.
Звуки: Вы по-прежнему играете много Пьяцоллы?
Филипп: Эм, не так много, у нас в программе пока всего один трек, а на концертах мы его вообще не играли – и так хватает свежего материала. Мы большие фанаты Пьяцоллы. Он перевоссоздал, возродил и изменил танго. Он для танго как Гершвин для джаза. Господь Бог.
Звуки: Как вам кажется, все можно превратить в танго?
Филипп: Очень хороший вопрос. Я думаю, что да. Чем больше я работаю с Gotan Project, тем чаще замечаю, что в танго можно превратить все. Это, понятное дело, вопрос выбора; на первом альбоме я предложил переделать Фрэнка Заппу (Frank Zappa), который совсем не танго. Но мы превратили его в танго, и превратили хорошо. На новом альбоме не будет каверов, но зато будут референции к другим музыкальным течениям. Мы можем превратить танго в минимал техно, а минимал техно в танго. Даб? Разумеется. Блюз? Танго – это блюз Буйнос-Айреса. Соул музыка? Танго – душа Аргентины. Знаете, если вы делаете что-то с чистым сердцем, нет никаких барьеров и ограничений для танго, кроме созданных человеком. Мы стараемся избавиться ото всех ограничений.
Звуки: Вам когда-нибудь надоедает танго?
Филипп: Я помню, что после "Lunatico" со мной случилось что-то подобное. Я тогда отошел от танго и стал заниматься совсем другой музыкой, у меня был сольный проект: сочинял кантри, блюграс, поехал в Нэшвил, Теннеси, чтобы записываться на природе. Мне было важно уехать в Нэшвил и дистанцироваться от танго. Эдуардо и все остальные музыканты – аргентинцы, и у них танго в крови, а я француз. Так что мне нужно было ненадолго отдалиться и посмотреть на все со стороны. Из этого соло-проекта, кстати, у меня родилось много хороших идей для Gotan Project. Так что это важно. Но, скажу вам откровенно, как только я переслушиваю альбомы Пьяцоллы, я снова полон вдохновения писать танго. Это как с женщинами: ты говоришь им "Нет-нет, я больше тебя не люблю" - а потом смотришь на нее и все забываешь. Танго – как женщина, от которой никогда не можешь уйти.
1963 – Родился Джеймс Лабри, вокалист американской рок-группы Dream Theater . Также Джеймс является участником True Symphonic Rockestra »»
J.B. LENOIR (1929)
Delia DERBYSHIRE (1937)
Johnnie TAYLOR (1938)
Tammy WYNETTE (1942)
РАФАЭЛЬ (1943)
Bill WARD (1948)
Martin SIMPSON (1953)
Ian MCCULLOCH (1959)