Признаться честно, известие о проведении замечательного крымского фестиваля "Соседний Мир" в клубе "Точка" застало нас врасплох — сначала, не разобравшись толком, воображение нарисовало самые жуткие картины: отказ от привычных планов на отпуск, превращение блестящего культурного вида отдыха на юге в типично столичное развлечение (коих, в общем-то, хватает) и т.д. Причины такой тревоги просты — сложно представить инициативу лучше, чем сильный русский фестиваль (а именно таким и является "Соседний Мир") на море. В прошлом году мне довелось побывать в городе Щелкино, неподалеку от которого проводится "СМ" и к этим воспоминаниям действительно хочется возвращаться — устроители фестиваля на пустом месте смогли создать трехдневное, насыщенное (помимо дневной концертной части были и ночные показы в кинотеатре под открытым небом, фотовыставки, выступления спортсменов и прочие летние развлечения) мероприятие, организованное с нездешней дотошностью и аккуратностью. Исключительно своими силами они смогли сделать фестиваль таким, что его и с западными аналогами можно сравнить без особого стыда за отечество. При том, что идея полноценного рок-фестиваля на югах (в конце-концов, электронно-танцевальные события здесь проходят очень давно) лежит на поверхности, с таким эффектом она еще не была реализована никем. Судя по всему, у "СМ" уже появляются последователи: например, симпатичное "западническое" объединение Future Sound Of Russia планирует грандиозный скачок из клуба "16 Тонн" к побережью Абхазии — и все это не может не радовать.
Теперь история "Соседнего Мира" приобретает еще больший размах: локальный фест в "Точке" — это не замена, а дополнение к большому летнему фестивалю в Крыму. Иметь компактный внесезонный аналог становится общей тенденцией — сначала зимний "Авант", теперь "домашний" "СМ", который, как обещают организаторы, станет еще и кочевать по стране, а Москва — это лишь первая остановка на большом пути передвижного мероприятия. Ну тут уж все слова заканчиваются — не ожидал, что найдутся подобные герои в наших краях. И дело здесь не только в глобальности замыслов — одного взгляда на лайн-ап московского "СМ" хватает, чтобы понять, что именно такого фестиваля перенасыщенному культурному пространству столицы остро не хватает: без тяжелой артиллерии вроде громких западных хэдлайнеров, но честно и без особых перекосов представляющего пост-советскую независимую сцену.
Из всех участников, единственные, кто вызывают сомнения — это группа "ГДР", ну хотя бы по приведенным здесь причинам. В остальном же - "СМ" собирает первых лиц независимой сцены и, если, кто-то, как, например, "...и Друг Мой Грузовик", сыграют по случаю (на днях Грузовики будут отмечать десятилетие концертной деятельности в клубе "Икра" — обещают играть даже такие прочно забытые, но от этого не менее стоящие вещи как "Мои цветные колеса", то других участников организаторы выписывают издалека. Наличие "Грузовиков" в сетке любого мероприятия уже гарантирует отличный вечер, но случай с "СМ" особый: "Грузовики" — давние друзья фестиваля, они выступали уже дважды в рамках "крымского отделения", теперь настал черед поддержать домашнюю инициативу. Помимо старых хитов "...иДМГ" наверняка сыграют и еще не записанные песни. Еще осенью Антон Слепаков обещал Звукам.RU "живой-студийный" альбом и, судя по сведениям от группы, пластинка под кодовым названием "Живот" (простите, так и вспоминаются костромские чтецы Комба БАКХ с их "животниками") вот-вот увидит свет, так что выступление иДМГ в рамках "Соседнего Мира" в "Точке" можно смело называть "предпремьерным". Еще одна группа, перекочевавшая из летнего лайн-апа в Точку — "Удаленные Файлы", проект Вадима Еремеева из Zdob Si Zdub и "Небо здесь", представит в этот вечер свой обновленный состав и новые же песни.
Приятно и наличие "белорусского десанта" в лице "Петли Пристрастия" и озорных гаражников The Toobes. Концерт в поддержку альбома "Всем Доволен" показал, что, во-первых, "Петля" превосходно звучит в живую, а во-вторых, у Ильи Черепко и группы в запасе есть немало отличных песен, не вошедших на дебютную пластинку. Вообще, по "Соседнему Миру" можно сделать далекоидущие выводы о состоянии независимого музыкального движения — группы, заявленные в фестивальной программе сложно назвать молодыми, но, быть может, и это и к лучшему. Такая, если хотите, «молодость без молодости» на деле оборачивается куда большим запасом прочности по сравнению с абсолютными новичками, превознесенными до небес прессой. Совсем юные начинания обычно не доживают даже до третьего альбома (об этом, по совпадению, недавно писал и мой коллега Ник Завриев, что только подтверждает, что эти идеи витают в воздухе), а те, кто уже пережил многое и упорным трудом проложил себе дорогу, не только не бронзовеют, но и, напротив, оказываются во главе движения. Так стало и с "Фруктовым Кефиром", которому, не знаю, шутки ли ради, дали на минувшей премии RAMP звание «Открытия года» (при том, что коллектив существует уже девять лет), то же самое происходит и с зажигательными самарскими электророкерами Bajinda Behind The Enemy Lines, чередой резких фестивальных наскоков взявших Москву и потянувших за собой целую "волжскую волну" интересных коллективов. Последним для полномасштабного успеха не хватает только скорого выхода долгоиграющего релиза (не вечно же презентации синглов устраивать, ей-богу), тем более, что песен на нее набралось с лихвой. Вот, к примеру, новая вещь "Бажинды" - на мой взгляд, очень даже хорошая:
Конечно, "Соседнему Миру" есть еще куда расти (к примеру, было бы здорово подключить представителей гаражной и стоунер-сцены двух столиц, ведь там немало очень талантливых команд, способных на ударные фестивальные выступления), но то, что эта история несмотря на кризис, гнет времени и пресыщенность публики живет — уже невероятное достижение. И, если "Соседнему Миру" суждено проходить и в других городах, то наверняка организаторов прозовут "новыми передвижниками". Но мне кажется, что правильнее будет обратится в их адрес с другим, пусть и однокоренным словом — подвижники.
Соседний Мир: ...и Друг Мой Грузовик, Фруктовый кефир, ГДР, Удаленные файлы, The Toobes, Bajinda Behind the Enemy Lines, Петля Пристрастия, Mari! Mari!
Клуб "Точка"
25 февраля 18:00
2000 – Скончался Андрей Романов aka Дюша, клавишник группы "Аквариум". После знакомства с американским музыкантом Ричардом Майером начал играть на флейте. Cмерть музыканта наступила во время концерта с Николаем Рубановым ("Аукцыон") в петербургском клубе "Спартак" »»
Ralph BURNS (1922)
Julian PRIESTER (1935)
Gilberto GIL (1942)
Ian PAICE (1948)
DJ SHADOW (1972)
Nicole SCHERZINGER (1978)
Edward MAYA (1986)